Тема: Повторение изученного об имени прилагательном. Лексическая тема: Пётр Ильич Чайковский. Цели: Обобщение и систематизация об имени прилагательном; выявить степень обученности по данной теме. Задачи: 1) формирование умений анализа и синтеза, сравнение и обобщение 2) развитие речи (устной и письменной) 3) опираясь на текстовые материалы урока, воспитывать у учащихся любовь к музыке, стремление к получению информации о жизни выдающихся композиторов. Оборудование урока: Интерактивная доска, учебники, компьютер, музыкальное сопровождение – музыка композитора П.И.Чайковского «Времена года», тестовые задания, карточки для группового задания, словарь Ожегова. Ход урока: I. Организационный момент. - Ребята, здравствуйте! Давайте повернёмся друг другу и улыбнёмся. А теперь подмигните друг другу, пожелайте удачи на сегодняшнем уроке. II. Повторение. 1) Раступительное слово учителя: Сегодня на уроке, в ходе выполнения различного рода заданий, мы повторим и закрепим знания об имени прилагательном. Итак, грамматическая тема урока: «Повторение имени прилагательного». (слайд №1) 2) Речевая разминка. Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое «искусство» или какие ассоциации у вас возникают при произношении этого слова? Дети могут ответить так: (Умение, мастерство, знание дела. Искусство – это литература, военное дело, кино, театр, искусство строить, музыка. ) - А в словаре Ожегова, даётся такое определение. (слайд №2). - Почему музыку называют искусством звука? - Как называют людей, создающих музыкальное произведение? 3) – Сегодня на уроке мы будем говорить о музыке, познакомимся с жизнью и творчеством великого композитора П.И.Чайковского. Итак лексическая тема урока «Пётр Ильич Чайковский». (слайд №3) Появляется на доске (слайд №4) – портрет П.И.Чайковского, годы жизни. 4) Работа по учебнику (стр. 432) 1. а) словарная работа (слайд №5) Наверняка – конечно, разумеется Неудержимо – тоқтатылмас б) разъяснение значения слов: дом – музей, в подмосковном Клену. в) чтение слов учителем, учащимися г) составление словосочетаний, предложений с новыми словами и словосочетаниями. 2. Чтение текста учителем. (слайд №6) (ученики следят по учебнику.) 3. Аудирование - В каком году родился П.И.Чайковский? - Когда начал заниматься музыкой? (слайд №7) - Какие произведения создал композитор? (слайд №8) - Где находится дом – музей П.И.Чайковского? (слайд №9) 4. Чтение текста учащимися по цепочке (5 учеников – 5 абзацев). 5) Работа у доски (остальные ученики работают в тетради). Выпишите из текста название произведений П.И.Чайковского, поставьте вопросы к прилагательным и выделите окончания. Определите падеж имён прилагательных. а) Детский альбом (Какой? И.п.) Марш деревянных солдатиков (Каких? Р.п.) Танец маленьких лебедей (Каких? Р.п.) б) Коллективная проверка. Выставление оценки ученику у доски. 6) Тестирование (слайд №10) (Письменно отвечают в тетрадях). - Что такое имя прилагательное? - На какие вопросы оно отвечает? - Что обозначает имя прилагательное? - Как изменяются имена прилагательные? - Как можно определить род, число, падеж имён прилагательных? - Каким членом предложения может быть имя прилагательное? 7) Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, оцените. (слайд №10 – правильные ответы.) - Часть речи. - Какой? Какая? Какое? Какие? - Признак предмета. - По родам, числам, падежам. - По существительному, к которому имя прилагательное относится. - Чаще всего определением. 8) Работа в группах. Раздаются карточки. Работу выполняют под музыку П.И.Чайковского «Времена года». Задание: (1 группа.) Напишите род и число указанных прилагательных. Голубое небо _____________ число; _______________ род. Чёрных туч ______________ число; _______________ род. Яркими звёздами ___________ число; ______________ род. Спелая рожь ______________ число; _______________ род. 2 группа: Подберите к существительным прилагательные. Выделите окончания прилагательных, укажите род прилагательных. Современная школа, … песни, … танец, … творчество, … стихи. 3 группа: Правильно соедините линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся; определите род имён прилагательных, выделите окончания. Великий частушки Весёлые композитор Народный мелодия Любимая артист Короткое стихотворение. 9) Проверка работ (слайд №12) (от каждой группы отвечает один представитель.) 10) Работа по вариантам под музыку П.И.Чайковский «Времена года» Просклоняйте по падежам (слайд №13, на котором записаны словосочетания каждого варианта.) 1 вариант Известные композиторы 2 вариант Русские песни 3 вариант Волшебные звуки 11) Самопроверка (слайд №14 – правильные ответы) 12) Работа со слайдами. Задание: На доске будут появляться различные предметы, изображение природы, животных. Вам нужно будет подписать каждый слайд словосочетанием «существительное + прилагательное», определите род и число имён прилагательных. (слайды: пианино, кот, речка, лес, портрет П.И.Чайковского – со словом композитор). III. Подведение итогов. - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Для чего нужна музыка? - Помогает ли человеку музыка в жизни? IV. Д/з стр 133 упражнение 4.
|