Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Научно-исследовательская работа "Многоликость метафоры в поэзии С.Есенина"
Введение.

Тема научно-исследовательской работы "Многоликость метафоры в поэзии С.Есенина".
Слово-термин метафора буквально переводится как "перенос". Когда два предмета или явления похожи, то на одно из них можно перенести имя другого. Степень этой "похожести" бывает разной. Иногда она очевидна для всех: мы настолько привыкли к свойственного ему восприятия жизни, выражениям типа носик чайника, железнодорожная ветка, уронить достоинство или играть на нервах, что они уже не воспринимаются как образные. Такие метафоры и называются соответственно: стёртые или бытовые.
Но в литературных произведениях мы чаще встречаемся с метафорами индивидуальными, необычными, яркими: поэт замечает сходство там, где его никто до сих пор не видел. Поэтому поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной.
Поэтом метафор можно назвать Сергея Есенина. Чуть ли не каждое слово в его стихотворениях предстаёт в метафорическом наряде. Нас заинтересовало, с какой целью поэт обращается к этому приему, называя только то, с чем сравнивается изображаемый предмет или понятие, и утаивая его прямое наименование? Для этого было необходимо развернуть метафоры, выяснить, что общего увидел поэт между двумя предметами или явлениями, на чём основано их сходство. Это помогло нам приблизиться к пониманию того, какую работу проделало сознание и подсознание поэта, как бы войти в его "творческую мастерскую".
Гипотеза: так как С.Есенин "мастер слова", способный "раздвигать зрение над словом", то он по-своему видит явления, предметы и передаёт своё видение с помощью разных метафор.
Исходя из сказанного, цель нашей работы: дать представление о метафоре и её разновидностях как об основном механизме создания поэтом художественного образа.
Задачи:
1.Выделить основные типы метафор, используемые С.Есениным.
2.Определить художественные особенности метафор.
3.Сопоставить поэтические метафоры с фольклорными.
4.Показать метафору не только как излюбленный Есениным художественный приём, но и как некий механизм, служащий для развития творческого мышления читателей.
5.Проанализировать полученные данные, сделать вывод.
Объект исследования - стихотворения С.Есенина, предмет - метафора.
В работе использованы следующие методы: наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ, обобщение.

Основная часть.

Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов.
Так откуда же Есенин брал материал для своих образов? Открыв сборник стихов, предо мной открылась поистине метафорическая россыпь: солнце купается в небесном океане; заря-заряница пошла за водицей; маленькие детки сидят на поветке, как подрастут, так спрыгнут на землю это дуб и жёлуди. Создать такую "панораму мира" мог только прирождённый художник, которому в молодом деревце виделся детёныш-зверёныш и который боялся, как бы лошади не выпили в реке луну. А материал поэт берёт из деревенского мира и из мира природы и стремиться охарактеризовать одно существительное другим. Вот, например, образ луны, созданный С.Есениным:
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру;

Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна.

А вот есенинский образ ветра: "пляшет ветер по равнинам, рыжий ласковый ослёнок", "отрок-ветер по самые плечи заголил на берёзке подол", "схимник-ветер ".
Такую метафору называют свёрнутым сравнением: в ней опущены типичные для сравнения обороты как, словно, будто, подобно. Такие метафоры-сравнения насыщают почти каждое стихотворение.
Есенин уподобляет природные явления предметам быта: "хлебной брагой льёт теплынь", "небо сметаной обмазано", "на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льёт". Через обиходное, простое поэт передаёт вселенское, общее.
Красный вечер за куканом
Расстелил кудрявый бредень.

Так он рисует вечерний пейзаж, а так говорит об утре:
Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят.

Довольно-таки своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных.
Я обратила внимание, что чаще всего наименование животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединённые по какому - либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения. Например:
Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень - рыжая кобыла - чешет гриву. Жёлтый цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с рыжей кобылой. Но осень не только «рыжая кобыла» (сходство по цвету), она «чешет гриву»: образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Вот почему возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц - «ягненочек кудрявый», «жеребёнок», «золотая лягушка», весна - «белка», тучи - «волки». К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - «бревенчатая птица», печь - «верблюд кирпичный».
На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы: лапы, морды, рыла, когти, клювы:
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок;

Клён и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив;

Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймлённые синью рога.

Все эти образы основаны на фольклорных уподоблениях.
Оказывается, бытовой, крестьянский облик его пейзажей обязан своим происхождением поэтическим воззрениям славян на природу. "Стихийные силы природы рисовались фантазии древнего человека в различных образах, воплощённых в те или другие оживотновлённые формы и даже принимали
на себя подобие некоторых неодушевлённых предметов: месяц - серп, конь; облако - шкура, птица; солнце - огненное кольцо, тур; звёзды - окно, лампада, стая" (А.Афанасьев) Народные метафоры основаны на стремлении человека приручить", "одомашнить" явления природных стихий - подчинить их путем уподобления простым, близким вещам. Этот принцип и лежит в основе поэтики С.Есенина: постижение отдельных природных явлений через образы животных и птиц, через бытовые предметы: звезда - свеча ("вечер синею свечкой звезду над дорогой моей засветил"), месяц — "ягненочек кудрявый".
Таким образом, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери - природы.

Полноценная в эстетическом отношении метафора - это всегда художественное открытие, нередко поражающее нас своей неожиданностью. Есенин словно специально затрудняет художественную форму. Есть у него такие строки:
На синих окнах накапан лик;
Бредёт по туче седой Старик.
Он смуглой горстью меж тихих древ
Бросает звёзды — озимый сев.

Вместо того чтобы назвать это явление (ночь, мрак) Есенин использует приём остранения (от слова "странный"), который заключается в том, что автор задаёт загадки в прямом смысле слова. И нам приходится "узнавать" предметы описания, "пробираться" через странную форму к новым, нужным автору смыслам. Такой сказочный облик его пейзажей обязан своим происхождением русским загадкам типа "поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат" или "над избушкой висит неба краюшка". Подобные аналогии встречаются и у Есенина:
Кружевом лес украшен,
Ели словно купина,
По лощинам черных пашен -
Пряжа выснежного льна.

Для такого поэтического словоупотребления существует термин метафора-загадка. Иной раз загадка содержится только в одном слове: Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе... Конечно, буквально эти строки воспринимать нельзя. Зная о переноском значении слов, понимаем, что поэт говорит не о снеге на дереве, а о цветах, покрывающих черёмуху весной, когда при лёгком дуновении ветра, они начинают осыпаться.
Люблю, когда на деревах
Огонь зелёный шевелится. (Огонь — листья);

Затуманились лощины,
Серебром покрылся мох. (Серебро - иней);

Тихо льётся с клёнов листьев медь... (Медь - цвет листвы);

Держат липы в зелёных лапах
Птичий гомон и щебетню. (Лапы — ветки).

Такое сказочное преображение мира было для Есенина не поэтической условностью, а неотъемлемой чертой его образного мышления, в котором слились лиризм и живопись. Нам это нужно для того, чтобы мы не "проскочили" мимо образа, а замедлили чтение, остановились - и в привычном, знакомом увидели что-то необычное, неожиданное.

А необычно уже то, что природа в стихах Есенина в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растёт и умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Черёмуха у него "спит в белой накидке", вербы плачут, "туча кружево в роще связала", "пригорюнились девушки-ели", "улыбнулась солнцу сонная земля", и "берёзы в белом плачут по лесам". Обратите внимание на то, какие глаголы стоят рядом с существительным, то есть какие действия одних предметов поэт приписывает другим. Известно, что чаще всего глагол в контексте метафоры используется для того, чтобы перевести неодушевлённое существительное в разряд одушевлённых, то есть неживой предмет сделать живым - это называется олицетворением, частным видом глагольной метафоры. Но глагольная метафора С.Есенина одним олицетворением не исчерпывается. Обратимся к примерам, "стонет ветер" - поэт не просто одушевляет это явление природы, в ветреную погоду, действительно, слышатся звуки, похожие на стон. Или "звенят колосья" - созревшие колосья пшеницы, ударяясь друг о друга, издают звуки. Поэт не просто оживляет" природу: она для него живое существо, которое чувствует, страдает и радуется.
Для обрисовки образов поэт использует метафорические эпитеты, чаще всего со значением цвета. Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги:
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет...

Гаснут красные крылья заката...
Наиболее используемые поэтом цвета - синий, голубой и золотой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки загораживают синь» и т.п.), создают атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви. Золотой блеск переливается в его стихах: «Сердце - глыба золотая», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотая сорви - голова».
Отсюда неожиданность, смелость многих красочных эпитетов у Есенина. Поэт говорит: «О Русь, малиновое поле», или «розовый конь», или «синее счастье». Эта романтическая струя, если так ее можно назвать, занимает значительную долю в есенинской стилистике. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворённость, свежесть образам Есенина. А поэтическая метафора не просто средство выразительности, но и способ построения образов, рассчитанный не на буквальное восприятие образа, а на умение понять и почувствовать создаваемый образно-эмоциональный эффект.

Называя свои образы "органическими", Есенин имел в виду не только их природную окраску, но и естественность и цельность.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины. Это и отождествление избы со старухой, выдержанное во всех подробностях (челюсть порога, жуёт, а не грызёт, мякиш, а не корку или горбушку). И одновременно это удивительная по своей инструментовке картина деревенского вечера с его приглушёнными звуками и шорохами, отчётливо слышимыми в наступившей тишине (ст - х - ч - п - ж - ш).
Итак, есенинские образы включают в себя зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые ощущения. Поэт стремиться к созданию целостного образного "организма", в котором всё значимо, а помогают ему в этом метафора и её виды.

Заключение.

Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы. А чтобы достигнуть это, свой поэтический мир С.Есенин строит по законам метафоризации - сближаются по сходству явления, предметы, понятия. В его стихотворениях происходят превращения слов: перемена ими своих значений, обмен значениями, таинственное исчезновение одних смыслов и появление других. Чтобы это "превращение" произошло, поэт особым образом употребляет известные слова в новых значениях, с иным смыслом, особым образом подбирает звуки.
В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает гармония чувств и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Он создаёт свои метафоры, образы, которые удивляют нас своей необычностью и индивидуальностью. В этом удивлении, новом взгляде - цель поэзии.
"А что такое поэзия? - писал испанский поэт Гарсиа Лорка. - А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут".
Так, проникая разумом и чувством в смысл каждой метафоры, мы неизбежно подвергаемся мощному воздействию поэзии: ведь метафора - своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя. И поскольку в основе метафор лежит сравнение, установление "пункта сходства", поиск аналогии между "далёкими" понятиями, то роль этого механизма выходит за рамки литературы: она помогает развивать творческое мышление. А делается это для того, чтобы заставить работать мысль и воображение читателя.

Данную работу можно использовать на уроках литературы и занятиях спецкурса по поэтике С.Есенина.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: tatyana32 (2011-02-14)
Просмотров: 3714 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru