РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Воронова Ольга Олеговна, учитель русского языка и литературы СОШ № 85 Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику». Эти слова заставили меня задуматься и стали девизом моей педагогической деятельности. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся.Каждый учитель на своих уроках использует тот инструментарий, который проверен личным опытом, приносит положительные результаты. Урок должен быть прежде всего интересным. Постоянно действующая рубрика «Это интересно!», которая рассказывает о том, с какими знаменательными событиями в области культуры, литературы, искусства связан этот день, вызывает интерес учащихся с момента записи даты. На информацию уходит несколько минут, но ребята уже заинтригованы. Информацию стараюсь связать с основной темой урока. Так, например, первое марта – начало весны. Учащиеся знакомятся с некоторыми приметами, пословицами, поговорками, одну из которых записывают: «Зима весну пугает, да сама тает». На примере этой пословицы можно повторить правописание личных окончаний глаголов, значение союза «да». Словарно-орфографическая работа – обязательный вид работы на каждом уроке. Продолжая тему весны, подбираю соответствующие слова: благоухать, нарцисс, сирень, половодье и т.д. Работа со словарями способствует развитию внимания, орфографической зоркости, пополнению словарного запаса. Учащиеся находят в словаре лексическое значение иностранных слов, толкование русских слов, значение которых не знают, или выписывают из орфографического словаря слова, входящие в одну лексическую группу, например, обозначающие цвет: бирюзовый, багряный, фиолетовый и другие. Интересной может стать работа над одним словом. Так, на примере слова «возрождается» можно выполнить несколько видов работы: - повторить сразу несколько орфограмм: правописание з-с на конце приставок, правописание проверяемых безударных гласных в корне слова, чередование согласных в корне слова, написание –тся, -ться в глаголах; - повторить тему « Возвратные и невозвратные глаголы»; - выполнить фонетический, морфологический разбор, разбор слова по составу; - составить словосочетания и предложения с данными словами с последующим выполнением синтаксического разбора; -подобрать однокоренные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы. В качестве домашнего задания предлагаются задания исследовательского, поискового характера: выяснить этимологию слова, подобрать из произведений художественной литературы предложения с данным словом. Огромные возможности дает работа над связным текстом. Стараюсь подбирать тексты из произведений русских и казахских писателей-классиков, которые содержат не только богатый учебный материал, но и способствуют развитию эстетического вкуса, духовному, нравственному и патриотическому воспитанию школьников, заставляют задуматься, побуждают высказать свою точку зрения. Однажды предложила в качестве примера текста-рассуждения отрывок из книги Д. Карнеги о стремлении каждого человека быть значимым, который заинтересовал учащихся настолько, что у некоторых из них появилось желание прочитать всю книгу этого автора. Работая над текстом, учащиеся развивают навыки определения темы, стилей речи, типа текста, выделения микротем, формулировки главной мысли, составления плана. Задания могут быть самыми разнообразными - в зависимости от изучаемой темы. При изучении темы «Причастный оборот» учащиеся выписывают из текста предложения с причастным оборотом, выделяют оборот, расставляют знаки препинания, перестраивают предложения таким образом, чтобы причастный оборот занимал позицию после определяемого слова или перед ним. Подобные задания можно выполнять при изучении сложных предложений, предложений с однородными членами. Так, при изучении темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» учащиеся перестраивают предложения с причастным оборотом, заменяя его придаточным определительным, или наоборот. С большим интересом ребята работают над восстановлением текста, в котором пропущено, например, каждое десятое слово. Они пытаются подобрать подходящие по смыслу слова, восстановить текст по-своему и потом с удовольствием обсуждают получившиеся варианты, которые часто бывают неожиданными. Позже учитель дает оригинальную версию текста. Чтобы работа по развитию речи превратилась из утомительного занятия в интересный творческий процесс, стараюсь подобрать интересные темы сочинений, разнообразить виды работ. Традиционное описание предмета становится увлекательным занятием, если предложить учащимся написать сочинение от лица этого предмета, в котором они рассказывают историю появления того или иного предмета, рассказывают о том, почему хорошо быть этим предметом, какую пользу он приносит людям и почему плохо быть этим предметом. Фантазия и творческая деятельность учащихся при этом ничем не ограничиваются, и в результате появляется «Монолог старого дивана», который жалуется на то, что дети многодетной семьи целыми днями прыгают на нем, или «Рассказ школьного портфеля» о том, что он узнает оценки хозяина раньше, чем его родители, и другие не менее интересные истории. Если сочинение предполагает описание внешности человека, предлагаю учащимся создать их собственный внешний и внутренний портрет, что способствует не только совершенствованию навыков работы над сочинением, но и самопознанию, саморазвитию личности. Чтобы урок способствовал развитию познавательной активности и повышению мотивации учения, необходимо создать комфортные условия для каждого учащегося, поставить его в ситуацию успеха, дать понять, что он обязательно сможет справиться с заданием успешно. В этом плане считаю эффективными уроки-практикумы, которые провожу на этапе закрепления темы. Сначала в классе выполняется какое-либо задание с комментарием у доски, а потом учащиеся по этому образцу выполняют задание самостоятельно. Таким образом, даже те учащиеся, которые до сих пор не понимали тему, могут успешно справиться с заданием по образу и подобию. Практикую и выполнение заданий-тренингов, которые также дают возможность каждому учащемуся выполнить задание в таком объеме, с которым он в состоянии справиться, и получить свою заслуженную положительную оценку. Задания-тренинги разработаны мною по разным темам. Так, при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаю список из двадцати предложений, в которых нужно выделить грамматическую основу, определить, какой частью речи выражены главные члены предложения, расставить знаки препинания. Предложения распечатываю для каждого учащегося, они не требуют переписывания, что экономит время и дает возможность сосредоточиться на выполнении задания, а учителю облегчает проверку работ. Некоторые учащиеся выполняют задание в полном объеме, а кто-то сделает разбор только нескольких предложений, но это его результат, его успех. Все более активно вовлекаются учащиеся в проектную деятельность. Учащиеся девятых классов разработали проект «Язык - бесценный дар человека», в ходе подготовки которого изучили документы, связанные с языковой политикой РК, подобрали сотни пословиц и поговорок о языке, выяснили значение слова в толковых словарях разных авторов, составили подборку высказываний о языке семидесяти авторов разных времен и народов, выучили стихотворения разных поэтов, подготовили презентацию своего проекта. Результатом деятельности считаю ежегодное участие и победу учеников в конкурсе «Русский медвежонок», интерактивных олимпиадах по предмету. Проведенная диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанная на опроснике Ч.Д.Спилбергера, свидетельствует об увеличении за три года работы количества учащихся с высоким уровнем познавательной активности на 10 %, средним уровнем- на 15 %, уменьшением количества учащихся с низким уровнем познавательной активности. Значительно снизился уровень тревожности учащихся на уроках. Современный образовательный процесс требует от учителя творческого отношения к своему делу. От успешной работы учителя зависит успех его учеников. Список литературы: 1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. М.,1972. 2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983. 3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии.М.,1995.
|