Самостоятельная работа учащихся над ошибками диктанта При составлении контрольно-измерительных материалов по русскому языку в своей практике использую методику определения уровня сложности диктанта. Эта методика позволяет не только составить подробные отчеты, но и организовать самостоятельную работу учащихся над ошибками диктанта. Все орфограммы 5-7 класса классифицированы и имеют свой порядковый номер. В учебниках для 5 и 6 класса такая классификация имеется: в 5 классе изучается 25 орфограмм, 6 класс начинается с изучения орфограммы № 26. По мере изучения орфографических и пунктуационных правил орфографический комментарий содержит все больше орфограмм. В комментарии к итоговому диктанту за курс 7 класса представлены все изученные в 5-7 классе орфограммы. Их становится 68. После написания диктанта проводим работу над ошибками. Ребята находят ошибки в своих работах, заполняют в тетради таблицу: № п/п Слово, в котором допущена ошибка (верное написание!) Номер орфограммы Пример Затем учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют правильность работы с «Орфографическим и пунктуационным комментарием» к данному диктанту, который раздает учитель для каждого ученика или проецирует его на интерактивную доску. После завершения работы ребята могут сверить количество своих ошибок с «Тревожной картой правил», в которой учителем после проверки диктанта уже отмечены все допущенные каждым учеником ошибки. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (Нулевой срез) 6 класс Цель: определение соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям Государственного стандарта Республики Казахстан; - выполнение учебной программы курса. Содержание контрольной работы направлено на выявление качества усвоения программного материала за курс 5 класса, а также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков. Павлик в лесу Солнце стало спускаться, и тень Павлика сделалась тонкой. Она ползет по дорожке, тает в колючем кустарнике. Вечером сильнее запах ландышей, больше щебечут птицы. Мальчик бегает за бабочками, рвет цветы. По тропинке пробирается старый еж. Этого зверька не погладишь! Свернется в клубочек и съедет с горки. Соберет на иголки сухие листья и травинки. В роще Павлик видит ручеек и замирает от восторга. Малыш нагнулся к ручью, перебирает гладкие камешки и ловит ладошками на воде солнечный лучик. Ручеек весело вьется под ногами Павлика. Мальчик наступил на него и закричал: «Я тебя не пущу!». Целый день Павлик под открытым небом, на свежем воздухе. Хорошо в лесу! (103 СЛОВА) (По И. Соколову-Микитову) Грамматическое задание: 1. Сделать фонетический разбор слов: 1 вариант: листья 2 вариант: ёж 2. Выписать из текста 3 глагола совершенного и 3 глагола несовершенного вида. 3. Сделать морфологический разбор: 1 вариант: 1 существительного 2 вариант: 1 прилагательного 4. Составить схему предложения с прямой речью. Орфографический комментарий диктанта «Павлик в лесу» № Орф. Название орфограммы Примеры из текста Кол-во 1 Безударный проверяемый гласный Ползёт, колючем, вечером, сильнее, щебечут, цветы, тропинке, свернётся, травинки, ногами, лесу. 11 2 Непроверяемые гласные и согласные 3 Проверяемые согласные в корне слова Дорожке, ёж, гладкие, камешки, ладошками. 5 4 Непроизносимые согласные Солнце, солнечный. 2 5 Буквы И, У, А после шипящих Не пущу, щебечут. 2 6 Разделительные Ь и Ъ Съедет, листья, ручью, вьётся. 4 7 Раздельное написание предлогов со словами По дорожке, в колючем, за бабочками, по тропинке, в клубочек, с горки, на иголки, в роще, от восторга, к ручью, на воде, под ногами, на него, под открытым, на свежем, в лесу. 16 8 Употребление Ь на конце существительных после шипящих Ёж, малыш. 2 9 Употребление Ь для обозначения мягкости согласных Бабочками, мальчик, тень. 2 10 Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –З, -С Спускаться, сделалась, пробирается, погладишь, свернётся, съедет, соберёт, замирает, нагнулся, перебирает, наступил, закричал. 12 11 Буквы З и С на конце приставок - 12 Буквы О-А в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ- - 13 Буквы О-А в корне –РАСТ- - РОС- - 14 Буквы Ё-О после шипящих в корне слова. 15 Буквы И-Ы после Ц Птицы. 1 16 Большая буква и кавычки в именах собственных Павлик. 1 17 Буквы Е-И в окончаниях имён существительных По дорожке, кустарнике, ландышей, за бабочками, по тропинке, с горки, на иголки, травинки, в роще, камешки, ладошками, на воздухе. 12 18 О и Е после шипящих в окончаниях имён существительных и прилагательных В колючем, ландышей, клубочек, на свежем. 4 19 Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных Тонкой, гладкие, солнечный, открытым. 4 20 Краткие прилагательные с основой на шипящий 21 Не с глаголами Не погладишь, не пущу. 2 22 Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице ед.ч. Не погладишь 1 23 -ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. СпускаТЬСя, пробираеТСЯ, свернёТСЯ, вьёТСЯ. 4 24 Буквы Е-И в корнях с чередованием ПробИрается, собЕрёт, замИрает, перебИрает. 4 25 Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения Тает, щебечут, бегает, пробирается, погладишь, съедет, видит, замирает, перебирает, ловит. 10 Итого 99 слов Для определения сложности текста необходимо количество орфограмм, представленных в тексте, умножить на 100 и разделить на количество слов в диктанте. Шкала определения сложности текста Уровни сложности Низкий Средний Высокий До 70% От 70 до 85% Выше 85% 99х100:103=96 % - УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ВЫСОКИЙ. Подобным образом составляю и пунктуационный комментарий диктанта ПУНКТУАЦИОННЫЙ КОММЕНТАРИЙ ДИКТАНТА «Павлик в лесу» № пунктограммы и её название Пример из текста № 1: Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Все предложения из текста № 2: Запятая при однородных членах предложения. Она ползёт по дорожке, тает в колючем кустарнике. Мальчик бегает за бабочками, рвёт цветы. Свернётся в клубочек и съедет с горки. Соберёт на иголки сухие листья и травинки. В роще Павлик видит ручеёк и замирает от восторга. Малыш нагнулся к ручью, перебирает гладкие камешки и ловит на воде солнечный лучик. Целый день Павлик под открытым небом, на свежем воздухе. № 3: Запятая и восклицательный знак при обращении. № 4: Запятая в сложных предложениях. Солнце стало спускаться, и тень Павлика сделалась тонкой. Вечером сильнее запах ландышей, больше щебечут птицы. № 5: Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Мальчик наступил на него и закричал: «Я тебя не пущу!»
|