Тема: Имя прилагательное. «Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно…» Цель: Повторить и обобщить ранее изученный материал по теме «Имя прилагательное». Задачи:1.Ученики углубят представление о роли прилагательных в речи, отработают умение правильного написания имён прилагательных(не с прилагательными ,гласные в окон- чаниях и суффиксах, правописание сложных прилага- тельных, определение разряда, степени сравнения прила- гательных) 2.Будут развивать устную и письменную речь, логичес- кое и критическое мышление. 3.Дети будут с уважением относиться друг к другу .Рабо- тая в группе,будут развивать чувство ответственности. Оценка урока. 1.Ученики поделятся своими мыслями. Будут отстаивать правильную току зрения написания прилагательных. 2.Выполнят практические задания и упражнения. 3.Будет проведено наблюдение за работой учащихся в группах, взаимодействием групп. Стратегии: многоуровневые вопросы, практические упражнения, пятистишие. Оборудование: портрет Ж .Ж. Руссо, тексты со стихотворениями, картинки, иллюстрации, учебники. Ход урока. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку. Зарядка позитивного мышления.(Ученики повторяют вслед за учителем ) *Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. *Я сделаю что-нибудь полезное. *Я не буду лентяем в умственном отношении. *Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности. Учитель: - А вот с такими словами обратился к вам , ребята, великий французский педагог Ж.Ж.Руссо : «Вы талантливые дети!Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как многои хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». 1.Побуждение. Учитель: -Один человек смотрит на открывшийся его глазам пейзаж и видит лес, реку, небо. Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел листву, траву, землю. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше.Он уви- дел золотую листву на деревьях, лазоревую реку, прозрачный воздух. *Одинаковый ли дар зрения у разных людей? Если нет , то почему? *Чем различаются картины, увиденные людьми? *Какие части речи помогают узнать о том, что видят другие, самим представить эту картину? -Сегодня я предлагаю вам, ребята, побывать художниками. Людям этой про- фессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень неравнодушны- ми. Я приглашаю вас в мастерскую художника слова, но прошу соблюдать главное правило пребывания в ней: «Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно. О чём пойдёт речь на уроке? (Об имени прилагательном.) *Какую картину вокруг себя вы хотели бы видеть? *В ней есть место именам прилагательным? -Но чтобы попасть в мастерскую, необходимо хорошо знать всё об имени прилагательном. Запишите число, классная работа. 2.Реализация. Задание 1. «Визитная карточка имени прилагательного» -Кто откроет карточку? (На полосках бумаги напечатаны понятия, касающиеся различных частей речи. Необходимо выбрать только те морфологические и синтаксические признаки, которые соответсвуют имени прилагательному. Ученики работают в группах, выбирают нужное, наклеивают на листы бумаги ,затем спикеры озвучивают у доски. «Самостоятельная часть речи,изменяется по родам, числам падежам,зависит от существительного,обозначает признак предмета, какой?чей?, синтаксическая роль –определение ,составная часть именного сказуемого.) Задание 2. Работа над предложением. *Найти имена прилагательные, определить их синтаксическую роль. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера. Задание 3. *Прочитайте стихотворение Бродского. Яростные птицы с огненными перьями Пронеслись над белыми райскими преддверьями, Огненные отблески вспыхнули на мраморе, И умчались странницы, улетели за море, Но на чистом мраморе, на пороге девственном, Что-то всё алелося в блеске неестественном, И в вратах под сводами, вечными, алмазными, Упивались ангелы тайными соблазнами. *Назовите имена прилагательные в тексте. -Имена прилагательные обладают богатейшими эстетическими и стилистическими возможностями, могут служить одним из главных средств изобразительности. *О чём идёт речь? *Что называется эпитетом?(Это художественное образное определение, кото- рое может быть выражено в прилагательном.) *Вспомните разряды имён прилагательных, назовите их по тексту. Задание4. Чтение отрывка из стихотворения А.Т.Твардовского. И в глуши родной, ветвистой, и в тиши дневной, лесной, Молодой, густой, смолистый Золотой держался зной. *Найдите эпитеты. Выпишите имена прилагательные. Задание 5. Наблюдение над разрядами прилагательных. Определить разряд по значе-нию. Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд лисий хвост ,тихий шорох, соловьиная песня, голубой небо- склон, городской автобус, талантливый человек. *Образовать краткие формы прилагательных. Помните , краткие формы могут образовываться не от всех прилагательных. Медвежий Жгучий Пригожий Ребячий Казачий Птичий Кипучий Горячий Могучий Задание 6. Работа по учебнику. *Наблюдение над степенями сравнения имён прилагательных в сравнитель- ной и превосходной степени.(Группам раздаются опорные схемы, по которым они рассказывают о степенях сравнения имён прилагательных, затем выполняют упражнение по учебнику) *Упражнение295, стр.139. Опорная схема Сравнительная степень Простая Сложная суффиксы: е, ее, ше ,ей более, менее Превосходная Простая Сложная Суффиксы ейш, айш наиболее, наименее *Упражнение 284, стр.135 Необходимо вспомнить названия растений. Выделить в прилагательных суффиксы. Задание 7. Работа над правописанием имён прилагательных. *Повторение о правописании н, нн в прилагательных по опорной схеме. Н,НН в суффиксах прилагательных Н 1)В суффиксах: -ин-,-ан-,-ян- Например: Звериный, песчаный, кожаный Исключения: стеклянный, оловян- ный, деревянный НН 1)В суффиксах6 -енн-, -онн- Например :обеденный 2….н+н Например: карманный Исключение: ветреный Задание 8. *Упражнение 298.Выписать слова с н, нн в суффиксе. Наблюдение над слитным и раздельным написанием не с прилагательным. работа с опорной схемой. Не с прилагательными Определить, употребляется ли слово без не Да Нет (слитно) Приставка(образуется новое Отрицание(обычно есть слово, обычно заменяется сино- противопоставление с сою- нимом) зом а, могут быть слова вовсе, далеко, отнюдь) слитно раздельно Задание 9. Объяснительный диктант. 1)Дорога привела нас к (не)высокому обрыву.2)За обрывом в синеватом дыму стоял (не)проглядный лес.3)У самой воды выглядывали из зарослей (не)винные голубоглазые (не)забудки.4)Густое и чистое небо сверкало над головой,(не)жаркое солнце шло уже низко.5)Из густой травы взлетела (не)большая ,а маленькая птичка Задание 10. Игра «Третий лишний» -Кто же лишний, почему? 1)Звонкий, точный, золотой. 2)Деревянный песчаный, лисий. 3)Волчий, папин, голубой. 4)Глиняный, железный, лисий. Задание 11. -Вспомните правописание сложных имён прилагательных. От чего зависит выбор орфограммы? Придумайте по пять примеров слитного и раздельного написания сложных прилагательных. 3.Рефлексия. -Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы побывали в мастерской художника слова. Эта встреча не последняя, но пусть она вам принесёт радость общения .Будьте всегда чуткими, внимательными , а речь ваша пусть будет образной и интересной. Помогут в этом имена прилагательные .Это верные наши спутники и помощники. Составление пятистишия со словом «Прилагательное». Домашнее задание:п.26,27,упр.300
|