Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка Что заставило меня работать над этой проблемой? В настоящее время учащиеся слабо владеют орфографической грамотностью, а время требует, чтобы они были грамотными, читающими, образованными. Многие дети грамотны от природы, т. е. чувствуют правила грамотного писания интуитивно; некоторые любят читать, и у них хорошо развита зрительная память; другие же живут в окружении грамотных, много читающих взрослых , которые могут объяснить правильное написание того или иного слова. Но таких детей не так уж много, и не каждый родитель может помочь ребёнку. Поэтому меня, как и многих учителей, очень волнует проблема орфографической грамотности учащихся. В чём же причины возникновения этой проблемы? Во-первых, в том, что дети не хотят читать или мало читают; во-вторых, неумело применяют правила, хотя большая часть детей знает их, а пишет неграмотно; в-третьих, у многих детей плохо развита орфографическая зоркость, поэтому они не видят нужную орфограмму. Чтобы поднять уровень грамотности учащихся, я рекомендую проводить уроки работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, уроки работы над орфограммой и орфографическими правилами, уроки работы над ошибками диктанта. На уроках русского языка я работаю таким образом: в пятом классе рассказываю детям о том, что язык с течением времени изменяется, что в составе слова тоже происходят различные изменения, и знание происхождения слова во многих случаях помогает научиться правильно писать и употреблять его. Полезно, чтобы ученики кратко записывали сведения об этимологии слов ( удобнее это делать в специальной тетради ). До урока записываю нужные слова на доске (два-три слова) и закрываю их. В нужный момент рассказываю об этимологии изучаемых слов (обычно более подробно, чем это потом отразится в записи), а затем открываю запись. Ученики читают её, комментируют и переписывают в тетради. Так как пятиклассники ещё не знакомы с латинским шрифтом, слова и морфемы из языка-источника передаются русскими буквами. Например, ознакомив ребят по учебнику с правописанием слов брошюра, парашют, жюри, сообщаю следующее: «Слова брошюра (небольшая печатная книжка без переплёта), парашют (аппарат в виде большого зонта для замедления спуска с самолёта), жюри (группа специалистов, присуждающая премии на состязаниях, конкурсах) заимствованы из французского языка. Слово брошюра, как и брошь, образовано от глагола броше («сшивать»); парашют - от слов пара («против»), шют («падение»); жюри – от юри («клятва, присяга»); раньше жюри обозначало «суд» и являлось родственным слову юрист; существительное жюри среднего рода, не склоняется». В словарях-справочниках может быть сделана следующая запись: Брошюра - бро-шю-ра (от франц. броше – «сшивать»; брошь – «иголка, булавка». Брошюра, брошюрка, сброшюровать. Парашют- па-ра-шют (от франц. пара – «против», шют – «падение»). Парашют, парашютик, парашютист, парашютный Жюри – жю-ри (от франц. юри – «клятва, присяга») – сущ. ср. рода, не склоняется. Кроме того, я считаю полезным работать над орфограммой и орфографическим правилом . Называя в самом начале орфограмму, тем самым сообщаю и цель урока. Название орфограммы записываю на доске, учащиеся - в тетрадях. Затем записываю примеры слов с данной орфограммой и подчёркиваю в них эту орфограмму, например: разбежаться, распределить, цирк, цыплёнок, стереть, стирать. Для выяснения условий, от которых зависит выбор того или иного написания, использую индуктивный путь в применении к вариантным орфограммам (например, буквы ё – о в корне слова: шёпот, шорох; буквы о - а в корне рос- -раст-: росли, растут) и дедуктивный путь в применении к безвариантным орфограммам (например, не с глаголами: не был, отсутствие мягкого знака на конце прилагательных после шипящих: жгуч). Завершаю анализ условий выбора орфограммы их графическим обозначением: буквы подчёркиваются двумя чертами, грамматические признаки записываются либо над словом, либо рядом со словом в скобках, так же обозначается часть слова, в которой находится орфограмма, например: каким? разгореться; предполагать; синим платком ( м. р., т. п.) После этого перехожу к анализу орфографического правила. При анализе орфографического правила выясняются: 1) структура правила; 2) перечень условий, от которого зависит написание; 3) возможная последовательность поиска орфограммы. Затем учащиеся анализируют образец письменного объяснения орфограммы: указывают изучаемую орфограмму, называют условия, от которых зависят выбор этой орфограммы и её опознавательные признаки. На втором этапе обучаю школьников умению находить изучаемую орфограмму и применять изучаемое правило. Записав на доске слова шёпот, шорох, чёрный, жёлудь, жёрнов, шёлковый, шов (при изучении орфограммы «Буквы ё - о после шипящих в корне слова»), на первом примере показываю, как нужно находить и объяснять изучаемую орфограмму. Возможное рассуждение: «Произнесём слово шёпот. В нём после шипящих под ударением слышится гласный [о], который входит в корень слова. Значит, в этом слове надо писать букву ё». Одновременно с рассуждением на доске графически обозначаю условия, от которых зависит написание этой орфограммы. Подобным же образом объясняю правописание изучаемой орфограммы в слове шорох, указывая, естественно, на то, что хотя в нём тоже слышится гласный [о] и находится он после шипящего, но в этом слове пишется не буква ё, а буква о. Письменное объяснение написания буквы о в этом слове получится следующим шорох (искл.). Следующее слово (чёрный) разбирается по данному образцу коллективно. Третий пример (в данном случае слово жёлудь) объясняет кто-либо из учащихся и графически обозначает эту орфограмму. Затем предлагаю школьникам самостоятельно выполнить эту работу. К уроку работы над ошибками диктанта готовлюсь тщательно: 1) проверяю тетради и среди ошибок на изученные правила выбираю типичные ошибки; 2) выявляю индивидуальные ошибки школьников; 3) определяю количество диктантов, написанных на «5», «4», «3», «2»; 4) подбираю наиболее эффективные упражнения для коллективной работы над типичными ошибками и карточки для индивидуальной работы, а также задания для учащихся, не допустивших ошибок или сделавших 1-2 ошибки. В этом помогает «Дидактический материал…». Хорошо, если к внутренней стороне обложки ученических тетрадей приклеены кармашки, куда в процессе проверки работ можно вложить карточки с индивидуальными заданиями или номера карточек из «Дидактического материала…». Урок работы над ошибками диктанта – это, в сущности, урок повторения и закрепления пройденного. Специфика же урока над ошибками заключается в том, что школьники учатся определенным приемам исправления ошибок, приемам объяснения написания слов или постановки знака препинания, приемам самостоятельной работы над ошибками. На таких уроках широко используются упражнения с графической наглядностью, которая позволяет четко и предельно ясно объяснить то или иное написание. Чтобы оживить работу и несколько снизить напряжение учеников, выполняющих трудные и серьезные задания, полезно использовать на уроке элементы занимательности. Урок работы над ошибками провожу примерно так: первый этап – анализ диктантов. После того, как школьники просмотрят все исправления в своих тетрадях, начинается второй этап – работа над типичными для класса ошибками. И, наконец, завершающим этапом урока является работа над индивидуальными ошибками. Итак, необходимым условием работы над орфографической зоркостью является постепенное развитие орфографического навыка и умения видеть и находить орфограммы. Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что для развития орфографической зоркости необходимо систематическое выполнение специальных упражнений, а это работа не одного дня. Создание условий для её развития даёт положительные результаты: уровень орфографической грамотности учащихся незаметно, но повышается. В помощь учителю предлагаю следующие источники: Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5 – 8 классов. М. 1965; Баранов М. Т. Важнейшие лингвистические и методические основы курса. ( Из опыта работы. ) М. 1983; Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. ( Из опыта работы. ) М. 1975; Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 1975. | |
Просмотров: 1168 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|