Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина
Урок русской литературы в 5 классе

Тема: Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина
рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Подготовила Покорская О.А., учитель русского языка и литературы

Цель: сформировать первоначальные навыки сопоставительных характеристик литературных героев, показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни, подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.

Ход урока.

1. Эвокация.
- Сегодня продолжаем работу по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Многие писатели и поэты обращались к теме Кавказа. Это и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. Как красива природа Кавказа: это горы, поросшие лесами, горные реки, ущелья.

(Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ», показ слайдов с изображением природа Кавказа)
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье…

- Не зря Толстой говорил: «Я был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».
- И люди здесь под стать природе: гордые, свободолюбивые. Именно здесь познакомились герои нашего рассказа Жилин и Костылин.

2. Реализация.
- Цель нашего урока будет заключаться в том, чтобы рассмотреть жизненные ситуации, в которые попадают герои, и посмотреть, какие качества характера у них при этом проявляются.

а) Стратегия «Перемешанные события».
(Работа с интерактивной доской – флипчарт «Перемешанные события»)
3. Жилин получает письмо от матери.
6. В дороге. Решение Жилина ехать одному.
9. Появление Костылина, его портрет.
5. Встреча с татарами.
1. Жилин попадает в плен.
7. Знакомство с Диной.
2. Отпуск.
8. Первая попытка побега.
3. Побег удался.

Итоги проделанной работы.
б) Работа с отрывками произведения.
Письмо матери. Наше первое знакомство с Жилиным происходит через письмо. Ваше первое впечатление о герое, что вы можете о нем сказать?
Отпуск Жилина. Его отношение с товарищами.
В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление Костылина.
(Просмотр фрагмента из кинофильма «Кавказский пленник»)
- Этот эпизод говорит о многом, раскрывает характер героев. Как вы можете охарактеризовать их поступки?
Жилин попадает в плен. (Флипчарт «Литературное лото»).


Вы видите карточки-характеристики, которые находятся внизу в разброс. Ваша задача распределить эти качества между Жилиным и Костылиным.

При этом обязательно комментируйте свой ответ, используя факты из текста.
(Работа сопровождается просмотром отрывков кинофильма).

- Что у нас получилось? Какой вывод можем сделать? Герои явно противопоставлены друг другу. В их характеристике используются слова-антонимы.

в) Такой прием в литературе получил название антитеза. (Запись определения в тетрадь, флипчарт стр 3).
Антитеза – это сопоставление контрастных или противоположных образов, понятий, ситуаций в литературном произведении.

г) Русская пословица гласит: «Свалилась беда на голову вдруг, но не беда, коль рядом верный друг».
- Кому из персонажей вы бы отнесли эту пословицу?
д) Составление пятистрочия

Жилин Костылин
е) «Геометрическиефигуры».
-Перед вами геометрические фигуры:куб,прямоугольник…. .Какая фигура ассоциируется у вас
с Жилиным, а какая с Костылиным. Обоснуйте свой ответ.
ж) «Говорящие фамилии».
- Почему Л.Н.Толстой дает своим героям именно такие «говорящие»фамилии?(Жилин- жила, которую нелегко перекусить, Костылин- костыль, который использут человек, нуждающийся в помощи. )

3. Рефлексия.
Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник». Кого он имел в виду? (Высказывания ребят)
Учитель обобщает: Он имел в виду Костылина, находящегося не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, или Жилина, который остался служить на Кавказе, навсегда плененный красотой этого края, выбрал себе такую судьбу.

4. Домашнее задание.
Написать письмо одному из героев рассказа.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: POA (2011-01-30)
Просмотров: 13021 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru