Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок русского языка в 9 классе
Учитель русского языка и литературы
Чуклина Е.Г.
г.Петропавловск
ГУ «Средняя общеобразовательная школа- комплекс эстетического воспитания №8»

Тема: «Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности»
Цели урока:

1. Обучающая:
а) повторить знания уч-ся о составе сложного бессоюзного предложения и смысловых отношениях между частями сложного бессоюзного предложения;
б) учить устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.
в) повторить знания о сложных предложениях
2. Развивающая:
а) формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения
б) развивать умения:
* частично-поисковой деятельности;
* аналитической деятельности;
* составлять таблицу;
* оценивать результат выполненных действий;
* приемов наблюдения;
* действовать самостоятельно.
3. Воспитывающая:
а) положительное отношение к знаниям;
б) бережное отношение к русскому языку.

Ход урока
1 этап Повторение изученного материала
- работа по карточкам на местах;
- работа по карточкам у доски
Карточка №1
Задание: Выписать ССП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложения, начертить схему.
Карточка №2
Задание: Выписать СПП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложения, начертить схему.
Карточка №3
Задание: Выписать СБП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложения, начертить схему.
Класс Задание: терминологический диктант распределить на 3 столбика (ССП/ СПП/СБП)

Сочинительный союз, союзные слова, связаны при помощи интонации, контактное слово,
без участия союзов, подчинительная связь, равноправные по смыслу, соединительные союзы, придаточное предложение, бессоюзная связь.
Вопросы к учащимся:
- К какому стилю речи относятся данные словосочетания?
- Опираясь на опорные словосочетания, дайте характеристику ССП, СПП, СБП

Проверка выполнения карточек у доски.

2 этап
Вопрос: Какие предложения близки к СБП?
В чем заключается различие?
Какие сложные союзные предложения имеют значения одновременности и последовательности?
Какими сочинительными союзами эти значения выражаются? (и, ни-ни, да=и, тоже, также)
Задание: Запишите предложение, определите вид сложного предложения.
Укажите союзы и объясните их значение.
Замените союзное предложение бессоюзным. Изменилось ли при этом содержание предложения?

Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень. Дверь отворилась, и в ней показалась незнакомая фигура. В лугах печально кричали ночные птицы, и белая звезда
переливалась над рекой.
Вывод: СБП близки к ССП. Между частями ставится запятая. Также может ставиться точка с запятой.
Откройте учебник на стр. 194, параграф 29, прочитайте , когда ставится точка с запятой?

3 этап «Уровневая дифференциация»
Задание «А»
Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Распределите предложения со значением одновременности, последовательности
Накануне выпал небольшой снежок подморозило от снега было светло вокруг. Чуть вился дымок несмело оживал костёр с трудом в закоптелый бак гремела вода со льдом.Тем временем выглянуло солнце оно послало свои лучи на землю лучи проникли в густую чащу осветили каждую ветку. Сухо и раскатисто треснул воздух ветви елей зашевелились
снег пышными клоками упал с нескольких ветвей. Небо было серебристо- звёздное поле за садом и гумном темнело ровно на чистом горизонте чётко чернела мельница с двумя парами крыльев.
Задание «В»
Из двух простых предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений.
1.Стоял тёплый день. В луже купались воробьи.2.Было лето. На дворе зеленела травка.
3. Светает. На лугах блестит утренняя роса.4. Смеркалось. С гор подул холодный ветер.
5. Солнце садится в тучи. Дым припадает к земле.6. Тепло вздыхает ветер. На берегу покачиваются таловые кусты.
Задание «С»
Закончите предложения, чтобы получились сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.
1.Прилетели грачи….2.В лесу поднялся ветер….3.Весело горел костёр…4.Начался весенний сев….5.Сгущались тучи….6.Облака рассеялись….7.Слышался грохот льдин на реке….8.Донёсся шум….
4 этап Дом. задание
Параграф 29, выписать из текста СБП (10) на тему «Природа родного края», объяснить постановку знаков препинания;
Упр.361.
5 этап
Задание: Прочитайте текст, определите стиль речи.
1.Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните правописание.
2.Найдите предложение, соответствующее схеме:
3.Найдите ССП, замените его СБП, выполните синтаксический разбор
4.Озаглавьте текст.
Выс_ки снежные горы, широка раздольная степь, глуб_ки и быстры реки, просторны п_ля и леса нашей прекрасной Родины!
Без конца , без краю, на тысячи километров прот_нулась сибирская великая тайга; спл_шными лесами покрыты Уральские горы; раскинулись широким к_вром бескрайние степи Казахстана.
Св_тлы и выс_ки сосновые боры, темны, непролазны др_мучие ельники, веселы и кудрявы берёзовые рощи, величественны и зелены дубравы.
Осенью и весною, зимою и летом хорошо дыш_тся в лесу. В голубое высокое небо в_зносятся бронзовые ств_лы сосен. Высокими колокольнями стоят стройные ели; см_лою, багульником пахнет столетний бор; под самыми облаками качаются его зелёные вершины.
Точно белые красавицы , смотрятся в воду кудрявые берёзы. На освещённых солнцем душистых полянах высятся богатырские дубы. Каждым листочком трепещет робкая осина, и ярким убранством красуется красавец клён.
6 этап
Подведение итогов
3 этап «Уровневая дифференциация»

Задание «А»
Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Распределите предложения со значением одновременности, последовательности
Накануне выпал небольшой снежок подморозило от снега было светло вокруг. Чуть вился дымок несмело оживал костёр с трудом в закоптелый бак гремела вода со льдом.Тем временем выглянуло солнце оно послало свои лучи на землю лучи проникли в густую чащу осветили каждую ветку. Сухо и раскатисто треснул воздух ветви елей зашевелились
снег пышными клоками упал с нескольких ветвей. Небо было серебристо- звёздное поле за садом и гумном темнело ровно на чистом горизонте чётко чернела мельница с двумя парами крыльев.

Задание «В»
Из двух простых предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений.
1.Стоял тёплый день. В луже купались воробьи.2.Было лето. На дворе зеленела травка.
3. Светает. На лугах блестит утренняя роса.4. Смеркалось. С гор подул холодный ветер.
5. Солнце садится в тучи. Дым припадает к земле.6. Тепло вздыхает ветер. На берегу покачиваются таловые кусты.

Задание «С»
Закончите предложения, чтобы получились сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.
1.Прилетели грачи….2.В лесу поднялся ветер….3.Весело горел костёр…4.Начался весенний сев….5.Сгущались тучи….6.Облака рассеялись….7.Слышался грохот льдин на реке….8.Донёсся шум….

5 этап
Задание: Прочитайте текст, определите стиль речи.
1.Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните правописание.
2.Найдите предложение, соответствующее схеме:
3.Найдите ССП, замените его СБП, выполните синтаксический разбор
4.Озаглавьте текст.
Высоки снежные горы, широка раздольная степь, глубоки и быстры реки, просторны поля и леса нашей прекрасной Родины!
Без конца , без краю, на тысячи километров протянулась сибирская великая тайга; сплошными лесами покрыты Уральские горы; раскинулись широким ковром бескрайние степи Казахстана.
Светлы и высоки сосновые боры, темны, непролазны дремучие ельники, веселы и кудрявы берёзовые рощи, величественны и зелены дубравы.
Осенью и весною, зимою и летом хорошо дышится в лесу. В голубое высокое небо возносятся бронзовые стволы сосен. Высокими колокольнями стоят стройные ели; смолою, багульником пахнет столетний бор; под самыми облаками качаются его зелёные вершины.
Точно белые красавицы , смотрятся в воду кудрявые берёзы. На освещённых солнцем душистых полянах высятся богатырские дубы. Каждым листочком трепещет робкая осина, и ярким убранством красуется красавец клён.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Helena (2011-03-24)
Просмотров: 6507 | Рейтинг: 2.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru