Одно из самых закоренелых и труднопреодолимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо. Дж. Родари Сегодня дети все больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребенок попадает в сильнейшую зависимость от теле - или компьютерной реальности, а игры со сверстниками, которые проявляют собственную волю и которых не выключишь кнопкой, его просто пугают. Запреты здесь не помогут. Выход один - детям должно быть известно что-то более интересное, чем компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом. Школа- учреждение серьёзное. Успехи учеников и труд учителя измеряются в знаниях, умениях и навыках, а развитие ребёнка, способность самостоятельно мыслить, строить взаимоотношения с людьми - всё это в задачу школы обычно не входит. Главное требование к ученику - пассивно усваивать сообщаемые сведения и легко воспроизводить их. Однако для ребят, да и для общества было бы лучше, если бы выпускники владели не только самыми важными сведениями, но и умели все понадобившиеся им знания быстро добыть, осмыслить и применить. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться «через не хочу». Отделённый от учителя невидимой баррикадой, ребёнок и с одноклассниками не привык сотрудничать. Изменить что-либо сложно. Как же активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как сделать, чтобы учиться было интересно? Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. К активным формам и методам относят проблемные лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей, тематические дискуссии, всевозможные олимпиады и деловые игры - как наиболее сложную форму активного обучения. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Классики русской педагогики (Ушинской К.Д., Рубинштейн C.Л, Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др.) в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К.Д.Ушинский. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателей и обучающихся. В.Ф.Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства её реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Исследования психолога Славиной Л.C. (Славина Л.C . «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам» М., 1959) показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Отсюда неправомерен и вопрос «нужна ли игра в учебном процессе?». В одних условиях нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет и педагог стремится его создать, то игра может стать хорошим помощником учителя. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры,- это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес их внутренней сути. Психолог В.В.Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок»,- В.Ф.Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие- важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направленно именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием. В таких играх завоевание победы для выигрыша - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности. Методический принцип, наиболее важный при проведении игр на уроке - принцип от-крытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка, и кроме того, закладывая фундамент игровой культуры. Поэтому можно сказать, что обсуждение правил игры равно по значимости самой игре. Процесс обсуждения, согласования, освоения сложных правил, решение возникающих при игре разногласий, обращение к кодексу правил, попытки его изменить - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой так не хватает не только детям, но и взрослым. Это лучший путь к развитому, гибкому мышлению, способному учесть сразу несколько точек зрения и при этом увидеть главное. Можно провести отдельные занятия, посвященные теме игры: зачем люди играют, что мы называем игрой, какие игры нам нравятся и почему, как правильно описывать игру, как можно ее модифицировать, к каким последствиям приводят те или иные изменения в правилах и какие могут быть критерии «хороших» и «плохих» изменений. Успех игры зависит прежде всего от атмосферы, которая сложится в группе. Есть игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. При этом чем чаще дети будут играть, чем меньше будут воспринимать игру как неожиданный «перерыв» в учебе, тем легче и точнее они будут настраиваться на игру. В игре заключены и большие воспитательные возможности, так как она способствует формированию вариативного способа мышления. Конечно, урок на игровой основе вряд ли может решить все проблемы, связанные с повышением интереса ребят к учебе, а значит, и качества их знаний. Учитель должен добиваться прежде всего, чтобы заинтересованное отношение ребят к учебе питалось самим предметом, а уже потом игрой. Но сбрасывать ее со счетов не следует. Ведь учиться должно быть интересно!
|