Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тема: «Обращение». 5 класс
Тема: «Обращение».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок погружения в новую тему. Цель: учащиеся изучат теоретический материал по теме «Обращение» и отработают практические навыки письма.
Задачи:
познакомятся с обращением, научатся находить его в текстах, использовать в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией, грамотно оформлять, выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию;
проведут сопоставительный анализ предложений и научатся отличать обращение от подлежащего, будут определять обращения одушевлённые и неодушевлённые, распространённые и нераспространённые, расширят знания по пунктуации, определяя позицию обращения в предложении и выбор знаков препинания;
работая в парах и группах, будут учиться слышать и слушать друг друга, совместно находить и аргументировать правильные ответы, расширять представление и навыках культуры общения, продолжая работу по формированию этических норм. I.Оргмомент. II.Актуализация опорных знаний.
1.Словарно-орфографическая работа.
Лексико-орфографический практикум.
- По лексическому значению определить слова, записать их в строчку через запятую, графически обозначить орфограмму.
Как называется 1) цвет, противоположный белому цвету (ч…рный);
2) плод дуба (ж…лудь);
3) знак переноса слов (ч…рточка);
4) цвет одуванчика (ж…лтый);
5) предмет для чистки зубов (щ…тка);
6) ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого (ш…лк);
7) разговор тихим голосом (ш…пот).
Орфографическая пятиминутка.
- Рассказать о правописании гласных О - Ё после шипящих.
- Вспомнить слова-исключения на это правило и слова иноязычного происхождения, записать их в две колонки, графически обозначив орфограмму.

Шов Шотландия
шорох шоколад
крыжовник капюшон
обжора жонглёр
ожог (сущ.) жокей
шофёр
шоссе
шорты
шок
шоу

- Выводы и обобщения учащихся по выполненному заданию.
2.Синтаксическая разминка. Вспомним…
- Какой раздел науки о языке называется синтаксисом?
- Какие типы предложений по цели высказывания вы знаете?
- По интонации?
- Определите вид предложения по цели высказывания

- Почему болеет кузов? (вопр.)
- Он не может жить без грузов. (повеств.)

- Сколько звёзд на небесах,
А веснушек на носах? (вопр.)

- Где течёт река Нева? (вопр.)
И когда не спит сова? (вопр.)

- Как пишутся глаголы с НЕ ?
-Приведите примеры исключений на это правило.

III. Знакомство с новой темой.
- Сегодня мы познакомимся с новой темой. Надеюсь, что вам будет очень интересно. Вы будете вовлечены в трудную работу, но, думаю, что успешно с нею справитесь.
- Как, Улан, справишься?
- А ты, Азиза, как думаешь?
- Кристина, веришь в себя?
- А как вы догадались, что я обратилась именно к вам? (Да, я назвала вас по именам.)
- Внимательно прочитайте предложения, записанные на доске. Подумайте, какое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом нужно вставить вместо точек. К кому
или к чему обращается автор? А теперь давайте выразительно прочтём эти предложения вслух. При чтении обязательно обратите внимание на интонацию. Слова, над которыми есть такой значок (↑), произносите более высоким тоном, а если они стоят в начале предложения, делайте небольшую паузу.


↑ Солнце, здравствуй!

Здравствуй, лес!

Мы попали в край чудес!


Ярче, … , свети!

Нам с тобою по пути!


Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!

- К чему обращается автор в I-ом предложении? Во II-ом? В III-ем?
- К кому автор обращается в 4-ом предложении?
- А что же это за слова, которые называют то или того, к чему или к кому обращаются с речью?
- Это обращения. Обращения могут быть именами собственными и нарицательными, одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Так какова же тема нашего урока сегодня?

Целеполагание.

- Итак, тему мы сформулировали. Теперь определим цель нашего урока: что мы
должны знать, с чем познакомиться, чему научиться. Для этого сначала дадим определение обращению.
- Что называется обращением? - Обращение – это слова, называющие того, к кому обращаются с речью.
- Чтобы больше узнать об обращении, давайте снова посмотрим на предложения, записанные на доске. Обозначим в них обращения значком О (как буква О, только обозначьте его карандашом).
- Как в устной речи выделяется обращение?
- Правильно, голосом. Мы уже сегодня это пронаблюдали. Обращения выделяются интонационно, т.е. произносятся с особой звательной интонацией. Дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, как сейчас, а семь. Седьмой падеж назывался звательным, напр., - Чего тебе надобно, с т а р ч е? В этом предложении слово с т а р ч е употреблено в звательном падеже. Это и есть обращение, оно устанавливало связь между говорящим (рыбкой) и тем, к кому она обращалась (стариком).
- Как называется сказка, героями которой являются старик и рыбка, и кто её автор? Творческая работа. Конструирование предложений с обращениями. Удачные или понравившиеся записываются в тетради.
- Наиболее отчётливо особая звательная интонация проявляется, когда обращение стоит в начале предложения. Давайте потренируемся красиво обращаться друг к другу. Называйте тех ребят, к кому вы хотите обратиться с вопросом, просьбой, призывом, приказом, комплиментом. Не забывайте правильно интонировать предложения.
- А как на письме вы выделили обращения?
- Да, правильно, знаками препинания. Какими?
- Запятыми и восклицательным знаком.
- Как вы думаете, в каком случае после обращений ставится восклицательный знак?
- Обращения могут иметь усиленное ударение, если они стоят в конце восклица- тельных предложений.

- Теперь внимательно посмотрим на место обращения в предложении. Где оно ещё может находиться?
- Так, молодцы, правильно, обращения могут быть и в начале, и в середине, и в конце предложений. Давайте сформулируем правило постановки знаков препинания.
Я начинаю, а вы заканчиваете:
- Если обращение стоит в начале предложения, то…
- Если обращение находится в конце предложения, то…
- А если в середине, то…
- Молодцы! А теперь немного отдохнём и продолжим.

Физминутка.

- Мы теперь представим лето: Мы выходим из речушки, Речка солнышком согрета, Переходим на опушку,
Мы плывём, плывём, плывём, Там садимся на пенёк,
Дно ногами достаём. И опять у нас урок.

- Молодцы! Садитесь! А теперь познакомимся с материалами в учебнике.
Откройте стр.65, прочитайте §24.
- Что нового вы узнали из учебника?
- Но есть кое-что, чего в учебнике нет и о чём мы сегодня ещё не говорили. Сейчас мы выступим с вами в роли исследователей. Поработаем с такими предложениями:

- Здравствуй, лес, дремучий лес, Мой весёлый, звонкий мяч! Полный сказок и чудес! Ты куда пустился вскачь?

- Где в этих предложениях обращение? Какой знак препинания вы поставили после обращения? Оно в виде слова или словосочетания? Давайте уточним наше определение обращения.
- Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью.
- Что ещё узнали из учебника?
- Обращение нужно отличать от подлежащего. Хотя обращение стоит в Им. падеже, оно не является подлежащим, не является никаким другим членом предложения, не подчёркивается.
Работа с доской. На доске или таблице:
Прочитайте. Чем различаются предложения, записанные под одним номером?
Составьте схемы предложений.
1. Ребята хорошо отдохнули в летнем лагере. Ребята, хорошо отдохнули в летнем лагере?
2. Школьники подготовились к встрече пернатых друзей? Школьники, подготовились к встрече пернатых друзей?
- В I-ом предложении подлежащее р е б я т а обозначает действующее лицо. Во II-ом предложении р е б я т а – обращение, т.е. это лицо, к которому обращён вопрос. Подлежащее произносится спокойным ровным голосом, обращение – с особой – звательной интонацией.

IV.Закрепление.

1. №168, стр.66 Составьте предложения по данным схемам. (О обозначает обращение).

1) О, ? 2) О! ! 3) ,о, . 4) ,о !

2. Найдите грамматические основы предложений.

I-ый ряд: Дети поддерживают чистоту и порядок.
Юннаты оберегают леса, поля и реки.
II-ой ряд: Ребята бережно обращаются с библиотечными книгами.
Школьники озеленяют улицы и пришкольные участки.
III-ий ряд: Юные натуралисты не дают в обиду пернатых друзей.
Пятиклассники изучают родной край.

- А теперь перестройте предложения так, чтобы в них появилось обращение, причём у I-ого ряда чтобы обращение стояло в начале предложения, у II-ого было в середине, а у III-его находилось в конце.

Дети, поддерживайте чистоту и порядок!
Бережно обращайтесь, ребята, с библиотечными книгами.
Не давайте в обиду пернатых друзей, юные натуралисты!

Выводы учащихся, обобщения учителя по выполненному заданию.
Итоги: - Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что понравилось? V.Постановка домашней работы: стр. 65-67, §24; № 170 (для сильных уч-ся),
№ 171 ( для слабоуспевающих).

Учитель русского языка и литературы Алферова Надия Галиевна ГУС ОШ №4 г. Семей

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Альфия (2011-04-08)
Просмотров: 8843 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru