Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, влияют на культуру поведения членов общества, с одной стороны, а с другой – являются следствием культуры поведения. Говоря о манерах поведения, подразумевают внешнюю форму общения человека с окружающими людьми (в переводе с французского языка слова «маниер» означает «прием», т.е. способ осуществления действий). Это проявляется в характерных для человека движениях, походке, особенностях речи, интонации мимики, жестикуляции, стиле одежды и т.д. «Волшебные слова»: «спасибо», «извините», «благодарю», «прошу прощения», «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста» - сильно воздействуют на человека. Всё это и много другое входит в понятие речевого этикета, т.е. культуры поведения в речевом проявлении. То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы по многу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились. Под речевым этикетом мы понимаем выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые. «Этикет (французское etiguette – ярлык, этикета)- совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим, в этом определении содержится указание на внешнее проявление отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными. Речевой этикет противостоит грубости. А грубость, хамство мешают жизни и работе. Писатель и врач Зорий Балаян высказывает и медицинские опасения: «Сейчас принято среди врачей говорить: «эпидемия инфаркта». Вроде бы каждому известно: инфаркт не инфекционное заболевание, при чем здесь «эпидемия»? Но призадумаешься – никакой ошибки нет. Инфаркт, как инфекция, передается от человека к человеку. Без микробов и вирусов. Передается через слово, через поступок, через отношение друг к другу. Меня всегда поражало и поражает: на государственной основе решали и решаем грандиозные по своим масштабам социальные и чисто медицинские задачи, а вот ликвидировать хамство и грубость не можем…Каждый из нас без труда припомнит десятки стрессовых ситуаций, родившихся буквально из ничего, из пустяка. Подсчитано, что стрессовое состояние в восемнадцати процентах случаев возникает в очередях. В двадцати процентах стресс порождается бюрократизмом. Львиная доля инфарктов возникает там, где на производстве нездоровый климат, где создается обстановка недоброжелательства, зависти, подсиживания, где оскорбляют и унижают человеческое достоинство» Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность помогает словесно выразить речевой этикет; он же, уместно и в меру употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения. Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека- возможность общаться с себе подобными. Счастье общения оценивает каждый, кому по тем или иным причинам приходится его лишаться, долгое время оставаясь в одиночестве. Недаром одним из самых тяжелых наказаний преступника считается заключение его в одиночную камеру. Человеческое общение изучается целым рядом наук: социологией, психологией, лингвистикой, медициной, этнографией и другими. И только совместные усилия ученых позволят нам ответить на вопрос, что же такое общение, в чем его специфика, каковы закономерности этого сложного явления. Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт дает немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо. Общение – это сложная деятельность, по крайней мере двух партнеров. Поэтому учет не только собственных интересов говорящего, но и постоянное внимание к собеседнику, к его особенностям и нуждам – первое условие подлинного общения. А ведь бывает и так, что два человека, думая вести диалог, усиленно «монологизируют»: каждый занят лишь собой и говорит о своем. В подавляющем большинстве случаев люди общаются ради обмена новыми сведениями, знаниями, когда есть потребность что-то сообщить собеседнику, к чему-то его побудить, о чем-то спросить. Это - обмен информацией, преимущественно интеллектуальной, логической. Обычно именно этот процесс называют коммуникацией. Но кроме передачи (получения) логической информации, люди в общении преследуют и другие цели. «Забегай, поболтаем»,- может пригласить друг. И мы испытаем большое удовольствие от «болтовни», от общения ради общения, от ощущения, что мы помним друг друга, понимаем друг друга с полуслова и без слов, хотим контактов, хотя, конечно, и обмен собственно информацией здесь произойдет. «Недавно ученые провели интересное наблюдение. Они взяли сто одиноких пожилых людей только что перенесших инфаркт. У пятидесяти (одиноких) больных были домашние животные - кошка или собака, а у пятидесяти не было никого. Из пятидесяти больных, имевших кошку или собаку, умерло в ближайшее время от перенесенного инфаркта три человека, а из пятидесяти больных, не имевших никого, умерли за тот же срок тридцать девять. Кошка потрется о ногу, собака положит голову на колени, посмотрит в глаза. И ту и другую можно погладить, можно с ними поговорить. - Ну, чего тебе *? Ну что ты вертишься под ногами? Скучно, да ? Мне тоже скучно, но я ведь не верчусь подобно тебе. Ну, что замурлыкала? Поняла, что про тебя говорят. Ну вот, полезла на колени, на плечо, целоваться, дурочка… И вот, оказывается, такого пустяка достаточно, чтобы происходила психологическая разрядка, чтобы на душе теплело и размягчалось» Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Вот что пишет сотрудник одной из московских библиотек Ирина Иванова: «Когда входит читатель и молча подходит к каталогам, я невольно воспринимаю это как неуважение к себе, становится обидно и за читателя и за себя. Подумаешь, не сказали «здравствуйте». Однако это необходимо для здорового климата в жизни людей, от которого зависит практически все». Учебные речевые ситуации могут создаваться на основе наблюдений над повседневной речью учащихся и окружающих их людей, а также на основе текстов художественных произведений. Для работы отбираются преимущественно те формулы речевого этикета, которые актуальны для данного возраста или станут таковыми в ближайшем будущем. В их число могут быть включены следующие выражения. Приветствие здравствуй(-те) наиболее употребительное добрый день (утро, вечер) дружеское, с указанием на время встречи привет дружеское, фамильярное здорово дружеское, чаще между мужчинами Прощание до свидания наиболее употребительное до скорого свидания с указанием на скорую встречу счастливого(доброго)пути при расставании, когда кто-то уезжает прощай (-те) при расставании надолго, возможно навсегда Благодарность спасибо наиболее употребительное большое спасибо выражение большей степени признательности Согласие остаюсь сдержанное согласие останусь с радостью согласие с выражением удовлетворения Вежливый отказ остался бы, да не могу Остался бы с радостью, но не могу с оттенком сожаления Обращение мама, папа, бабушка… милая + имя или слова мама, бабушка ласковое обращение к близким родная, родная моя и.т.п еще более теплое и нежное, чем обращение родная Детский поэт А.Л.Барто так описал возможность контакта при помощи одного лишь «здравствуйте»: Я была в стране Суомн… Пирог со свежей рыбой Вспоминаю часто: Разрезали на части Снежный лес, И на мое «Спасибо», И низкий домик. Смеясь сказала: Здрасте! И девчонка-Аста Я улыбнулась Асте, Она мне снова:-Здрасте… Она была глазаста, Ходила в белой блузке Всего одно словечко, И только слово «Здрасте» А как нас выручало! Могла сказать по-русски, Мы вышли на крылечко, Девчонка не молчала. Всего одно словечко, А как нас выручало! И на прощанье снова Потрескивала печка, Как пожеланье счастья Девчонка не молчала Звучало это слово - Здрасте… А как точно передал значимость приветствия поэт В. Солоухин: Здравствуйте ! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. Здравствуйте ! – Что особого тем мы друг другу сказали ? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире ? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь ? Можно сделать только один вывод: формула речевого этикета, не имея информативного значения, все же обладает какой-то своей, особой значимостью. Обратимся к цитате. «Наше сознание четко регистрирует данные зрения: поклон или небрежный кивок; слуха (о, тысячи оттенков !) и даже осязания: древнейший обряд рукопожатия приобрел в наше время новый, но не менее важный смысл. И когда с вами перестали здороваться люди, которых вы едва удостаивали кивком, это было для вас настоящим потрясением. Люди небезразличны к тому, кто, как и в какой последовательности их приветствует, обращается к ним с просьбой или приказывает, благодарит за услугу или воспринимает ее как должное, просит прощения даже за невольный ущерб или довольствуется своей безнаказанностью. «Здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «извините» -внедрение в обиход этих четырех слов я считаю важнее собирания макулатуры, и было бы совсем неплохо, если бы коллективными усилиями физиологов и гуманитариев было создано нечто вроде кодекса бытовой социальной гигиены. Информация в речевом этикете социальная, о мере уважения к собеседнику, типа: «Я тебя замечаю, вижу, признаю твое человеческое достоинство, уважаю тебя, хочу с тобой контактов, желаю тебе добра» и т.п. Извините меня, пожалуйста! – это значит, что я признаю свою вину ( а это для всякого собеседника лестно) и очень прошу ( а это ему тоже лестно), вас, человека уважаемого (ведь я обращаюсь на «вы»), не сердиться и простить меня. Благодарю вас !- это значит, что я замечаю вашу услугу ( а это собеседнику лестно) и уважая вас, готов к ответному доброму действию (благо дарю!) Если вдуматься в старое ( этимологическое) значение, в современном языке уже немотивированное, в таких выражениях выступит на поверхность весь глубоко доброжелательный их смысл: Здравствуйте – будьте здоровы; Всего доброго – пожелание хорошего, как и в приветствиях Добрый день, Доброе утро, Добро пожаловать; Спасибо- спаси бог (за доброе дело) и многое другое. «В формах человеческих взаимоотношений много традиционного (…). И истоки нашего пожелания «С новым годом! С новым счастьем»- в языческих заклинаниях, которыми пытались «накликать» это счастье. Корни его древни почти столь же, сколь древен род человеческий». Сейчас уже никто из говорящих не имеет в виду старых значений этих выражений, но общий смысл доброжелательства ощущает каждый, поэтому и велика наша потребность в получении таких знаков внимания от своих собеседников. Приведенный перечень формул речевого этикета в процессе обучения может расширяться или же, напротив, сокращаться по усмотрению учителя в зависимости от особенностей класса. Характеристики формул также не являются исчерпывающими, так как в конкретной речевой ситуации при наличии определенного интонационного оформления или в определенном контексте значения этикетных высказываний могут изменяться. Так, например, обращением милая моя может начинаться не только изъявление симпатии, но и выражение недовольства: Милая моя, Вы забываетесь ! Один из этапов сравнения формул речевого этикета, выраженных словами и словосочетаниями, как раз и будет связан с выявлением лексических и стилистических оттенков их значения. Ведь прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает. Работа по определению значений формул речевого этикета может проводиться на основе анализа художественных текстов. Вот несколько отрывков из художественных произведений, используемых при анализе значений формул прощания: до свидания – счастливого (доброго) пути. - Я не всех зверей возьму в Африку,- сказал доктор Айболит.-… А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Аззу, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю. - А нас ? – закричали Таня и Ваня.- Неужели мы останемся здесь без тебя ? - Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки.- До свидания, дорогие друзья !... Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали: - Ничего не поделаешь: мы еще маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей… За ней побежали утята – пять штук… Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул: - Счастливый путь, утята ! Ребята надо мной засмеялись. - Что вы смеетесь, глупыши?- сказал я ребятам.- Думаете, так-то легко попасть утятам на озеро ? Снимайте живо шапки, кричите «до свидания» ! И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: - До свидания, утята! А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: «В добрый путь!» На основе приведенных текстов выделяем наиболее общие отличия в значении встречающихся формул прощания. До свидания – наиболее употребительное, нейтральное выражение. Может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает. Счастливого пути, в добрый путь совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя нелегкая дорога. Кроме того, М.Пришвин в эти слова вкладывает особую сердечность и доброту. Не случайно мальчишки, которые сначала закидали утят шапками, а потом по приказу прощались с ними, кричали просто до свидания, а не счастливый путь, как сам автор. Особенности формул до скорого свидания и прощай, которые могут рассматриваться как выражения противоположных значений, достаточно очевидны и определяются учащимися без каких-либо затруднений. Поэтому тексты, иллюстрирующие ситуации употребления словосочетания до скорого свидания и слова прощай, они могут подобрать сами. Чем больше будет подобрано текстов, тем больше нюансов в значении, а следовательно, и в употреблении этих формул будет найдено учащимися. Аналогичную работу можно проделать и при анализе формул приветствия. Приведем один из текстов: Кенга и Ру мирно проводили послеобеденное время у большой ямы с песком. Крошка Ру упражнялся в прыжках в высоту и в длину и даже в глубину. …И в этот момент на холме появился не кто иной, как Пух. - Добрый день, Кенга, - сказал он. - Добрый день, Пух. - Привет, Ру, малыш! - Мы как раз собираемся домой...- сказала Кенга.- Добрый день, Кролик. Добрый день, Пятачок. Кролик и Пятачок, которые тем временем показались с другой стороны холма, тоже сказали «добрый день» и «привет Ру», а Крошка Ру пригласил их посмотреть, как он прыгает. Кролик, Винни-Пух, Пятачок и Кенга – существа приблизительно одного возраста (Кенга, видимо, немного старше), у них дружеские отношения, поэтому они приветствуют друг друга словами добрый день, как равный равного. С Крошкой Ру и Винни-Пух, и Кролик, и Пятачок, не сговариваясь, здороваются совсем по-другому: дружески-фамильярно- привет! Так найдено одно из отличий этих двух формул. Добрый день Винни-Пух обозначает не совсем то же самое, что добрый день Кенги. Дело в том, что Винни-Пух, Пятачок и Кролик в тот самый день собирались украсть Крошку Ру, чтобы потом сказать свое зловещее «ага». Винни-Пух должен отвлечь внимание Кенги, именно поэтому он выбирает подчеркнуто беспечное приветствие и называет этот день добрым: «усыпляет» бдительность Кенги и свое волнение. Иногда одно слово здравствуйте, сказанное тепло и искренне, может помочь в установлении взаимопонимания между людьми гораздо лучше, чем холодное, брошенное на ходу добрый день. Работа с текстами не только позволит учащимся выяснить оттенки значений формул речевого этикета в различных ситуациях, но и даст им возможность вновь перечитать любимые книги глазами исследователей. Перед пятиклассниками раскрываются особенности поведения и речи героев. Таким образом, учащиеся по-новому воспринимают уже известные им произведения. Работа по освоению формул речевого этикета учащимися может вестись и в другом направлении: от заданной ситуации к выбору оптимального выражения. Подобные задания могут основываться на ситуациях, часто встречающихся в повседневной жизни детей: приветствие и прощание с другом, с его родителями, со своими родственниками, с хорошо знакомыми и незнакомыми людьми; общение при личном контакте, по телефону, в письмах и т.д. Учащимся могут быть предложены следующие задания. 1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым уже здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? 2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет двадцати. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения - ты или вы (здравствуй, здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данном случае, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? 3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отъезде. Написать открытку? Но как лучше начать её? 4. Прошлым летом вы отдыхали на море. Там познакомились с мальчиком с Урала. Но вот уже почти год не переписывались с ним. В это лето вы вновь собираетесь в то же место и решаете написать ему письмо. Какую бы форму приветствия вы выбрали и почему? Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми. Поэтому естественно, что работа в этом направлении будет в своей основе содержать вопросы: Почему вы выбрали ту или иную формулу речевого этикета в данной ситуации? Как лучше выразить свои мысли и чувства в той ситуации общения, в которую вы попали? Однако наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к людям чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие. Антуан до Сент-Экзюпери на страницах одного из своих произведений ( «Письмо к заложнику») писал: «самое важное чаще всего невесомо…Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть». Добрая улыбка становится у Сент-Экзюпери символом человечности и согласия. И было бы очень хорошо, если бы она стала символом доброты, внимательности и вежливости для наших детей. А этому в значительной степени могут способствовать уроки родного языка. [/c]Используемая литература 1. Халезова Н.А. О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала ( На материале темы «Словосочетание»;Журнал русский язык в школе, Просвещение., 1992г 2. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте». Речевой этикет в нашем обществе, Издательство «Знание» Москва, 1989г 3. Цитаты по книге; Теоретические проблемы речевого общения.-М., 1977, с.99 4. Алпатов В.М. Категория вежливости в современном японском языке.- М., наука, 1973 г 5. Якубинский Л.П. О диалогической речи. – В книге: Русская речь. Петроград, изд Фонетического института практического изучения языков, 1923, с.167 6. Русская разговорная речь. Тексты. – М; наука, 1978г с.269-270 7. Добрович А.Б. Общение; наука и искусство. – М; Знание, 1978, с. 31-32 8. Фолсом Ф. Книга о языке. – М; Прогресс, 1974 г., с 14
|