Мангуткина Г.Х. , учитель русского языка и литературы. Республика Казахстан, ВКО, г. Семей, ГУ «Средняя общеобразовательная школа – лицей № 7». Урок литературы. 9 класс. Многонациональное значение творчества А.С. Пушкина. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…» Литературовед Б. Мейлах написал о Пушкине: «Поэт глубоко национальный, Пушкин был чужд идеям национальной исключительности и шовинизму, с глубоким уважением относился к другим народам, изучал их историю, нравы и быт». На заключительном уроке в 9 классе для размышления о значении творчества А. Пушкина были использованы произведения поэтов разных национальностей. Технология «Мастерская» позволила учащимся провести исследование, активизировать умственную деятельность в процессе литературоведческого и лингвистического анализа стихотворений и прозаического произведения. Были определены цели и задачи урока: -осмыслить духовное наследие А.С. Пушкина через духовную связь с людьми разных национальностей; показать его величие как гениального человека и талантливого поэта; понять глубину познания поэтических творений А.С Пушкина лучшими поэтами других национальностей; почувствовать величие его дара. -развивать умения и навыки выразительного чтения; целостного анализа поэтических произведений; развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование; дать возможность почувствовать силу слова, образов , представлений. -воспитывать интерес и уважение к творчеству А. Пушкина и других представителей русской и национальной поэзии, чтению художественной литературы; способствовать внутреннему очищению души, самовоспитанию учащихся, формированию высоких моральных качеств; приблизить к более глубокому пониманию произведений Пушкина. Оборудование: интерактивная доска, аудиозапись песни Булата Окуджавы. виды Михайловского, изображение памятников Пушкину, портреты А.Пушкина, Н. Гончаровой, Дантеса. Методы и приемы: слово учителя, беседа с учащимися, работа в группах и представление работ, анализ поэтических текстов, художественное рисование, выразительное чтение. Эпиграф. Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует: Они жрецы единых муз; Единый пламень их волнует… А.С Пушкин. Ход урока. 1 1. Слово учителя. Сегодня мы сплетаем поэтический венок великому поэту. «У нас ведь все от Пушкина»,- сказал когда-то Ф. Достоевский. А уже в 20 веке Александр Блок написал: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин». Но и поныне образ Пушкина- поэта, слившийся с образом Пушкина- человека, остается для каждого из нас светлым идеалом, яркой звездой добра и истины, к которой стремятся разум и душа. 2.Побуждение к действию. Беседа с учащимися: -Что нового вы открыли для себя в творчестве Пушкина, путешествуя по его страницам? Что вас поразило, удивило? Процитируйте любимые строки его стихотворений. 3.Слово учителя. О Пушкине написано много. Это не только критические статьи и исследования, но и художественные произведения разных жанров: стихи, поэмы, романы, пьесы. Но сегодня на уроке мы представим пять имен из поэтического созвездия современности: Давид Кугультинов, Расул Гамзатов, Ярослав Смеляков, Булат Окуджава, Олжас Сулейменов. Это поэты разных национальностей: калмык, аварец, русский, грузин, казах. Но их всех сближает горячая любовь к гению русской культуры, А.С.Пушкину. И еще мы обратимся к рассказу К.Паустовского «Михайловские рощи». Проза Паустовского настолько поэтична, что не будет звучать диссонансом в нашем посвящении поэту. 11. Социализация. Комментированный анализ поэтических текстов. Художественное рисование. 1.Открываем первую страницу. Вы помните строки из знаменитого пушкинского «Памятника». И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык Давид Кугультинов – калмыцкий поэт. И его представляет первая группа учащихся. Выступления учащихся. Выразительное чтение стихотворения Д.Кугультинова «Пушкин». На интерактивной доске портреты Н. Гончаровой, Дантеса. Примерный анализ (фрагменты выступлений учащихся). -Автор спорит с теми, кто пытался обвинить поэта в бессмысленной ревности, излишней эмоциональности: И правда, ради пользы всей земли Искусства соблюдая интересы, Не лучше ль было разрешить Дантесу Пятнать прекрасный облик Натали, Простить ему всю низость, все бесчестье И пренебречь своею личной местью?.. - Мы не имеем права судить великого поэта, который совершал поступки в соответствии со своими представлениями о чести, совести. Разве мог он «предать себя, предать свою любовь, чтоб удлинить собранье сочинений?» «Нет, не мог»,- отвечает поэт, потому что Пушкин «высшей совести и страсти цельной был верен неизменно, безраздельно, и это не перечило уму». Д. Кугультинов использует яркие изобразительно- выразительные средства языка: художественные образы(«гривастый африканский лев», «прекрасный облик Натали»), художественные приемы(сравнения «любовь его, как солнечный восход воображенье согревает наше», риторические вопросы, иронические восклицания, эпитеты, обращения, метафоры). Представление кластера. Слово учителя. «…Мы любим и постоянно оплакиваем Пушкина потому, что он погиб за честь свою и своей поэзии, за любовь. Погиб в бою, с оружием в руках, хотя уверен, убить человека ему было не суждено. Он не был бы для нас Пушкиным»,- написал Д.Лихачев 2. А сейчас мы перенесемся в горский аул, в мир стихотворения аварского поэта Расула Гамзатова. Он хорошо знаком старшему поколению читателей, это народный поэт Дагестана. Стихотворение «Пушкин в горском ауле». Демонстрация горного пейзажа. Выступления учащихся. Выразительное чтение стихотворения. Примерный анализ текста. Стихотворение отличается простотой, пленяет особой доверительной интонацией. Поэт беседует с Пушкиным, как с близким человеком: «Ты слышишь, Пушкин» В далеком горном ауле читают Пушкина, в его стихах находят ответы на волнующие вопросы. И юный поэт, и старцы перед ним склоняют головы. И вот уже взрослый человек, стоя у памятника Пушкину в Москве, по-преж- нему волнуется и робеет, обращаясь к поэту. Яркие художественные образы и приемы помогают представить состояние людей, впервые услышавших Пушкина: «слова свободы, мужества и гнева, полыханье сердечного огня…», «строка высокого накала в сердце властно проникала», «напевы, о которых мы мечтали», «в каждом сердце вы прочтете свои стихи, они у нас в почете». Представление кластера. 3. Слово учителя. У Ярослава Смелякова есть несколько стихотворений, посвященных Пушкину. Весьма любопытны ранние стихи, обвиняющие жену поэта в его гибели, и более поздние, содержащие «извинения перед Натали». Сегодня мы слушаем праздничное стихотворение «Здравствуй, Пушкин». Демонстрация фотографии памятника Пушкину. Выступления учащихся. Примерный анализ текста. Стихотворение построено на использовании стилистического приема контраста: антитеза смерть – возрождение. Убийство, зима, окровавленная земля Праздничное цветенье Зарево небес, Дантес. Вешний цвет Представление кластера. Добрый гений, день рожденья. Особой человечностью, лиризмом, сопереживанием проникнуты строки: «Прямо в очи тихо заглянули, окружили нежностью своей, сами, сами Печаль по Пушкину сменяется радостным чувством, так как стихи Пушкина живы. Новое рождение после смерти. Представление кластера. 4. Слово учителя. День рождения Пушкина широко отмечается не только в России. Но именно в Михайловское, на родину поэта, съезжаются все, кто любит и изучает его творчество. К. Паустовский «Михайловские рощи». Демонстрация видов Михайловского. Выступления учащихся (фрагменты). -Читая рассказ К. Паустовского, мы «видим» Тригорский парк, «пропитанный солнцем», созданный «для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах…», Михайловский парк – «приют отшельника», представляем домик Арины Родионовны; сырой, черный заросший лопухами Петровский парк; «слышим» девичий смех и шутливые признания, гомон лягушек, бормотанье ручьев, голос внучки Керн, старые песни и новые частушки, звучащие на летнем празднике в день рождения поэта. Выразительное чтение отрывка из рассказа (монолог высокого человека об открытии в детстве мира произведений Пушкина: «за этими строчками прячется заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец»). Представление кластера. 5.Слово учителя. Олжас Сулейменов - совершенно особый поэт, это казахский поэт, пишущий на русском языке, но это истинный сын казахского народа, фактически он является духовным продолжением Чокана Валиханова и Абая. Стихотворение «На площади Пушкина». Демонстрация фотографии памятника Пушкину. Выразительное чтение стихотворения. Выступления учащихся. Примерный анализ стихотворения. Восточные древние мотивы и современный чеканный стих слились в этом стихотворении. Проходят годы, а мы чувствуем боль от смерти Пушкина, летящей в него пули. Антитеза становится главным приемом передачи идеи произведения. Пушкин – черен, страшен. Дантес – белолиц, красив. Раб – бог. Пушкин при жизни превращается в раба любимой женщины, но,умирая, становится богом. Представление кластера. (изображение ангела и демона). 6. Слово учителя. И последняя страница нашего урока: стихотворение грузинского поэта Булата Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину». Демонстрация фотографии памятника Пушкину в Москве на Тверской. Прослушивание песни в исполнении Жанны Бичевской. (на интерактивной доске текст стихотворения). 111. Анализ стихотворения по вопросам Каким настроением проникнуто стихотворение? ( свет, радость, любовь) -Почему возникает эта праздничность, радостная атмосфера? (на фоне Пушкина!) -Зачем семья фотографируется у памятника Пушкину? ( Пушкин – великий поэт. Его поэзия делает нас лучше, объединяет, открывает в нас прекрасное) -Какие уроки жизни мы можем извлечь? ( «Мы будем счастливы», автор учит верить в добро, в прекрасные мгновения жизни. Птичка- миг радости, птичка улетела, а радость осталась) На фоне Пушкина снимается семейство. Фотограф щелкает, и птичка вылетает. Фотограф щелкает, но вот что интересно: На фоне Пушкина! И птичка вылетает. Все счеты кончены, и кончились все споры. Тверская улица течет, куда, не знает. Какие женщины на нас кидают взоры И улыбаются… И птичка вылетает. На фоне Пушкина снимается семейство. Как обаятельны (для тех, кто понимает) Все наши глупости и мелкие злодейства На фоне Пушкина! И птичка вылетает. Мы будем счастливы (благодаренье снимку!) Пусть жизнь короткая проносится и тает. На веки вечные мы все теперь в обнимку На фоне Пушкина! И птичка вылетает… 1У. Рефлексия. Написание эссе «Мой Пушкин». У. Заключительное слово учителя. Проходят годы, века со дня рождения и смерти Пушкина, но по - прежнему Пушкин учит нас верить в людей, ловить прекрасные мгновения жизни, окончить все споры и видеть в жизни прекрасное, он объединяет нас, людей разных национальностей. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись. В день уныния смирись. День веселья, верь, настанет.
|