Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ
У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.
А.С.Макаренко

Успешное изучение любого урока невозможно без развития познавательного интереса учащихся к предмету. А это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, использования активных форм, в том числе игровых.
Игра – это своего рода независимая деятельность, в которой ученик может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость требования, и запреты, столь свойственные миру взрослых.
Игра – свойство самореализации и самовыражения. Но у ребенка есть и другие занятия, которые он игрой не назовет, хотя в них он вроде, бы тоже свободен, в реализации своих желаний. Это рисование, конструирование. Однако, в отличие от игры, в них есть ощутимый материальный результат – рисунок, постройка и.т.п. – от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление самого материала, получить желаемый результат.
Что же привлекает в игре? Сам процесс действования. Но действие в игре – особое, ненастоящее. Действие в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков, каким ему хочется быть – путешественник, археолог, ученый; в игре, ребенок там, где ему хочется быть – в космосе, на море, на раскопках, в сражениях. Он участник интересных и привлекательных событий – сражается с восставшими, руководит войной, помогает населению.
Игра позволяет остановить мгновение, повторить и прожить его еще много раз.
Что же дает игра для психического развития ребенка? Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий.
Игра, имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом.
Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая события, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начале нравственности.
Большое влияние оказывает игра и на развитие учащихся способность взаимодействовать с другими учащимися. Кроме того, что ребенок (ученик), воспроизводит в игре взаимодействие и взаимоотношения, осваивает правила, способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится прояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
В игре (ученик) получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны учителя.
Безусловно, игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка. Но она помогает решать и более узкие педагогические задачи. В игре может происходить усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков.
Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и, прежде всего желание действовать в процессе игры, желание управлять игрой.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать, но этого недостаточно, особенно в современной школе. Другие школьники, другие программы, другие требования…
Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать уроки интересными и увлекательными, ее актуальность повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией: телевидение, видео, радио, компьютерные сети, Интернет. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.
Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Не следует забывать, что если в основе труда и учения лежит определенная программа и обусловленные требования, то в основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. Но игра, участником которой будут ребята, потребует от них определенного умственного напряжения, настойчивости, терпения и организованности. Как тут установить, грань между трудом и игрой, да и следует ли это делать? А если речь идет о создании новых игр, сделанных и оформленных самими учащимися, то это уже бесспорно труд, причем труд творческий, плодотворный. От коллектива ребят, занятых таким трудом, потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучают выслушивать критические замечания товарищей и думать над устранением подмеченных в игре недостатков, развивают и укрепляют у учащихся чувство коллективизма. Последнее особенно полезно для детей с повышенным самолюбием, с болезненно развитым чувством превосходства. А из ребят, обладающих организаторскими способностями, в играх незаметно вырастают общепризнанные авторитеты.
Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Для учителя, который хочет организовать игру на уроке, самой важной целью должна быть радость ребенка.
В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Против игр как простого средства развлечения в часы досуга, против недооценки познавательного и воспитательного значения игры в жизни ребенка наряду с А.С.Макаренко, выступал А.М.Горький. Он писал, что «игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Важно отметить, что почти все учителя, применявшие игру на уроке, отмечают, что игра – это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.
Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не своих (взрослых) соображений и удобства и порядка.
Игровая деятельность позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия любого материала на уроке. Она исключает нежелательную зубрешку. В игре знания усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды.
Таким образом, игра не мистическое, внутренне присущее ребенку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой он овладевает.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: zhumagazina (2011-01-28) | Автор: Жумагазина Р.Б.
Просмотров: 1213 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 11:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru