Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы в 9 классе "Герой нашего времени"
Буденко Т.Я.-учитель русского языка и литературы
ССШ№2 г.Актобе
Урок литературы в 9 классе.
Тема урока. М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
Цель урока: первичное знакомство с произведением М.Лермонтова «Герой нашего времени».
Образовательные задачи: раскрыть смысл названия, проблематику романа, жанровое своеобразие (понять, почему роман психологический) и систему образов романа.
Развивающие задачи: развитие умений анализировать, сравнивать, умение выделять главное, работа с текстом; обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся.
Воспитательные задачи: осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.
Форма урока: слайд – презентация
План урока.
1.Организационный момент. Организация внимания. -1 минута.
2.Изучение нового учебного материала с применением на уроке «Методики понимания текста» и с использованием стратегий критического мышления
(40 минут):
А)Предтекстовая работа
Б)Притекстовая работа
В)Текстовая ситуация
3. Послетекстовая работа . Домашнее задание (инструктаж) -4 минуты
Технические средства обучения: интерактивная доска.
Другие дидактические материалы: карточки для работы над ключевыми словами.
Электронная поддержка урока: презентация.
Ход урока.
1. Сегодня необычный урок:
1) Материал урока большой, но поможет работа на интерактивной доске.
2) Применяем на уроке «Методику понимания текста» с использованием стратегий критического мышления.
3) Не торопитесь: будем работать над каждым слайдом и словом.
2.
Предтекстовая работа
1 слайд Михаил Юрьевич Лермонтов
«Герой нашего времени» - первый в русской литературе психологический роман.
- Назовите цели нашего урока.
Первичное знакомство с произведением М.Лермонтова «Герой нашего времени», раскрыть смысл названия, проблематику романа, жанровое своеобразие (понять, почему роман психологический) и систему образов.
Прием: Запись в тетрадь темы урока
Притекстовая работа
1 слайд
- Понятно ли вам название? На что оно указывает?
О герое, современнике Лермонтова.
- Есть ли новые слова, термины литературы, не знакомые вам?
Психологический роман.
2 слайд Жанр романа
Раскрывает понятие «психологический роман».
Прием: Запись в тетрадь
3 слайд Время написания, период, цель автора
Прием: Запись в тетрадь
- Что важного мы узнали из третьего слайда?
Работает над романом в течение нескольких лет, это время ссылки Лермонтова.
4 слайд Структура романа(композиция романа Лермонтова) и Хронологический порядок частей (как должно быть по порядку)
- Как вы думаете, почему роман состоит из частей, расположенных не в хронологическом порядке? С чем это связано?
Такой порядок частей связан с целью Лермонтова: в романе есть центральный образ, который сначала показывается глазами других героев, а только затем мы видим его изнутри, по дневниковым записям.
5 слайд Основные действующие лица
Прием: Запись в тетрадь
Познакомимся с системой образов романа
1. Печорин Григорий Александрович, офицер
2. Максим Максимыч, штабс-капитан
3. Бэла, черкешенка, дочь князя
4. Казбич, черкес
5. Азамат, черкес, сын князя
6. княжна Мери Лиговская
7. Вера
8. Грушницкий, юнкер, позже произведен в офицеры.
9. доктор Вернер
10. Вулич, поручик
- Назовите место, где происходят события.
Кавказ.
- Назовите части, слои общества, которые являются героями романа.
Князь, княжна - высший свет; офицеры, поручик, доктор, юнкер, штабс-капитан – военные.
- Почему напротив имени Вера нет пояснений? Что можно сказать о ней?
Какой – то особенный герой, неважно автору указывать её сословие.
6 слайд Сюжетные линии - конфликты
Прием: Запись в тетрадь

Печорин
Максим Максимыч Бэла
Казбич и Азамат «ундина»
доктор Вернер княжна Мери
Грушницкий Вера
Вулич
«водяное общество»
-Как распределены герои?
Мужские и женские образы, отдельно – пласт общества.
- Рассмотрим женские образы. О чем говорит каждое имя?
-Бэла - жительница Кавказа, одна из “детей природы”(«Мцыри»)
- ундина представляет в романе романтический мир вольности
-княжна Мери и Вера социально родственны главному герою
- Как вы понимаете значение слова «водяное» общество? Почему так можно назвать общество?
На водах отдыхающие. Собирательный образ.
- Какой возникает образ главного героя?
Трагический, он противопоставлен всем героям романа, людям своего круга, он одинок.
7 слайд Киноверсия образа Печорина
- Посмотрите внимательно на киноверсию образа Печорина. Каким режиссер увидел героя?
Сильная натура, гордый, не подчиняется кому – то, властный.
Прием: Запись в тетрадь
1.Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры, имеет семантическую близость с фамилией Онегина.
2.Печорин — петербуржец.
Прием: выделение ключевых слов.
После моего комментария выделите ключевые слова, характеризующие действие романа.
3. Из столицы он приезжает в Пятигорск. (причина) Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». Он попадает после дуэли с Грушницким в возрасте 25 лет в крепость, где происходит действие «Бэлы». Там он находится в чине прапорщика. Встреча с Максимом
Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 30. Он умирает, возвращаясь из Персии.
Текстовая ситуация
8 слайд План к сочинению.
Перед вами - план к сочинению. Только прочтем цитаты о Печорине, чтобы понять главного героя.
ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
I. "Средь бурь пустых томится юность наша..." (Печорин - герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после погрома декабристов, отсутствие высоких общественных идеалов - яркая черта этого исторического периода).
II. Печорин - трагическая личность:
1. «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку";
2. «Я всегда ненавидел гостей у себя";
3. «Во мне душа испорчена светом";
4. «Любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто";
5. «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю, знаю только то, что если я причиняю несчастья другим, то и сам не менее несчастлив";
6. "... двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы своей не продам";
7. глаза Печорина - "они не смеялись, когда он смеялся... Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти"
III «…в твоей природе есть что-то особенное» (Вера о Печорине)
- Что ещё можно добавить к образу Печорина после знакомства с цитатами из романа?
Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера. Герой сам себя судит и казнит.

3. Послетекстовая работа . Домашнее задание
Сегодня на уроке мы увидели с вами, как важно внимательно прочитать текст. Распределим класс на группы по подготовке к следующей теме « Печорин в системе художественных образов»

Индивидуальные задания (проект)
по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

№ задание Вид задания Страница учебника
1 Печорин – герой действия Исследования по отдельным вопросам темы Стр 149
2 Печорин – человек, властно подчиняющий себе судьбы других людей кластер Стр 151
3 Печорин и Максим Максимыч Круги Венна Стр 154-156
4 Печорин и доктор Вернер Круги Венна Стр 157
5 Печорин и Грушницкий Круги Венна Стр 158-160
6 Печорин и Вулич Круги Венна Стр 160-161
7 Печорин и Казбич и Азамат Круги Венна Стр 150
8 Печорин и Бэла Ассоциации с категоризацией Стр 162-164
9 Печорин и «ундина» Упражнение «Двойной дневник» Стр 157
10 Печорин и княжна Мери Таблица-синтез Стр 157
11 Печорин и Вера Ассоциации с категоризацией Стр 157
12 Печорин и «водяное общество» фишбон
Стр 166, 168

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Рай (2011-03-16) | Автор: Буденко Татьяна Яковлевна
Просмотров: 24617 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.2/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru