Урок русской литературы в 5 классе Тема: Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Подготовила Покорская О.А., учитель русского языка и литературы Цель: сформировать первоначальные навыки сопоставительных характеристик литературных героев, показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни, подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи. Ход урока. 1. Эвокация. - Сегодня продолжаем работу по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Многие писатели и поэты обращались к теме Кавказа. Это и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. Как красива природа Кавказа: это горы, поросшие лесами, горные реки, ущелья. (Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ», показ слайдов с изображением природа Кавказа) Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье… - Не зря Толстой говорил: «Я был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен». - И люди здесь под стать природе: гордые, свободолюбивые. Именно здесь познакомились герои нашего рассказа Жилин и Костылин. 2. Реализация. - Цель нашего урока будет заключаться в том, чтобы рассмотреть жизненные ситуации, в которые попадают герои, и посмотреть, какие качества характера у них при этом проявляются. а) Стратегия «Перемешанные события». (Работа с интерактивной доской – флипчарт «Перемешанные события») 3. Жилин получает письмо от матери. 6. В дороге. Решение Жилина ехать одному. 9. Появление Костылина, его портрет. 5. Встреча с татарами. 1. Жилин попадает в плен. 7. Знакомство с Диной. 2. Отпуск. 8. Первая попытка побега. 3. Побег удался. Итоги проделанной работы. б) Работа с отрывками произведения. Письмо матери. Наше первое знакомство с Жилиным происходит через письмо. Ваше первое впечатление о герое, что вы можете о нем сказать? Отпуск Жилина. Его отношение с товарищами. В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление Костылина. (Просмотр фрагмента из кинофильма «Кавказский пленник») - Этот эпизод говорит о многом, раскрывает характер героев. Как вы можете охарактеризовать их поступки? Жилин попадает в плен. (Флипчарт «Литературное лото»). Вы видите карточки-характеристики, которые находятся внизу в разброс. Ваша задача распределить эти качества между Жилиным и Костылиным. При этом обязательно комментируйте свой ответ, используя факты из текста. (Работа сопровождается просмотром отрывков кинофильма). - Что у нас получилось? Какой вывод можем сделать? Герои явно противопоставлены друг другу. В их характеристике используются слова-антонимы. в) Такой прием в литературе получил название антитеза. (Запись определения в тетрадь, флипчарт стр 3). Антитеза – это сопоставление контрастных или противоположных образов, понятий, ситуаций в литературном произведении. г) Русская пословица гласит: «Свалилась беда на голову вдруг, но не беда, коль рядом верный друг». - Кому из персонажей вы бы отнесли эту пословицу? д) Составление пятистрочия Жилин Костылин е) «Геометрическиефигуры». -Перед вами геометрические фигуры:куб,прямоугольник…. .Какая фигура ассоциируется у вас с Жилиным, а какая с Костылиным. Обоснуйте свой ответ. ж) «Говорящие фамилии». - Почему Л.Н.Толстой дает своим героям именно такие «говорящие»фамилии?(Жилин- жила, которую нелегко перекусить, Костылин- костыль, который использут человек, нуждающийся в помощи. ) 3. Рефлексия. Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник». Кого он имел в виду? (Высказывания ребят) Учитель обобщает: Он имел в виду Костылина, находящегося не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, или Жилина, который остался служить на Кавказе, навсегда плененный красотой этого края, выбрал себе такую судьбу. 4. Домашнее задание. Написать письмо одному из героев рассказа.
|