Информационные технологии на уроках русского языка и литературы ГУ СОШ №12, г. Семей В информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения. Следует помнить, что программы создаются людьми, творческий подход к разработке программ (в том числе по русскому языку и литературе), обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы интегрированного изучения русского языка и литературы в общеобразовательных школах. Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче ЕНТ в частности. Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой. И первоочередной задачей является овладение новыми технологиями обучения; изменение у детей психологического настроя к уроку; существенное расширение круга собственных интересов. Необходимо дать учащимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе - эти задачи в значительной мере обеспечиваются внутрипредметными, межпредметными связями в содержании образования. А уроки литературы призваны помочь школьникам понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение. Т.к. XXI век — век информационных технологий, то особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме. Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности школьника. Так после изучения раздела «Сложноподчиненные предложения», целесообразно провести уроки - презентации. Материалы готовят сами учащиеся. Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа и Интернет-ресурсов. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому при составлении домашнего задания необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Роль удивительного могут сыграть творческие задания. Обычно они выполняются на добровольных началах, но стимулируются высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк, представляем Вам несколько из них. 1. Снимаем фильм. Еще в 20-е годы учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот приём снова привлёк внимание, так как создание киносценария — это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъёмки. Действующие лица оживают, произведение увлекает учеников, а также их родителей, младших и старших сестренок и братишек — идёт коллективное сотворчество, все учатся решению проблем сообща. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут. 2. Создание фотогалереи. Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг — фотопортрет. Работа выполняется группами по 5—6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности. Работая над созданием фотогалереи помещиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», ученики сосредоточили свое внимание на художественных деталях, характеризующих героев поэмы. Заключительный урок — защита творческих работ. Что удалось? Над чем стоит ещё поработать? Что новое удалось увидеть в характере героев? 3. Создание презентаций (слад-шоу). По определенной теме учащимися создается презентация, в ходе которой слайд за слайдом раскрывается данная тема. Так работая над романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», была создана презентация по теме «Цветовая символика», где были приведены примеры использования каждого цвета в тексте и их смысловая нагрузка. 4.Хронологические карты и схемы. Учащиеся по творчеству поэтов и писателей составляют хронологические карты, схемы для характеристики героев. Все это сопровождается при помощи компьютерных средств. Например, при изучении творчества А.С. Грибоедова учащиеся составили план - схему и свои рассказы о писателе сопровождали с помощью мультимедийного проектора. Такие уроки носят творческий характер, как для учащихся, так и для учителя. Они очень эффектные. Особую роль в подготовке успешной сдачи ЕНТ по русскому языку, могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе можно выделить несколько аспектов, влияющих на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности подготовки к ЕНТ. 1. Психологический аспект. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях. 2. Дидактический аспект. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует у детей развитию нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся. Работа в среде информационных технологий приучает школьников понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы ее выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. С целью подготовки к ЕНТ, можно предложить учащимся домашние задания по группам: подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису. На следующем уроке эти задания проверяются учителем и в качестве тестовых заданий раздаются (они бывают самые разнообразные и на каждом уроке меняются задания). Таким образом, воспитывается самостоятельность, ответственность и креативность учащихся. Для слабых классов целесообразнее иметь в запасе готовые задания. Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке — разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать уроки русского языка и литературы интересными и эффективными. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к обучению.
|