Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка по теме "Имя существительное" 5 класс
Урок русского языка в 5 классе.

Бойко Н.В., учитель русского языка и литературы.
Г.Семей, ГУ «СОШ № 2»

Тема. Имя существительное.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Цель урока. Учащиеся вспомнят, что такое имя существительное как часть речи; в ходе урока-игры определят его отличительные признаки; познакомятся с признаками одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Эвокация. Учитель показывает ученикам скрипку и курительную трубку.
- Ребята, какому литературному герою принадлежат эти предметы? Это известный сыщик. (Шерлоку Холмсу). Сегодня на уроке нам тоже предстоит раскрыть одно дело. Дело о пропавших признаках, признаках одной части речи.

III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.
1) – Чтобы вспомнить, что такое имя существительное, выполните следующее задание: объедините слова в группы в зависимости от их значения.
Воин, юноша, ученик, брат; кошка, лев, собака, зебра; ветер, гром, дождь, град; тетрадь, зеркало, стакан, стол; дружба, любовь, радость, счастье.
- Что обозначает имя существительное? (Предмет в широком смысле слова).

2) – Сегодня мы должны отыскать признаки имени существительного. Каждая группа в полученном тексте должна определить, по каким признакам объединены выделенные слова, дать характеристику этих признаков, сформулировать правило.

3) Работа в группах. Выступление групп.
Раздаточный материал для групп.
1 группа – собственные и нарицательные имена существительные
Вот ива у дорожки,
А на ветвях сережки.
А почему не Сашки?
Вот камешки под нами,
Омытые волнами,
Их называют галькой,
А почему не Валькой?
А почему не Дашкой?
Не Машкой,
Не Наташкой? (А. Шибаев)
2 группа – число имен существительных
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где «И», а где же «Ы».
3 группа – падеж имен существительных
У последней (у чего?) точки
На последней (на чем?) строчке
Собралась (что?) компания
(Чего?) знаков препинания.
Прибежал (кто?) Чудак –
Восклицательный знак
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит…(С. Маршак)
4 группа – одушевленные и неодушевленные имена существительные
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
5 группа – склонение имен существительных
Мир полон птиц и птичьих голосов,
Курлычет небо и воркует воздух,
Щебечут дни, раскачиваясь в гнездах,
И ночи спят на теплых крыльях сов. (Е.В.Курдаков)

4) – Мне хотелось бы сегодня остановиться на одном признаке – одушевленные – неодушевленные имена существительные. По каким признакам вы определяете, одушевленное перед вами существительное или нет? А в русском языке есть правило определения этого признака. Сейчас мы с вами с ним познакомимся.

Одушевленные сущ. – В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.
Неодушевленные сущ. – В.п. мн.ч = Им.п. мн.ч.
Например, ученики. Учеников – учеников.(В.п.=Р.п.)
Деревья. Деревья – деревья.(В.п.=И.п.)
Куклы. Кукол – кукол. (В.п.=Р.п.)
IV. Подведение итогов. Работа с интерактивной доской: презентация об имени существительном.

V. Домашнее задание. Стр.160 учить правило, стр.163 читать. Упражнение 444.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: nadya (2011-02-25) | Автор: Бойко Надежда Викторовна
Просмотров: 11693 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru