Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Урок-диалог по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Тема: Семьи Ростовых и Болконских Автор: Крючкова Т. В., учитель русского языка и литературы, сш № 3, Астана. Цель урока: воспитание талантливого читателя художественного текста Задачи: 1. Помочь увидеть красоту внутреннего мира семей, анализируя текст, акцентировать внимание на лучших нравственных качествах. 2. Развивать умения сопоставления, анализа эпизодов, умение работы с художественной деталью, развивать умение анализа нравственных качеств через совершаемые поступки. 3. Пробудить интерес к проблеме семейного воспитания, к главным нравственным ценностям. Оформление доски: Эпиграфы: Семья - это во крепость и в добро. Бытие, 2:18. Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу Всех дорог. М. Волошин. I. Слово учителя. Как много значит в жизни каждого из нас семья. Семья. Это, конечно, родительский дом. И как бы ни было порой в нем скучно, оттого что иногда, подобно Базарову, мы духовно перерастаем своих родителей, все же он – наша главная пристань. Пусть не всегда, опять же как Базаров, мы спешим к нему, а появившись, опять же через три дня исчезаем, но сознавать, что он есть и что там всегда поймут – великое благо. В какой семье хотел бы жить ты? Сегодня мы будем говорить об этом. Класс, получив домашнее задание, поделился на две группы единомышленников – приверженцев семей Ростовых – Болконских. Ваша страничка о семье, в которой хотел бы воспитываться ты. II. Пересказ-анализ эпизодов. 1. Выступления учащихся. Высказываются сначала «Ростовы», затем «Болконские». Рассказывая о семье Ростовых, учащиеся анализируют эпизоды, в которых раскрываются: а) гостеприимство, радушие, хлебосольство, доброта; б) любовь и доверие между родителями и детьми; в) отношение к друзьям; г) артистизм отца и детей; д) сцена проигрыша. По «сцене проигрыша денег Николаем Ростовым (т. 2, ч. 1, гл. 14-16) учитель может добавить: не о деньгах, а о сыне думает, платя долг, отец. В подобных ситуациях за карточные долги, бывало, расплачивались жизнью. Но сцена проигрыша – это не только защита дворянской чести, достоинства, это душевное понимание беды. Спустя много лет Николай, похоронив отца, так же не откажется от долгов беспечного и гостеприимного отца. Заплатив ценой неимоверных усилий долг, он сохранит доброе имя семьи. 2.Вывод учителя: Да, тянулись к семье Ростовых люди. В этой семье царила атмосфера доброты, душевности. Друг к другу тянулись и сами Ростовы, что не во всякой семье бывает. Отчего Наташа и Николай с такой нежностью относятся к отцу и матери? Оттого, что родители относятся к детям с высочайшим уважением, доверяя, признавая право на принятие решений. У меня тоже есть страничка о Ростовых, о которой я хочу сказать. Какую семью можно считать благополучной? Где живут мирно, не ссорятся? Мало. Я думаю, где легко и радостно живется «старичкам», от возраста иногда беспомощным, смешным. Сделать своих родителей счастливыми – наш долг и обязанность. И моя страничка та, где граф и графиня Ростовы не прячут слез счастья, радуясь, что воспитали внимательных и совестливых детей. III. Слово ребятам, которые хотели бы жить в семье Болконских. Сейчас мы побываем в имении Лысые Горы, где на видном месте в гостиной висит генеалогическое древо Болконских, а ведут свою родословную князья Болконские от Рюриковичей. 1. Вначале заслушивается ответ на индивидуальное домашнее задание: «Почему старый Болконский гордится своим происхождением «от Рюриковичей?» (межпредметные связи с историей – слово о Рюрике). 2. Рассказывая о семье Болконских, учащиеся анализируют эпизоды: А) день в имении; Б) воспитание детей: строгость – проявление любви; в) страницы, раскрывающие главное в характере Марии; г) сцена прощания отца с Андреем, который отправляется на войну. Главные нравственные заповеди отца сыну 3.