Мастерская построения знаний, развития речи. для учащихся 11 классов Тема: «Гуляй на святки без оглядки» Календарная обрядовая поэзия Цель: Создать условия для формирования знаний учащихся об обрядовой календарной поэзии, обогатить багаж знаний учащихся, уметь строить самостоятельно знания о зимних праздниках, воспитывать интерес к устному народному творчеству и русским праздникам. Оформление: оформление доски – иллюстрации художников с изображением церквей, русских праздников, предметов для гадания, угощения, музыкальное оформление. Ход мастерской: Вступительное слово учителя с поздравлением учащихся и гостей с наступившим Новым годом, праздником Рождества и Крещения . 1 Этап. Предлагаю учащимся подойти к столу, рассмотреть различные предметы, расположенные на столе, относящиеся к сегодняшней мастерской, предлагаю взять угощение с сюрпризом, выбрать конфетку с ленточкой, по цвету ленточки объединиться в группы. 2 Этап. Слово учителя. Мне бы хотелось, чтобы на нашей мастерской сохранилась сегодня атмосфера свободы и творчества. Давайте договоримся о том, что каждый может свободно выразить свои мысли, сделать для себя открытия, предлагаю работать со словом, музыкой, рисунком, письмом. Сегодня наша мастерская посвящена одному из самых загадочных и любимых народных праздников – празднику Рождества, Святки, Крещение. В праздник все веселы и нарядны, кругом торжествуют любовь и согласие. Складно и весело проводили этот праздник наши предки. И все потому, что знали-ведали свой секрет веселья. Не было у них ни магнитофонов, ни видеоаппаратуры, но были частушки, песни, колядки и ощущение радости. 3 Этап. Индуктор. 1. Предлагаю прослушать песню «Рождественская» в исполнении А.Малинина 2. Прослушивание отрывка стихотворения В этот светлый праздник Праздник Рождества Мы друг другу скажем Теплые слова Тихо снег ложится: За окном зима, Чудо здесь свершится И зажжет сердца Льются звуки жизни Счастья и добра Озаряя мысли Светом Рождества 3. Запишите слово «рождество» и напишите ассоциативный ряд к нему. Поделитесь записанными словами. Дополните теми, которыми вам хочется дополнить свой ряд. Социализация. Подчеркните 3 слова, которые, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризуют этот праздник, составьте с ними предложения. 4. Афиширование (группы представляют собранный материал) 5. Работа с толкованием слов. На столах у вас лежат толковые словари: Ожегова, Даля, Ушакова. Найти толкование слов: обряд, обрядовые песни, рождество. 4 Этап. 6. Предлагаю литературно-критический материал, ознакомляющий со значением календарной обрядовой поэзии, Рождеством, Святками, Колядками, Крещением Задание: Прочитайте внимательно, отмечая знаком «плюс» то, с чем согласны, знаком «минус» – не согласны, вопросом – непонятые утверждения. (5 минут) 7. Поделитесь с учащимися о сформировавшемся новом впечатлении. Афиширование. Учащиеся рассказывают о том, что нового узнали, что выбрали из предложенного материала. 8. Создать при помощи карандашей образ этого праздника (7 минут) Работа в группе 9. Социализация. Афиширование. Представить свой рисунок так, чтобы можно было понять, каково значение этого праздника. 10. Русские писатели и поэты очень часто в своих произведениях обращались к устному народному творчеству, традициям и обычаям русского народа. Предложено выбрать материал, соответствующий заданию группы (Рождество, Святки, Крещение). Предложены произведения поэтов, писателей, пословицы, поговорки, частушки. 11. Чтение учащимися понравившихся отрывков из литературных произведений. Расскажите и представьте группе особенно яркие для вас образы, которые тронули ваше сердце, мысли, душу. 12. Афиширование – через рисунок учащихся. 5 Этап. Колядки. 1. Непременным условием рождественских праздников были ряженые в маски и маскарадные костюмы. Эта традиция очень древняя, по дворам ходили колядовщики, пели «колядки», обрядовые песни, славили Христа, желали счастья, благополучия хозяевам, собирали дары и угощения. Существовал один секрет: гости шли в тот дом, где на окно была выставлена зажженная свеча, она обозначала, что в доме ждут гостей. Зажжем и мы свечу и послушаем колядки. 2. Из предложенных колядок учащиеся выбирают понравившиеся и инсценируют их. 6 Этап. Гадания. 1. Чтение стихотворения. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. 2. Расскажите, что знаете о гаданиях в наше время. 3. Подойдите к столу и выберите те предметы, которые необходимы для гадания. 4. Афиширование. 7 Этап. Обобщение. Вспомните главные приметы рождества: 1. угощение 2. пожелание здоровья и благополучия 3. праздник должен пройти весело. 8 Этап. Рефлексия. Мои ощущения на мастерской Выводы: Итак, сегодня я познакомила вас с самым значительным, загадочным обрядом русского народа. От Рождества Христова до Крещения. Угощение присутствующих блинами, пирогами, сладостями. Дополнительный материал. Святки Святки, т. е. святые дни — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и св. вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен. По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, дата которого приходится на середину святочного периода. Отличительной особенностью СВЯТОК является повсеместно соблюдаемый запрет работать (особенно с наступлением темноты), что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла — «святые вечера». Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет СВЯТКИ из всего календарного года, Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день СВЯТОК на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения. Языческие святки сопровождались гаданиями, которые со временем превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня). Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. Как священные гости и посланники с неба воспринимались и участники святочных колядных обходов. Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров. Известные у всех славян представления о том, что благосостояние семьи в текущем году находится в прямой зависимости от одаривания колядующих, определяли характер взаимоотношений между ними и хозяевами посещаемых домов. День навечерия Рождества Христова проводится в строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные водой, либо постная каша и овощи. Пост хранится до вечерней звезды, в знак воспоминания звезды Вифлеемской. Сочельник - это прежде всего семейной ужин. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе; и яслях, затем застилали белоснежную некрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно быть двенадцать. Непременным украшением была праздно-наряженная елка с зажженными свечами и подарками под ней. Сочельником заканчивается Рождественский пост; в самый день праздника Рождества верующие разговляются (то есть вкушают скоромную, не постную пищу), и затем на протяжении святок - с 8 по 17 января - пост в среду и пятницу отменяется. Святки - это особое праздничное время после Рождества и до Крещенского сочельника. Но, к сожалению, многие воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. К изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения. Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Ту, от которой родился Спаситель. Святки - дни радости о том, что родился для нашего спасения Господь Иисус Христос. Принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки, чтобы и они могли разделить с нами счастье Рождества Христова. На Святки отменяются все посты, трапезы обильны, разнообразны. Специально к этим дням с детьми разучивают духовные стихи, песнопения, рождественские сценки. По неведению святость этих дней часто нарушается "народными обычаями": гаданиями переодиваниями в шутовские костюмы и т.д. ТРАДИЦИИ РОЖДЕСТВА Накануне Рождества детям читали евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием - по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни - колядками. РОЖДЕСТВО Рождество открывает календарь зимних праздников. Христиане всего мира в этот день празднуют Рождение Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, Празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю. Многие традиции празднования Рождества в России, как и в других христианских странах в наши дни, были связаны с событиями Святой ночи, когда неподалеку от Вифлеема, в пещере, куда пастухи загоняли скот в непогоду, родился у Девы Марии необыкновенный Младенец - Иисус Христос. Если Рождество падает на воскресенье, будет зима переменная, а весна сырая, лето сухое, осень ветреная. Если на понедельник - будет зима хорошей, весна и лето сырыми, урожай богатый, пройдут большие дожди, но осень сухая, виноградный сбор скуден, меду мало, плоды крупны. Если на вторник - зима будет снежной, весна сырой, лето хорошее, но сухое, осень тоже суха, урожай скуден мела и масла много. Если на среду - зима будет хорошей и долгой, весна сухой, лето хорошим, осень сухой, неурожай пшеницы, но винограда много, меду и овощей -изобилие. Если на четверг - будет зима переменной, весна и лето ветрены, мало овощей, скудно - меду, урожай плодам, злакам же скудость. Если на пятницу - будет долгой зима, ветреная весна, лето сырое, осень сухая, большой урожай, винограда много. Если на субботу - зима будет ветреной, вес-на и лето сырыми, недостаток плодов, но будут они хороши, осень сухая, овцам погибель - многие падежи. Крещение Креще́ние — одно из важнейших христианских таинств. Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле. По учению современных ортодоксальных церквей, посредством крещения человек становится членом Церкви. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к Причащению, в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом. Таинство состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крещаемого с произношением священником установленных молитв. 19 января Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост. Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов. Колядки Коляда́ — дохристианский славянский праздник 21 декабря, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками (Ср. лит. Kalėdos — Рождество). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряжение с использованием шкур, масок и рогов). Рождественская звезда Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было Младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями тёплая дымка плыла. Доху отряхнув от постельной трухи И зёрнышек проса, Смотрели с утёса Спросонья в полночную даль пастухи. Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звёзд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне. Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой вселенной, Встревоженной этою новой звездой. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочёта Спешили на зов небывалых огней. За ними везли на верблюдах дары. И ослики в сбруе, один малорослей Другого, шажками спускались с горы. И странным виденьем грядущей поры Вставало вдали всё пришедшее после. Все мысли веков, все мечты, все миры, Всё будущее галерей и музеев, Все шалости фей, все дела чародеев, Все ёлки на свете, все сны детворы. Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Всё великолепье цветной мишуры... ...Всё злей и свирепей дул ветер из степи.. ...Все яблоки, все золотые шары. Часть пруда скрывали верхушки ольхи, Но часть было видно отлично отсюда Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи. Как шли вдоль запруды ослы и верблюды, Могли хорошо разглядеть пастухи. - Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду, - Сказали они, запахнув кожухи. От шарканья по снегу сделалось жарко. По яркой поляне листами слюды Вели за хибарку босые следы. На эти следы, как на пламя огарка, Ворчали овчарки при свете звезды... Морозная ночь походила на сказку, И кто-то с навьюженной снежной гряды Всё время незримо входил в их ряды. Собаки брели, озираясь с опаской, И жались к подпаску, и ждали беды. По той же дороге, чрез эту же местность Шло несколько ангелов в гуще толпы. Незримыми делала их бестелесность, Но шаг оставлял отпечаток стопы. У камня толпилась орава народу. Светало. Означились кедров стволы. - А кто вы такие? - спросила Мария. - Мы племя пастушье и неба послы, Пришли вознести Вам обоим хвалы. - Всем вместе нельзя. Подождите у входа. Средь серой, как пепел, предутренней мглы Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы. Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звёзды сметал с небосвода. И только волхвов из несметного сброда Впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то, в потёмках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. Б.Пастернак. Учитель русского языка и литературы Высшей категории Дурновцева Лидия Дмитриевна Школа-гимназия № 14 г. Астана
|