Тема: «Обращение». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний. Форма урока: урок погружения в новую тему. Цель: учащиеся изучат теоретический материал по теме «Обращение» и отработают практические навыки письма. Задачи: познакомятся с обращением, научатся находить его в текстах, использовать в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией, грамотно оформлять, выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию; проведут сопоставительный анализ предложений и научатся отличать обращение от подлежащего, будут определять обращения одушевлённые и неодушевлённые, распространённые и нераспространённые, расширят знания по пунктуации, определяя позицию обращения в предложении и выбор знаков препинания; работая в парах и группах, будут учиться слышать и слушать друг друга, совместно находить и аргументировать правильные ответы, расширять представление и навыках культуры общения, продолжая работу по формированию этических норм. I.Оргмомент. II.Актуализация опорных знаний. 1.Словарно-орфографическая работа. Лексико-орфографический практикум. - По лексическому значению определить слова, записать их в строчку через запятую, графически обозначить орфограмму. Как называется 1) цвет, противоположный белому цвету (ч…рный); 2) плод дуба (ж…лудь); 3) знак переноса слов (ч…рточка); 4) цвет одуванчика (ж…лтый); 5) предмет для чистки зубов (щ…тка); 6) ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого (ш…лк); 7) разговор тихим голосом (ш…пот). Орфографическая пятиминутка. - Рассказать о правописании гласных О - Ё после шипящих. - Вспомнить слова-исключения на это правило и слова иноязычного происхождения, записать их в две колонки, графически обозначив орфограмму. Шов Шотландия шорох шоколад крыжовник капюшон обжора жонглёр ожог (сущ.) жокей шофёр шоссе шорты шок шоу - Выводы и обобщения учащихся по выполненному заданию. 2.Синтаксическая разминка. Вспомним… - Какой раздел науки о языке называется синтаксисом? - Какие типы предложений по цели высказывания вы знаете? - По интонации? - Определите вид предложения по цели высказывания - Почему болеет кузов? (вопр.) - Он не может жить без грузов. (повеств.) - Сколько звёзд на небесах, А веснушек на носах? (вопр.) - Где течёт река Нева? (вопр.) И когда не спит сова? (вопр.) - Как пишутся глаголы с НЕ ? -Приведите примеры исключений на это правило. III. Знакомство с новой темой. - Сегодня мы познакомимся с новой темой. Надеюсь, что вам будет очень интересно. Вы будете вовлечены в трудную работу, но, думаю, что успешно с нею справитесь. - Как, Улан, справишься? - А ты, Азиза, как думаешь? - Кристина, веришь в себя? - А как вы догадались, что я обратилась именно к вам? (Да, я назвала вас по именам.) - Внимательно прочитайте предложения, записанные на доске. Подумайте, какое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом нужно вставить вместо точек. К кому или к чему обращается автор? А теперь давайте выразительно прочтём эти предложения вслух. При чтении обязательно обратите внимание на интонацию. Слова, над которыми есть такой значок (↑), произносите более высоким тоном, а если они стоят в начале предложения, делайте небольшую паузу. ↑ Солнце, здравствуй! ↑ Здравствуй, лес! Мы попали в край чудес! ↑ Ярче, … , свети! Нам с тобою по пути! ↑ Уважайте труд, ребята! Приучайтесь труд любить! - К чему обращается автор в I-ом предложении? Во II-ом? В III-ем? - К кому автор обращается в 4-ом предложении? - А что же это за слова, которые называют то или того, к чему или к кому обращаются с речью? - Это обращения. Обращения могут быть именами собственными и нарицательными, одушевлёнными и неодушевлёнными. - Так какова же тема нашего урока сегодня? Целеполагание. - Итак, тему мы сформулировали. Теперь определим цель нашего урока: что мы должны знать, с чем познакомиться, чему научиться. Для этого сначала дадим определение обращению. - Что называется обращением? - Обращение – это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. - Чтобы больше узнать об обращении, давайте снова посмотрим на предложения, записанные на доске. Обозначим в них обращения значком О (как буква О, только обозначьте его карандашом). - Как в устной речи выделяется обращение? - Правильно, голосом. Мы уже сегодня это пронаблюдали. Обращения выделяются интонационно, т.