Учитель русского языка и литературы Чуклина Е.Г. г.Петропавловск ГУ «Средняя общеобразовательная школа- комплекс эстетического воспитания №8» Тема: «Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности» Цели урока: 1. Обучающая: а) повторить знания уч-ся о составе сложного бессоюзного предложения и смысловых отношениях между частями сложного бессоюзного предложения; б) учить устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях. в) повторить знания о сложных предложениях 2. Развивающая: а) формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения б) развивать умения: * частично-поисковой деятельности; * аналитической деятельности; * составлять таблицу; * оценивать результат выполненных действий; * приемов наблюдения; * действовать самостоятельно. 3. Воспитывающая: а) положительное отношение к знаниям; б) бережное отношение к русскому языку. Ход урока 1 этап Повторение изученного материала - работа по карточкам на местах; - работа по карточкам у доски Карточка №1 Задание: Выписать ССП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложения, начертить схему. Карточка №2 Задание: Выписать СПП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложения, начертить схему. Карточка №3 Задание: Выписать СБП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложения, начертить схему. Класс Задание: терминологический диктант распределить на 3 столбика (ССП/ СПП/СБП) Сочинительный союз, союзные слова, связаны при помощи интонации, контактное слово, без участия союзов, подчинительная связь, равноправные по смыслу, соединительные союзы, придаточное предложение, бессоюзная связь. Вопросы к учащимся: - К какому стилю речи относятся данные словосочетания? - Опираясь на опорные словосочетания, дайте характеристику ССП, СПП, СБП Проверка выполнения карточек у доски. 2 этап Вопрос: Какие предложения близки к СБП? В чем заключается различие? Какие сложные союзные предложения имеют значения одновременности и последовательности? Какими сочинительными союзами эти значения выражаются? (и, ни-ни, да=и, тоже, также) Задание: Запишите предложение, определите вид сложного предложения. Укажите союзы и объясните их значение. Замените союзное предложение бессоюзным. Изменилось ли при этом содержание предложения? Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень. Дверь отворилась, и в ней показалась незнакомая фигура. В лугах печально кричали ночные птицы, и белая звезда переливалась над рекой. Вывод: СБП близки к ССП. Между частями ставится запятая. Также может ставиться точка с запятой. Откройте учебник на стр. 194, параграф 29, прочитайте , когда ставится точка с запятой? 3 этап «Уровневая дифференциация» Задание «А» Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Распределите предложения со значением одновременности, последовательности Накануне выпал небольшой снежок подморозило от снега было светло вокруг. Чуть вился дымок несмело оживал костёр с трудом в закоптелый бак гремела вода со льдом.Тем временем выглянуло солнце оно послало свои лучи на землю лучи проникли в густую чащу осветили каждую ветку. Сухо и раскатисто треснул воздух ветви елей зашевелились снег пышными клоками упал с нескольких ветвей. Небо было серебристо- звёздное поле за садом и гумном темнело ровно на чистом горизонте чётко чернела мельница с двумя парами крыльев. Задание «В» Из двух простых предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений. 1.Стоял тёплый день. В луже купались воробьи.2.Было лето. На дворе зеленела травка. 3. Светает. На лугах блестит утренняя роса.4. Смеркалось. С гор подул холодный ветер. 5. Солнце садится в тучи. Дым припадает к земле.6. Тепло вздыхает ветер. На берегу покачиваются таловые кусты. Задание «С» Закончите предложения, чтобы получились сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности. 1.Прилетели грачи….2.В лесу поднялся ветер….3.Весело горел костёр…4.Начался весенний сев….5.Сгущались тучи….6.Облака рассеялись….7.Слышался грохот льдин на реке….8.Донёсся шум…. 4 этап Дом. задание Параграф 29, выписать из текста СБП (10) на тему «Природа родного края», объяснить постановку знаков препинания; Упр.361. 5 этап Задание: Прочитайте текст, определите стиль речи. 1.Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните правописание. 2.Найдите предложение, соответствующее схеме: 3.Найдите ССП, замените его СБП, выполните синтаксический разбор 4.Озаглавьте текст. Выс_ки снежные горы, широка раздольная степь, глуб_ки и быстры реки, просторны п_ля и леса нашей прекрасной Родины! Без конца , без краю, на тысячи километров прот_нулась сибирская великая тайга; спл_шными лесами покрыты Уральские горы; раскинулись широким к_вром бескрайние степи Казахстана. Св_тлы и выс_ки сосновые боры, темны, непролазны др_мучие ельники, веселы и кудрявы берёзовые рощи, величественны и зелены дубравы. Осенью и весною, зимою и летом хорошо дыш_тся в лесу. В голубое высокое небо в_зносятся бронзовые ств_лы сосен. Высокими колокольнями стоят стройные ели; см_лою, багульником пахнет столетний бор; под самыми облаками качаются его зелёные вершины. Точно белые красавицы , смотрятся в воду кудрявые берёзы. На освещённых солнцем душистых полянах высятся богатырские дубы. Каждым листочком трепещет робкая осина, и ярким убранством красуется красавец клён. 6 этап Подведение итогов 3 этап «Уровневая дифференциация» Задание «А» Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Распределите предложения со значением одновременности, последовательности Накануне выпал небольшой снежок подморозило от снега было светло вокруг. Чуть вился дымок несмело оживал костёр с трудом в закоптелый бак гремела вода со льдом.Тем временем выглянуло солнце оно послало свои лучи на землю лучи проникли в густую чащу осветили каждую ветку. Сухо и раскатисто треснул воздух ветви елей зашевелились снег пышными клоками упал с нескольких ветвей. Небо было серебристо- звёздное поле за садом и гумном темнело ровно на чистом горизонте чётко чернела мельница с двумя парами крыльев. Задание «В» Из двух простых предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений. 1.Стоял тёплый день. В луже купались воробьи.2.Было лето. На дворе зеленела травка. 3. Светает. На лугах блестит утренняя роса.4. Смеркалось. С гор подул холодный ветер. 5. Солнце садится в тучи. Дым припадает к земле.6. Тепло вздыхает ветер. На берегу покачиваются таловые кусты. Задание «С» Закончите предложения, чтобы получились сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности. 1.Прилетели грачи….2.В лесу поднялся ветер….3.Весело горел костёр…4.Начался весенний сев….5.Сгущались тучи….6.Облака рассеялись….7.Слышался грохот льдин на реке….8.Донёсся шум…. 5 этап Задание: Прочитайте текст, определите стиль речи. 1.Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните правописание. 2.Найдите предложение, соответствующее схеме: 3.Найдите ССП, замените его СБП, выполните синтаксический разбор 4.Озаглавьте текст. Высоки снежные горы, широка раздольная степь, глубоки и быстры реки, просторны поля и леса нашей прекрасной Родины! Без конца , без краю, на тысячи километров протянулась сибирская великая тайга; сплошными лесами покрыты Уральские горы; раскинулись широким ковром бескрайние степи Казахстана. Светлы и высоки сосновые боры, темны, непролазны дремучие ельники, веселы и кудрявы берёзовые рощи, величественны и зелены дубравы. Осенью и весною, зимою и летом хорошо дышится в лесу. В голубое высокое небо возносятся бронзовые стволы сосен. Высокими колокольнями стоят стройные ели; смолою, багульником пахнет столетний бор; под самыми облаками качаются его зелёные вершины. Точно белые красавицы , смотрятся в воду кудрявые берёзы. На освещённых солнцем душистых полянах высятся богатырские дубы. Каждым листочком трепещет робкая осина, и ярким убранством красуется красавец клён.
|