Урок русской литературы в 9 классе. Тема: Неоднозначность образа Ленского. (По роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Цели: анализ литературного образа, сравнительная характеристика героев; развитие навыков осознанного чтения, аналитических умений; воспитание уважения к чужим чувствам. Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска (показ слайдов, отрывков из фильма). Тип урока: изучение новой темы. Методы и приёмы: исследование (анализ художественного текста). Ход урока. I. Мотивационный этап. Мотивация. Эпиграф к уроку: «И как величайшим вопросом всякой философии является вопрос о смысле жизни, так и в «Евгении» Онегине» тема эта – центральная, важнейшая и всё определяющая… … «Евгений Онегин» - роман о Жизни и Смерти…» «Тема жизни и смерти, смысла жизни появляется и становится определяющей в романе не случайно: она – результат всех предшествующих размышлений Пушкина об этом». (В.А.Кожевников). Целеполагание. Как центральная тема – тема жизни и смерти – соприкасается с образом Ленского? Почему? Актуализация знаний. 1. Чтение и обсуждения письменного домашнего задания «Испытание любовью Онегина». 2. Опрос параграфа учебника «Автор и герой» (стр. 70). Рефлексия.Вывод по содержанию произведения: после гибели Владимира Ленского на дуэли происходит переломный момент в жизни героев. Почему? II. Операционный момент. Знакомство с новым материалом. 1. Заполнение таблицы. Владимир Ленский Евгений Онегин поэт экономист (почитатель Адама Смита) идеалист (поклонник Канта) материалист Воспевание свободы Отказ от свободы Вера в любовь и дружбу Отказ от любви и дружбы 2. Разъяснение цитаты: «Свобода, творчество (поэзия), любовь – три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, разбивающие замкнутый мирок эгоизма личности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Эти три сферы – привычный для Пушкина критерий ценности человека как личности и как типа». (Г.А.Гуковский). Рефлексия. (Если образ Ленского ассоциируется с понятиями «любовь», «свобода», «творчество», то как можно охарактеризовать Онегина). Многоуровневое закрепление. Работа по группам. Первая группа работает над вопросом: кто и почему был зачинщиком дуэли? Изображают функционально-семантическое поле, которое приблизительно выглядит таким образом: зачинщик дуэли – романтик, обидчивый, несколько наивный, ранимый, влюблённый, мечтатель… Вторая группа – почему Онегин не предотвратил дуэль? (ФСП: Невозможность отказа от вызова – боязнь насмешек, страх перед «общественным мнением», легкомысленное отношение к чужой жизни, «духовная спячка»). Третья группа – почему произошли перемены в жизни героев: Онегина, Ольги Лариной, Татьяны Лариной.(ФСП). Подытоживание. Роль и значение образа Ленского в произведении А.С.Пушкина (Возвращение к целеполаганию). Что общего у автора с героем? Смерть Ленского – кульминационный момент в развитии сюжета: далее идёт «зеркальное отображение событий». Рефлексия. Заполнение оценочных листов учащимися. Задание на дом. 1. Письменная работа «Зеркальность композиции произведения Пушкина». 2.По учебнику стр. 77 – 81.
|