Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Использование инновационных технологий в усвоении орфорамм по русскому языку в начальной школе.
Использование инновационных технологий в усвоении орфограмм по русскому языку в начальной школе.

В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.
Инновационное образование – это процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности, как отдельного человека, так и общества в целом.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Анализ работы практической деятельности учителя начальных классов позволяет утверждать, что использование инновационных технологий , что приемы занимательности, система увлекательных дидактических игр и упражнений способствуют формированию орфографических навыков в начальной школе, повышает качество знаний учащихся.
Как считает представитель методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, введение элемента занимательности на уроках – это главное орудие начальной школы, которым можно действовать как умственное, так и нравственное развитие учащихся, развивать их мысль и любознательность. Система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций, благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма, развитие интереса к слову и языку вообще.
Как сделать язык интересным, занимательным, любимым предметом для ребенка? Наверное, каждому учителю понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряли своего значения в начальном звене. Л.С. Выготский писал: «В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде». Опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Освоение учебной деятельности идёт медленно. Дети, приходя в 1 класс, не знают, что такое «учиться».
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и производительностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Игра способствует развитию у детей психических процессов. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности. Они не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе.
Также существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу. Ребёнок не может сразу же освоить новую для него роль – роль ученика. Игра во многом способствует преодолению этих трудностей.
Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. И особенно коллективная игра. На каждом уроке ждут с нетерпением дети заветных слов учителя: «А теперь давайте поиграем». Но грамматическая игра – дело серьезное. И программную тему нужно повторить, и словарный запас обогатить, и наблюдение провести, и проследить, чтобы всем было интересно.
Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть спокойно на уроке и пяти – десяти минут. У них повышенная утомляемость – требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Неустойчивое внимание надо заинтересовать интересным материалом, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно.
Для учителя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребёнка материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.
Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение и – что очень важно! – воспитывает чувство коллективизма.
Если при выполнении какого-то сложного упражнения или задания учитель в основном опирается на сильных учеников, на умственные способности и на предприимчивость. (То в игре каждый ученик) А слабоуспевающие остаются в тени, сомневаясь в своих знаниях. То в игре каждый ученик может не только проверить свою смекалку, но и получить истинное удовольствие от своих первых маленьких побед.
На протяжении многих лет работы в начальных классах нами наблюдалось, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. В результате изучения лингвистической и методической литературы ( С.Н.Лысенкова, Эльконин-Давыдов), наблюдения опыта учителей и его анализа пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.
Опыт учителей–новаторов технологичен, т.е. педагогические идеи, общественно важные и значимые для всех получают воплощение в конкретных приёмах, способах, методах, которыми можно овладеть.
Наиболее эффективными приёмами использования занимательного материала по русскому языку, мы выбрали методику, которую разработала Волина Валентина Васильевна, учитель начальных классов школы №175 г. Москвы, общественный методист, отличник народного просвещения.
Если играми, кроссвордами, ребусами, загадками можно закрепить изучаемый материал, то как же интересно и увлекательно подать материал, познакомить с той или иной орфограммой. Здесь мы используем грамматические сказки и рифмованные правила, разработанные Волиной В.В.
Дети очень любят сказки, внимательно слушают, затаив дыхание приключения букв, их путешествия, споры и дружбу. Надолго, а может и навсегда запомнят, почему шипящие не дружат с гласными Ы, Ю, Я; или зачем безударные гласные надо ставить под ударение; или почему подружились имена существительные женского рода с Ь знаком и так далее.
После ознакомления со сказкой, учитель умело завлекает детей к изучению правила, но не тех правил, которые обычно приводятся в учебниках, а рифмованных правил, которые дети заучивают в классе с большим удовольствием.
Например, при ознакомлении (правил) с темой «Безударные гласные в корне слова» во 2 классе, я знакомлю со сказкой «Заколдованные буквы». «Как – то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник…» В сказке они узнают, что первыми встретили волшебника гласные буквы. Их – то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква О на А, Е на И, А на О, И на Е. Случилась в Стране величайшая путаница. И кто же пришёл на помощь к гласным буквам? Конечно же доброе Ударение. Завершается сказка волшебными словами: Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
Затем после обмена впечатлениями о данной сказке, учитель детям предлагает разучить рифмованное правило для проверки безударных гласных в корне слова: Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
Следующий пример приведу по теме «Мягкий знак после шипящих в именах существительных». Для ознакомления с данной темой и правилом орфограммы правописания Ь знака после шипящих, я использую сказку «Мягкий знак ищет слова»: «Как – то в волшебной Стране Азбуковедения произошло землетрясение…»
В данной сказке дети узнают, что после землетрясения Ь знак не смог найти своё место среди слов. И тогда он пошел к словам мужского рода. Но они не взяли к себе, так как решили, что им не положено смягчаться. Они ведь воины. Им нужны нож, плащ, шалаш. И тогда он решил отправиться к словам женского рода, потому что они добрые. И действительно, женщины посочувствовали ему и взяли к себе.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
Игра для детей- это самая настоящая учёба, т.к. введение в урок занимательных упражнений, игр ненавязчиво обогащает словарный запас, активизирует внимание детей, расширяет кругозор, прививает интерес к предмету, развивает творческую фантазию, воспитывает нравственные качества. И главное – это огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке!

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Жанат (2011-01-26) | Автор: Жанат E
Просмотров: 1841 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 11:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru