Использование инновационных технологий в усвоении орфограмм по русскому языку в начальной школе. В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной. Инновационное образование – это процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности, как отдельного человека, так и общества в целом. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Анализ работы практической деятельности учителя начальных классов позволяет утверждать, что использование инновационных технологий , что приемы занимательности, система увлекательных дидактических игр и упражнений способствуют формированию орфографических навыков в начальной школе, повышает качество знаний учащихся. Как считает представитель методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, введение элемента занимательности на уроках – это главное орудие начальной школы, которым можно действовать как умственное, так и нравственное развитие учащихся, развивать их мысль и любознательность. Система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций, благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма, развитие интереса к слову и языку вообще. Как сделать язык интересным, занимательным, любимым предметом для ребенка? Наверное, каждому учителю понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряли своего значения в начальном звене. Л.С. Выготский писал: «В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде». Опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Освоение учебной деятельности идёт медленно. Дети, приходя в 1 класс, не знают, что такое «учиться». Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и производительностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Игра способствует развитию у детей психических процессов. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности. Они не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Также существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу. Ребёнок не может сразу же освоить новую для него роль – роль ученика. Игра во многом способствует преодолению этих трудностей. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. И особенно коллективная игра. На каждом уроке ждут с нетерпением дети заветных слов учителя: «А теперь давайте поиграем». Но грамматическая игра – дело серьезное. И программную тему нужно повторить, и словарный запас обогатить, и наблюдение провести, и проследить, чтобы всем было интересно. Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть спокойно на уроке и пяти – десяти минут. У них повышенная утомляемость – требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Неустойчивое внимание надо заинтересовать интересным материалом, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Для учителя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребёнка материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить. Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение и – что очень важно! – воспитывает чувство коллективизма. Если при выполнении какого-то сложного упражнения или задания учитель в основном опирается на сильных учеников, на умственные способности и на предприимчивость. (То в игре каждый ученик) А слабоуспевающие остаются в тени, сомневаясь в своих знаниях. То в игре каждый ученик может не только проверить свою смекалку, но и получить истинное удовольствие от своих первых маленьких побед. На протяжении многих лет работы в начальных классах нами наблюдалось, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. В результате изучения лингвистической и методической литературы ( С.Н.Лысенкова, Эльконин-Давыдов), наблюдения опыта учителей и его анализа пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Опыт учителей–новаторов технологичен, т.е. педагогические идеи, общественно важные и значимые для всех получают воплощение в конкретных приёмах, способах, методах, которыми можно овладеть. Наиболее эффективными приёмами использования занимательного материала по русскому языку, мы выбрали методику, которую разработала Волина Валентина Васильевна, учитель начальных классов школы №175 г. Москвы, общественный методист, отличник народного просвещения. Если играми, кроссвордами, ребусами, загадками можно закрепить изучаемый материал, то как же интересно и увлекательно подать материал, познакомить с той или иной орфограммой. Здесь мы используем грамматические сказки и рифмованные правила, разработанные Волиной В.В. Дети очень любят сказки, внимательно слушают, затаив дыхание приключения букв, их путешествия, споры и дружбу. Надолго, а может и навсегда запомнят, почему шипящие не дружат с гласными Ы, Ю, Я; или зачем безударные гласные надо ставить под ударение; или почему подружились имена существительные женского рода с Ь знаком и так далее. После ознакомления со сказкой, учитель умело завлекает детей к изучению правила, но не тех правил, которые обычно приводятся в учебниках, а рифмованных правил, которые дети заучивают в классе с большим удовольствием. Например, при ознакомлении (правил) с темой «Безударные гласные в корне слова» во 2 классе, я знакомлю со сказкой «Заколдованные буквы». «Как – то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник…» В сказке они узнают, что первыми встретили волшебника гласные буквы. Их – то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква О на А, Е на И, А на О, И на Е. Случилась в Стране величайшая путаница. И кто же пришёл на помощь к гласным буквам? Конечно же доброе Ударение. Завершается сказка волшебными словами: Ударение над гласной Может сделать букву ясной! Затем после обмена впечатлениями о данной сказке, учитель детям предлагает разучить рифмованное правило для проверки безударных гласных в корне слова: Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты её немедленно Поставь под ударение. Следующий пример приведу по теме «Мягкий знак после шипящих в именах существительных». Для ознакомления с данной темой и правилом орфограммы правописания Ь знака после шипящих, я использую сказку «Мягкий знак ищет слова»: «Как – то в волшебной Стране Азбуковедения произошло землетрясение…» В данной сказке дети узнают, что после землетрясения Ь знак не смог найти своё место среди слов. И тогда он пошел к словам мужского рода. Но они не взяли к себе, так как решили, что им не положено смягчаться. Они ведь воины. Им нужны нож, плащ, шалаш. И тогда он решил отправиться к словам женского рода, потому что они добрые. И действительно, женщины посочувствовали ему и взяли к себе. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» Игра для детей- это самая настоящая учёба, т.к. введение в урок занимательных упражнений, игр ненавязчиво обогащает словарный запас, активизирует внимание детей, расширяет кругозор, прививает интерес к предмету, развивает творческую фантазию, воспитывает нравственные качества. И главное – это огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке!
|