Предмет: русский язык Тема: «Цвети, расцветай, мой Казахстан!» Форма мероприятия: внеклассное занятие по русскому языку. Тип : интеллектуальная игра. «Лингвистический лабиринт». Цель: 1. Обобщить и систематизировать ЗУН учащихся по разделу: «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Словообразование». 2. Развивать устную и письменную речь уч-ся, культуру речи, логическое мышление. 3. Прививать патриотизм, чувство коллективизма, ответсвенности и повышать познавательный интерес к предмету. Оборудование:интерактивная доска, карточки, дополнительный дидактический материал, словари, схемы, занимательная грамматика. План І.Орг. момент: представление команд, жюри, инструктаж игры; І Конкурс выразит. чтения наизусть на русском и казахском языках. «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. ІІ. Вехи истории восстановления РК. ІІІ. Лексическая разминка: «О могучий,великий язык» Задание: Из предложений выписать и разобрать по составу слова и подобрать синонимы. ІV. Числовой кроссворд. Пословицы: «Родная земля-золотая колыбель» « Джигита доля- за Родину стоять». V. Полиглот.(Перевод с русского на казахский язык) VІ: «Ох, уж эти фразеологизмы» VІ. « Из истории фразеологизмов». ІІ. Подведение итогов. ІІІ.Награждение команд. Ход мероприятия 1. Приветствие жюри и участников интеллект. игры: «Лингвистический лабиринт». 2. Эпиграф. Священное уменье говорить, Произносить слова и строить фразу. Как просто это: стоит рот открыть, И чудо слова возникает сразу. Как ты проста, осмысленная речь! Е. Винокуров. 3. Представление команд: команда І- «Болашақ» (8 «А»,) представление капитана и девиз команды «Один за всех, все за одного». Команды ІІ-«Өркен» ( 8 «В»),представление капитана и девиз команды «Земля освещается солнцем, а человек знанием». Слова ведущего: Сила народа вединстве как отметил Н. Назарбаев. А единство, начинается с дружбы. Поэтому конкурс выразительного чтения наизусть по лирике Пушкина на тему дружбы «К Чаадаеву» зачитаем на двух языках. ІІ ком. Бралина С. читает на русском и І ком. Азнакулова Г.-на каз. языке. 4. Вехи истории становления Независимости РК. Ведущий: В этом году нашей республике исполняется 17 лет со дня обретения гос. независимости. С обретением Независимости появились многие торжественные даты в календаре. -Сейчас поочередно каждой команде мы называем названия праздников, а вы уточняете дату празднования. І ком: День Независимости РК (16. 12. 91г.) ІІком: День Конституции (30. 08. 93г.) Іком: День единства народов РК (01. 05. ) ІІком: День Победы (09. 05. 1945г.) Іком: День памяти жертв полит. репрессий ( 31. 05. ) ІІком: День равноденствия (22.03. ) Іком: День языков народов РК (22.09 ) ІІком: День националной валюты тенге (15. 11. ) Іком:День основания г. Рудного (30.08.57г.) ІІком: День Республики Казахстан (25.10. ) ІІІтур. «О могучий, великий язык». Вед: Выразительное чтение стиха «Мой Казахстан». Работа над стихом. 1. Из предложения: Ікоманде: Выписать и разобрать по составу –возрождаются2 и подобрать синонимы. ІІ команде: бескрайний2 и подобрать синонимы. Возрождаются (возобновляются, преобразовываются, создаются, строятся) Бескрайний (безграничный, бесконечный, безбрежный) ІVтур. «Заточи-ка карандаш, разгадай числобус наш» Задание: разгадать числобус, объяснить значение и подобрать аналогичную на казахском языке. Іком (ответ: «Родная земля- золотая колыбель») ІІком (ответ: «Джигита доля-за Родину стоять») V тур. «Полиглот». Вед: Согласно Конституции мы все являемся гражданами РК. Давайте ответим, на вопрос каким должен быть гражданин РК. Задание следующего тура: Перевести слова на каз.языке. На доске схема «Я гражданин РК». Для І и ІІ команды. Развитие- Совершенство- Перспектива- Целеустремленность- Оптимизм- Доброжелательность- Честь- Достоинство- Коммуникабельность- Добросовестность- Трудолюбие- (Ответ на казахском языке для сверки на доске.) VІ тур. «Ох, уж эти фразеологизмы» Вед: Наш язык богат фразеологизмами, сейчас в задании «Доскажи словечко» я читаю половину фразеологизмов, а вы заканчиваете. Іком: Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь, О них обычно говорят Водой.... (не разольешь). ІІком: Мы исходили городок Буквально вдоль и ... (поперек) И так устали мы в дороге Что еле-еле.....(душа в теле) Іком: Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки Ну давай!!! Ведь этим ты другу окажешь... (медвежью услугу) ІІком: Фальшивят, путают слова Поют, кто в лес... (кто по дрова) Ребята слушать их не станут От этой песни... (уши вянут) Вед: «Отгадай-ка». Я диктую фразеологизмы, а вы их разпознаете на бумаге, то есть должна получиться целая картина.Итак, слушаем внимательно записываем и рисуем ответ.І и ІІ команда. -Двое из друзей-близнецы, неразлучны никогда. (глаза) -Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос) -Не цветы, а вянут, не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают, чрезмерно доверчивые, подопытные. (уши) -Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их ценит. (голова, ветер) -Иногда его развязывают, распускают, а иногда лучше его укоротить и даже проглотить. (язык, рот) Ответ: лицо человека. VІІ тур. «История фразеологизмов» Вед: На доске выходят фразеологизмы. Нужно рассказать историю его происхождения. Ікоманда: «Загадка Сфинкса» ІІком: «Пальма первенства» Слово предоставляется жюри для награждения команд.
|