е. произносятся с особой звательной интонацией. Дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, как сейчас, а семь. Седьмой падеж назывался звательным, напр., - Чего тебе надобно, с т а р ч е? В этом предложении слово с т а р ч е употреблено в звательном падеже. Это и есть обращение, оно устанавливало связь между говорящим (рыбкой) и тем, к кому она обращалась (стариком). - Как называется сказка, героями которой являются старик и рыбка, и кто её автор? Творческая работа. Конструирование предложений с обращениями. Удачные или понравившиеся записываются в тетради. - Наиболее отчётливо особая звательная интонация проявляется, когда обращение стоит в начале предложения. Давайте потренируемся красиво обращаться друг к другу. Называйте тех ребят, к кому вы хотите обратиться с вопросом, просьбой, призывом, приказом, комплиментом. Не забывайте правильно интонировать предложения. - А как на письме вы выделили обращения? - Да, правильно, знаками препинания. Какими? - Запятыми и восклицательным знаком. - Как вы думаете, в каком случае после обращений ставится восклицательный знак? - Обращения могут иметь усиленное ударение, если они стоят в конце восклица- тельных предложений. - Теперь внимательно посмотрим на место обращения в предложении. Где оно ещё может находиться? - Так, молодцы, правильно, обращения могут быть и в начале, и в середине, и в конце предложений. Давайте сформулируем правило постановки знаков препинания. Я начинаю, а вы заканчиваете: - Если обращение стоит в начале предложения, то… - Если обращение находится в конце предложения, то… - А если в середине, то… - Молодцы! А теперь немного отдохнём и продолжим. Физминутка. - Мы теперь представим лето: Мы выходим из речушки, Речка солнышком согрета, Переходим на опушку, Мы плывём, плывём, плывём, Там садимся на пенёк, Дно ногами достаём. И опять у нас урок. - Молодцы! Садитесь! А теперь познакомимся с материалами в учебнике. Откройте стр.65, прочитайте §24. - Что нового вы узнали из учебника? - Но есть кое-что, чего в учебнике нет и о чём мы сегодня ещё не говорили. Сейчас мы выступим с вами в роли исследователей. Поработаем с такими предложениями: - Здравствуй, лес, дремучий лес, Мой весёлый, звонкий мяч! Полный сказок и чудес! Ты куда пустился вскачь? - Где в этих предложениях обращение? Какой знак препинания вы поставили после обращения? Оно в виде слова или словосочетания? Давайте уточним наше определение обращения. - Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью. - Что ещё узнали из учебника? - Обращение нужно отличать от подлежащего. Хотя обращение стоит в Им. падеже, оно не является подлежащим, не является никаким другим членом предложения, не подчёркивается. Работа с доской. На доске или таблице: Прочитайте. Чем различаются предложения, записанные под одним номером? Составьте схемы предложений. 1. Ребята хорошо отдохнули в летнем лагере. Ребята, хорошо отдохнули в летнем лагере? 2. Школьники подготовились к встрече пернатых друзей? Школьники, подготовились к встрече пернатых друзей? - В I-ом предложении подлежащее р е б я т а обозначает действующее лицо. Во II-ом предложении р е б я т а – обращение, т.е. это лицо, к которому обращён вопрос. Подлежащее произносится спокойным ровным голосом, обращение – с особой – звательной интонацией. IV.Закрепление. 1. №168, стр.66 Составьте предложения по данным схемам. (О обозначает обращение). 1) О, ? 2) О! ! 3) ,о, . 4) ,о ! 2. Найдите грамматические основы предложений. I-ый ряд: Дети поддерживают чистоту и порядок. Юннаты оберегают леса, поля и реки. II-ой ряд: Ребята бережно обращаются с библиотечными книгами. Школьники озеленяют улицы и пришкольные участки. III-ий ряд: Юные натуралисты не дают в обиду пернатых друзей. Пятиклассники изучают родной край. - А теперь перестройте предложения так, чтобы в них появилось обращение, причём у I-ого ряда чтобы обращение стояло в начале предложения, у II-ого было в середине, а у III-его находилось в конце. Дети, поддерживайте чистоту и порядок! Бережно обращайтесь, ребята, с библиотечными книгами. Не давайте в обиду пернатых друзей, юные натуралисты! Выводы учащихся, обобщения учителя по выполненному заданию. Итоги: - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Что понравилось? V.Постановка домашней работы: стр. 65-67, §24; № 170 (для сильных уч-ся), № 171 ( для слабоуспевающих). Учитель русского языка и литературы Алферова Надия Галиевна ГУС ОШ №4 г. Семей
|