У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра. А.С.Макаренко Успешное изучение любого урока невозможно без развития познавательного интереса учащихся к предмету. А это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, использования активных форм, в том числе игровых. Игра – это своего рода независимая деятельность, в которой ученик может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость требования, и запреты, столь свойственные миру взрослых. Игра – свойство самореализации и самовыражения. Но у ребенка есть и другие занятия, которые он игрой не назовет, хотя в них он вроде, бы тоже свободен, в реализации своих желаний. Это рисование, конструирование. Однако, в отличие от игры, в них есть ощутимый материальный результат – рисунок, постройка и.т.п. – от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление самого материала, получить желаемый результат. Что же привлекает в игре? Сам процесс действования. Но действие в игре – особое, ненастоящее. Действие в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков, каким ему хочется быть – путешественник, археолог, ученый; в игре, ребенок там, где ему хочется быть – в космосе, на море, на раскопках, в сражениях. Он участник интересных и привлекательных событий – сражается с восставшими, руководит войной, помогает населению. Игра позволяет остановить мгновение, повторить и прожить его еще много раз. Что же дает игра для психического развития ребенка? Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий. Игра, имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая события, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начале нравственности. Большое влияние оказывает игра и на развитие учащихся способность взаимодействовать с другими учащимися. Кроме того, что ребенок (ученик), воспроизводит в игре взаимодействие и взаимоотношения, осваивает правила, способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится прояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. В игре (ученик) получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны учителя. Безусловно, игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка. Но она помогает решать и более узкие педагогические задачи. В игре может происходить усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков. Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и, прежде всего желание действовать в процессе игры, желание управлять игрой. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать, но этого недостаточно, особенно в современной школе. Другие школьники, другие программы, другие требования… Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать уроки интересными и увлекательными, ее актуальность повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией: телевидение, видео, радио, компьютерные сети, Интернет. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Не следует забывать, что если в основе труда и учения лежит определенная программа и обусловленные требования, то в основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. Но игра, участником которой будут ребята, потребует от них определенного умственного напряжения, настойчивости, терпения и организованности. Как тут установить, грань между трудом и игрой, да и следует ли это делать? А если речь идет о создании новых игр, сделанных и оформленных самими учащимися, то это уже бесспорно труд, причем труд творческий, плодотворный. От коллектива ребят, занятых таким трудом, потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучают выслушивать критические замечания товарищей и думать над устранением подмеченных в игре недостатков, развивают и укрепляют у учащихся чувство коллективизма. Последнее особенно полезно для детей с повышенным самолюбием, с болезненно развитым чувством превосходства. А из ребят, обладающих организаторскими способностями, в играх незаметно вырастают общепризнанные авторитеты. Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Для учителя, который хочет организовать игру на уроке, самой важной целью должна быть радость ребенка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием. Против игр как простого средства развлечения в часы досуга, против недооценки познавательного и воспитательного значения игры в жизни ребенка наряду с А.С.Макаренко, выступал А.М.Горький. Он писал, что «игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Важно отметить, что почти все учителя, применявшие игру на уроке, отмечают, что игра – это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не своих (взрослых) соображений и удобства и порядка. Игровая деятельность позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия любого материала на уроке. Она исключает нежелательную зубрешку. В игре знания усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Таким образом, игра не мистическое, внутренне присущее ребенку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой он овладевает.
|