Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Как бы «Ревизор»
Инна КАБЫШ
www.lgz.ru, 25 апреля-3 мая 2007 г.

 Я повела детей в театр. На «Ревизора». «Святое дело!» – скажете вы. Я тоже так думала...
Вот в зале погас свет. На сцене поднялся занавес. Начался спектакль. Надо сказать, что к подобным культпоходам я своих учеников тщательно готовлю. В данном случае заставила всех прочитать текст, потом в течение нескольких уроков мы его анализировали (на таких уроках я использовала и репродукции, и видеофрагменты из старого (с Папановым и Мироновым) спектакля Театра Сатиры. Так что наше посещение Театра имени Пушкина (а именно о его спектакле речь) задумывалось мною как финальный аккорд, как праздник.
Но праздника не получилось. Ещё по ходу первого действия я поймала себя на том, что артисты существуют не внутри образа, а по касательной к нему, не проживают роль, а обозначают её...
– А почему судья не сказал, что он берёт взятки борзыми щенками? – спросил меня в антракте не самый читающий ученик моего класса.
– А почему не было немой сцены? – хором удивились другие мои восьмиклассники, когда занавес закрылся.
Что я могла ответить? Что, очевидно, артисты, и в первую очередь режиссёр, не желая «грузить» зрителя (ведь зритель – это, как известно, касса), максимально упростили комедию, урезали текст, придали ему «лёгкости необыкновенной», словом, поставили как бы «Ревизора».
А между тем как бы – это не просто слово-паразит, как, например, «значит» или (да простят меня читатели «ЛГ»!) «бля». Как бы – это стиль, это, я бы даже сказала, целая философия. Говорим на уроке о «Капитанской дочке».
– Каким явил себя Пётр Гринёв во время мятежа? – спрашиваю я своих учеников.
– Ну… как бы благородным, – отвечает мне Петя М.
– А по-моему, как бы благородным был Швабрин, – возражаю я, – а Гринёв оказался действительно благородным.

Мой ученик не понимает, в чём фишка: не чувствует, что его «как бы» сводит на нет слово, идущее за ним: как бы благородный – это не благородный, а лишь выдающий себя за такового. Но мой ученик не чувствует разницы.
Да что ученик! Пытаюсь объяснить родительнице, что ребёнка нужно не только кормить-одевать, но и общаться с ним, жить его жизнью. «Да я как бы живу!..» – недоумевает мамаша. «Как бы...» – с грустью думаю я.
На мой взгляд, слово «как бы» удивительно точно выражает мироощущение современного человека, в котором ничто не равно себе, всё зыбко, приблизительно, относительно. Как бы добро. Как бы зло. Как бы жизнь. Как бы искусство.
Кстати, об искусстве. Прошлым летом я была в Карабихе на ежегодном Некрасовском празднике. Когда праздник закончился, мы с работниками музея, как говорится, за круглым столом обсуждали: что удалось, что нет.
– А почему вы разрешаете читать со сцены откровенным графоманам? – поинтересовалась я.
– Да разве в эпоху постмодернизма могут быть какие-либо критерии в искусстве? – искренне удивилась одна из научных сотрудниц музея (заметьте, не ученица 8-го класса, не домохозяйка). – Ну пишут люди как бы стихи…
Признаюсь, мне стало не по себе. И страшнее всего то, что пресловутое «как бы» не является принадлежностью какой-либо возрастной или социальной группы граждан (молодёжи или зэков, например) – это явление мировое: известно, что и в современном английском есть его аналог – «if as», и в европейских языках.
В чём же суть слова, словно эпидемия, охватившего мир? На мой взгляд, в некоем общем на сегодняшний день стремлении людей к облегчённому существованию, несосредоточенности на том или ином явлении, стёртости критериев. Согласитесь, что как бы добро – это уже не добро, а как бы зло – не зло: все понятия лишились своей определённости, не побоюсь этого слова, категоричности, а потому их все легко свалить в одну кучу. «Всё в мире относительно» – вот что стоит за словом «как бы».
Времена, когда явления маркировались только двумя цветами – чёрным и белым (например, социализм – это хорошо, а капитализм – это плохо), прошли. И это хорошо. Но если про тот же капитализм действительно трудно (хотя всё легче!) сказать однозначно, то ведь остались же в нашей жизни вещи однозначные безусловно, без всяких «как бы».

В том-то и дело, что обрушение одних категорий повлекло за собой обрушение всех: всё смешалось в доме Облонских – это воистину о нас. Люди так легко подсели на как бы (не только слово, но и мировоззрение), потому что так проще. Как оказалось, рыба ищет где глубже, а человек – где проще: согласитесь, быть, например, честным гораздо труднее, чем как бы честным.
Очень жаль, что «какбизмом» заразилась сама, а потом соблазнила малых сих и наша творческая интеллигенция: журналисты (в особенности теле-), актёры, писатели. А знаете, в чьей речи это слово (а стало быть, и всё, что за ним стоит) отсутствует напрочь? В речи церковнослужителей. Недавно я была свидетельницей двухчасовой беседы одного священника с группой молодёжи. Сложилось так, что говорить в основном пришлось отцу Димитрию. Я была поражена (кроме всего прочего): за два часа ни одного как бы! Абсолютный рекорд по нынешним временам. «Почему бы это?» – подумала я. Да потому, что если есть Бог, то есть и всё остальное: добро, зло, красота, истина. Бог структурирует мир, сообщая всему в нём высокую однозначность.
И мне вдруг стало ясно, что «как бы» – это не просто знак языка, это знак беды: знак обезбоженности современного мира. Один герой Достоевского, как известно, утверждал, что «если Бога нет, всё позволено». Это в контексте парадоксальное выражение нынче звучит как совершенно логичное: если нет абсолюта, всё становится относительным. Ведь если даже самое страшное зло при помощи волшебного слова «как бы» перестаёт быть таковым, то почему бы себе его не позволить?

Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2007-05-16)
Просмотров: 2152 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru