Морозова А.К.,учитель русского языка и литературы СОШ № 51 г.Караганды. Объективный контроль качества знаний учащихся по русскому языку и литературе. Одной из главных задач в моей работе является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время. При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом. Это все требует определенной системы контроля. Существует несколько видов и форм контроля. Проанализировав современные подходы к данной проблеме, я придерживаюсь следующей классификации: ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности) 1. Урочные - традиционные: Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые); Практические работы; Тесты; Самостоятельные задания; Зачеты; Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие); Рефераты. 2.Внеурочные: Конкурсные проекты; Защита рефератов. 3.Урочные нетрадиционные: Круглые столы; Дидактические многофункциональные игры; СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала При проверке знаний и умений я учитываю оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. Вопросы и задания для учащихся составляю с учетом следующих возрастных особенностей: любознательность, наблюдательность; предметно - образное мышление; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Подход к контролю знаний учащихся Задания и вопросы для итоговой проверки составляю с учетом требований к тематическому контролю: выделение обязательных знаний и умений; исключение вопросов излишне детализирующих учебный материал; контроль общеучебных навыков, а не только предметных (работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера). Обобщение и оценку знаний учащихся провожу через 4—6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, разбиваю на несколько отдельных подтем или провожу промежуточный контроль. В этом случае можно использовать тестирование, на выполнение которого отводится не более 10—15 минут. Примерная схема планирования тематического контроля: Поурочный) контроль; Промежуточный контроль; Итоговая проверка по теме . Сначала определяю, что буду контролировать (содержание контроля) и как буду контролировать (методы контроля). Выбирая методы тематического контроля, пользуюсь тем, что в процессе изучения темы мною были созданы возможности выбора пути достижения главной цели: проведение исследования дома, в классе. Диагностика знаний учащихся. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом. Процесс усвоения знаний - индивидуальный, поэтому использую различные формы диагностики - контролирующей работы на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса. Я использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение - миниатюра, диктант по терминологии, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки). А в процессе отслеживания веду для каждого класса отдельную диагностическую карту, проанализировав которую, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Эта диагностическая карта заполняется на протяжении работы по всей теме. Проанализировав результаты, можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей, направить её в творческое русло. Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. В разных возрастных группах использую различные формы, приёмы и методы обучения учащихся. Следовательно, для детей разного возраста будут различны и формы контроля. Конечно же, я применяю и традиционные формы контроля: самостоятельные проверочные, контрольные работы, устные ответы, сообщения и рефераты. И считаю, нельзя утверждать, что индивидуальные карточки полностью проверяют все умения и навыки, которыми должен владеть каждый ученик в процессе изучения данной темы, но они позволяют дифференцированно подойти к проверке и диагностике знаний и умений на каждом этапе процесса обучения. В конечном итоге , овладение методиками системного контроля, педагогический мониторинг обученности учащихся и анализ деятельности позволяет мне проконтролировать свою объективность в выставлении оценок, скорректировать свою педагогическую деятельность.
|