Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Грамматика в рисунках Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков – он должен быть интересным и проблемным для ребенка, развивающим его способности. Творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя – основа многих современных технологий обучения. Думаю, они особенно полезны и уместны в 5-7 классах, когда дети не боятся фантазировать и с удовольствием делятся своими маленькими победам При групповой или индивидуальной работе в классе, а также в качестве домашнего задания предлагаю своим детям создать рисунки к изучаемому материалу. Таких рисунков, которые иллюстрируют отдельные орфографические правила и лингвистические понятия, у нас накопилось большое количество, поэтому мы с ребятами решили собрать их в сборник, который назвали «Грамматика в рисунках». Весь материал мы разбили на 5 разделов. В каждый раздел поместили небольшой справочный материал и соответствующий этому материалу рисунок. В первый раздел, названный нами «Ох уж эти морфемы!», мы включили орфограммы, встречающиеся в корнях, суффиксах и окончаниях слов. При изучении темы «Буквы Ч и Щ в суффиксе чик - щик» дети получили задание нарисовать к этому правилу дома рисунок , затем на уроке защитить свою работу. Из созданных детьми вариантов нам показался наиболее актуальным и убедительным рисунок «Выпускник», на котором изображен ученик, размышляющий о своей дальнейшей судьбе. В раздел «Морфологический калейдоскоп» мы поместили справочно-иллюстративный материал о спряжении глагола, правописании мягкого знака в глаголах, различении приставок не-ни в местоимениях и наречиях. Раздел «Заморочки в частях речи» включает особую группу существительных общего рода, производные предлоги. В этом разделе орфограмму «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» иллюстрирует портрет царевны, которой «уж замуж невтерпёж». Односоставные предложения, виды обстоятельств, составные сказуемые и рисунки к этим темам вошли в раздел «Синтаксическая пятиминутка». «Говорящие » рисунки, на наш взгляд, обретают свою информативность лишь в сочетании с комментарием. Поэтому на уроке мы часто обращаемся к различным лингвистическим сказкам и историям. Их немало в наших учебниках. Их создают, перерабатывают и наши учащиеся. «Сказка о дружбе» (о частях слова), «Две принцессы»(приставки пре-при), «Сказка об имени Прилагательном», «Сказка о Глаголе», «Братья Суффиксы» - эти истории составили последний раздел нашей совместной с ребятами работы «Лингвистические истории» Иллюстрация грамматического материала, в основе которого используется прием ассоциации, помогает, на наш взгляд, разбудить способность к творчеству, развивает лингвистическую фантазию детей, учит любить и чувствовать слово, убеждает детей в том, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах русского языка. М.А.Ельшибаева, Чекоманская средняя школа г.Семей | |
Просмотров: 3157 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|