Учитель русского языка и литературы Государственного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Семей Бектина Лилия Алтынбековна Интеллектуальный турнир «Знатоки языка и литературы» Цель: совершенствовать коммуникативно-речевые компетенции школьников. Задачи: Образовательные: повторить и систематизировать знания детей по русскому языку и литературе; формировать умения работать в коллективе. Развивающие: развивать логическое мышление, память, устную речь, навыки правильного оформления и высказывания своих мыслей; Воспитывающие: способствовать привитию интереса к изучению русского языка и литературы, воспитывать здоровое чувство соперничества, дружелюбие. Технологии: интерактивная технология обучения, обучение в сотрудничестве. Оборудование: интерактивная доска, презентация. Межпредметные связи: казахская литература, история, музыка. Ход мероприятия: I. Организационный момент. Приветствие. Представление жюри. Постановка целей и задач мероприятия. Знакомство с правилами игры. 1 тур «Представление команд» Каждая команда представляет себя. Объясняет название своей команды. /максимум 10 баллов/ 2 тур «Да - Нет» Каждой команде дается по 10 вопросов, на которые необходимо ответить «Да» или «Нет». Отвечает первый игрок до ошибки, затем продолжает следующий. /Максимальное количество баллов 10/ 3 тур «В мире литературы» Дается 5 тем на выбор, в каждой теме по 5 вопросов различной цены. Е6сли команда не может ответить, право ответа дается команде – сопернице. 4 тур «Мысли вслух» Команда выбирает тему, на которую готовит небольшое высказывание. / Максимум 15 баллов/ 5 тур «Переводчик» Командам дается пословица с пропущенным словом. Необходимо вспомнить пословицу и перевести ключевое слово на казахский и русский языки. /за правильную пословицу – 2 балла, за переводы – по 1 баллу. Итого, максимум за каждое задание – 4 балла/ 6 тур «Конкурс капитанов» Капитанам выбирают номер, за которым спрятана картинка; необходимо вспомнить как можно больше фразеологизмов с данным словом. /За каждый фразеологизм – 1 балл/ II. «Представление команд». Прошу команды представить свою команду и ей членов. /Оценивается выбранное название, оригинальность представления/ III. «Да - Нет» Вопросы первой команды: 1.Существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО? /ДА/ 2.И.С. Тургенев родился в 1818 году. /ДА/ 3.Деепричастие имеет признаки прилагательного и глагола. /НЕТ/ 4.Автор комедии «Ревизор» - Горький. /НЕТ/ 5.А.С. Пушкин учился в лицее в Царском селе. /ДА/ 6.Местоимения бывают качественные, относительные и притяжательные. /НЕТ/ 7.Глагол обижаться совершенного вида. /НЕТ/ 8.Похолодало. – Это предложение неопределенно-личное. /НЕТ/ 9.Отцом русского сентиментализма считают Карамзина. /ДА/ 10.«Смерть поэта» написал А.С. Пушкин. /НЕТ/ Вопросы второй команды: 1.Стихотворение «Я помню чудное мгновение…» посвящено Н. Гончаровой. /НЕТ/ 2.Свой – это возвратное местоимение. /НЕТ/ 3.В русском языке 42 звука. /ДА/ 4.«Старуху Изергиль» написал С. Есенин. /НЕТ/ 5.Глагол дышать 2 спряжения. /ДА/ 6.Начались холода. - Это предложение односоставное. /НЕТ/ 7.Маяковский был представителем футуризма. /ДА/ 8.Слова в словосочетании гулять по парку связаны по способу примыкания. /НЕТ/ 9.Есенин родился в селе Константиново. /ДА/ 10.В слове уб…ру пропущена буква Е. /ДА/ IV. «В мире литературы». Перед вами 5 тем, в каждой теме по 5 вопросов: на 10,20,30,40,50 баллов. Выбирайте тему и цену вопроса. А.С. Пушкин. 10 баллов – Когда родился А.С. Пушкин? /6 июня 1799 года/ 20 баллов - Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. Какая фамилия была у «Подруги дней моих суровых» - как называл её Пушкин в своих стихах? /Яковлева Арина Родионовна/. 30 баллов - Назовите стихотворение, которое А.С.Пушкин прочел на экзамене в лицее в присутствии знаменитого поэта Державина. /«Воспоминание в Царском селе» / 40 баллов - Назовите произведение Пушкина, основной темой которого является Пугачевское восстание. Герои – Петр Гринев и Маша Миронова. / «Капитанская дочка» / 50 баллов Прочитайте выразительно одно из стихотворений А.С.Пушкина. Максим Горький. 10 баллов – Назовите настоящее имя Максима Горького. /Алексей Максимович Пешков/ 20 баллов – Назовите главных героев рассказа «Старуха Изергиль» /Данко, Ларра, Изергиль/ 30 баллов - Кому из казахских писателей принадлежат слова: «Мои рассказы о матери написаны под влиянием Горького» /Габит Мусрепов/ 40 балов - Определите героя: «Безработный мужчина (40 лет). Он любит непонятные, редкие слова, так как раньше служил на телеграфе, много читал и был образованным человеком. Утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она не была» /Сатин/ 50 баллов – Назовите автобиографическую трилогию М. Горького. /«Детство», «Юность», «Мои университеты» / М.Ю. Лермонтов 10 баллов – Назовите произведение главным героем которого является Печорин. / «Герой нашего времени» / 20 баллов – Когда и где родился М.Ю.Лермонтов? /в ночь со 2 на 3 октября 1814 года, в Москве/ 30 баллов – Назовите произведение, из-за которого Лермонтов был сослан на Кавказ. /«Смерть поэта»/ 40 баллов – Расскажите при каких обстоятельствах погиб Лермонтов /Дуэль с Мартыновым на Черной речке/ 50 баллов – Назовите автора этого портрета. /Автопортрет М.Ю. Лермонтова/ Сергей Есенин 10 баллов – Когда родился С. Есенин? /21 сентября 1895 г./ 20 баллов - Как назывался первый сборник стихотворений Есенина, когда он вышел в свет? / «Радуница», 1916 год/ 30 баллов - Как называется цикл стихов, навеянных поездкой на Кавказ? /«Персидские мотивы»/ 40 баллов – Прочитайте выразительно последнее стихотворение поэта. 50 баллов – С творчеством какого казахского поэта созвучно творчество С. Есенина? /Мукагали Макатаев/ Разное 10 баллов - Он родился в Москве 26 мая 1799 году. Отец его, Сергей Львович, происходил от старинного дворянского рода, мать- Надежда Осиповна – была внучкой Ибрагима, «арапа Петра Великого». О ком идет речь? /А.С.Пушкин/ 20 баллов – Назовите автора этого стихотворения «Памятник» (звучит запись стихотворения) /А.С. Пушкин/ 30 баллов – Кому посвятил Пушкин это стихотворение «Няне» (звучит запись стихотворения) /Арине Родионовне/ 40 баллов – Кому принадлежат слова этой песни «Мне нравится…» (звучит запись песни) /Марине Цветаевой/ 50 баллов – Какую пословицу Гоголь взял эпиграфом к комедии “Ревизор”? /На зеркало неча пенять, коли рожа крива./ V. «Мысли вслух». Перед вами номера, выберите номер, за ним скрывается тема, на которую вам необходимо написать высказывание. Темы 1. Развитие спорта в Казахстане. 2. Н.А. Назарбаев – первый президент Казахстана. /После работы со зрителями команды представляют свои высказывания/ VI. Работа со зрителями. Мы посмотрели, как наши участники знают Жизнь и творчество русских писателей и поэтов, а знаете ли вы? Кто желает выразительно прочитать стихотворения писателей, о которых мы только что говорили. /Учащиеся по желанию читают выразительно стихи/ VII. «Переводчик». Пословицы: 1. Без труда не вытащишь и …из пруда. /рыбка, балық, fish/ 2. Кто старое помянет, тому … вон. /глаз, көз, еуе/ 3. Не убив …, шкуры не продавай. /медведь, аю, bear/ 4. Большому … большое плавание /корабль, кеме, ship/ 5. Слово – серебро, молчание - … . /золото, алтын, gold/ 6. Поспешишь – … насмешишь. /люди, адамдар, people/ VIII. «Конкурс капитанов» - «Вспомни фразеологизмы» Перед вами 4 номера, за которыми картинки. Вспомните фразеологизмы и составьте с ними предложения. ( сесть в калошу, считать ворон, вставлять палки в колеса, крокодиловы слезы ) IX. Подведение итогов соревнования. Жюри подводит итоги и награждает победителей. Команды высказывают свое мнение по поводу проведенной игры.
|