Возможно индивидуальное задание - ответ на проблемный вопрос: «Отчего Мария не хочет говорить об отце с Бурьен, когда гувернантка пытается заговорить о характере князя? (Т. 1, ч. 1, гл. 22.- индивидуальное домашнее задание). Не достоин своих родителей тот, кто не умеет их защитить. А защитить – это никому-никому не позволить ни говорить, ни даже думать о них плохо. Вывод учителя: Да, в этой семье атмосфера сдержанности, требовательности. Два источника людских пороков – праздность и суеверие, две добродетели – деятельность и ум. Постоянная и упорная деятельность. Что пишет любящий отец своему другу Кутузову, отправляя сына на войну? - «чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго в адъютантах не держал – скверная должность». И сын благодарит отца за это. Слово учителя. Замечательно, что у многих из вас есть своя страничка о понравившейся семье. Замечательно потому, что вы уже задумываетесь над проблемами взаимоотношений, проблемами воспитания – над очень важными проблемами - и в нужный момент сможете сделать правильный выбор. IV. Обобщающее задание (работа в группах): составить обобщающий портрет семей. Учащиеся работают на ватмане фломастерами, затем плакаты вывешиваются на доске. Ростовы - это Болконские – это Искренность, гостеприимство, хлебосольство, широта души, радушие, простота, разносторонность интересов, артистизм, музыкальность, чуткость, оптимизм, бескорыстие, дружелюбие. Честность, честь семьи – главное, деятельность, трудолюбие, образованность, гордость, высокие требования к себе и к людям, неравнодушие к тревогам и заботам своего времени, щепетильность, достоинство. V. Вывод. Разная система ценностей в этих семьях? Безусловно. Разная настолько, что старшие члены семьи не принимают друг друга и сватовство Андрея к Наташе кажется чем-то странным для всех («он казался чем-то из чужого мира»). Но если свести сказанное о семьях в одно определение, то получим слова с одним корнем. Корень один, лексическое значение слов разное. Учитель дописывает под таблицами слова: душевность, духовность. 2. Индивидуальная работа по толковому словарю с последующей записью в тетрадях. Душевность – жизнь души, душевный – полный искреннего дружелюбия. Духовность – жизнь духа, ума, духовный – относящийся к умственной деятельности. Возможно дополнительное слово учителя: Хочется рассказать о тех страничках, которые еще прочитаны не всеми. Какая самая главная строка в любой книге, которую нужно тщательно исследовать? Верно, название. «Война и мир». Я считаю очень важными страницами страницы 12 года. Когда близка беда, каждый делает выбор, и на первое место встает проблема: я или Отчизна. В минуту опасности эти, столь разные семьи, думают не о себе. Душевные Ростовы разорены материально, но обогатились духовно. Старый князь Болконский, не выдержав нашествия на родную землю, умирает со словами: «Погибла Россия… Погубили» Лучшие семьи России. Так, наверно считал Толстой, бесконечно любя столь разные миры Ростовых и Болконских. И недаром в них, в любимых семьях, проглядывают черты столь любимых писателем людей. Мамы, которая умерла рано, - в облике некрасивой, но прекрасной Марии, отца – в облике героя войны 1812 года Николая Ростова, деда по материнской линии – в образе умнейшего человека России князя Николая Болконского. «Мир спасется красотой», - сказал Достоевский. Но какой? Красотой души, отношений, поступков. Наверное, так. Все это рождается в семье. VI. Рефлексия. Письменный ответ на вопрос: «После урока я понял, что…» (что понял, о том и напиши). Использованная литература: 1. Ильин Е.Н. «Искусство Общения», М. 1982 2. Ильин Е.Н. «Рождение урока», М. 1986 3. Маранцман В.Г. Литература: Учебное пособие для 9 кл. средней школы— М.: Просвещение, 1992. Источник: http://Ильин Е.Н. «Искусство Общения», М. 1986 | |
Просмотров: 4393 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|