Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Как «втиснуть» литературу в тесты ЕГЭ
www.lgz.ru 20-26 мюня 2007 г.
Попытки формализации литературы ведутся уже несколько лет, а она, упрямая, всё сопротивляется. Со всеми предметами более или менее разобрались, а литература никак не желает мириться с тестированием и вставляет всё новые и новые палки в колёса образовательной реформы. Объединяли её с экзаменом по русскому языку, разъединяли – толку мало.
А недавно прозвучала мысль об отказе от обязательной итоговой аттестации по этому предмету вообще. Мысль тихая, высказанная вроде бы в форме опасений за судьбу литературы, но очень опасная. Потому что очень привлекательна. Нет предмета – нет проблемы.
Поначалу винили исключительно разработчиков контрольно-измерительных материалов. Мол, собрали людей случайных, вот они и спрашивают, какой породы была Муму. Или, давая четыре варианта ответа, предлагают погадать, на каком плече располагалась родинка у героини Толстого: на правом, на левом, на обеих или на обоих?
Только вот какая нестыковка. Вопросов этих никогда не было в заданиях ЕГЭ. Среди разработчиков контрольно-измерительных материалов доктора и кандидаты педагогических и филологических наук, литературоведы, преподаватели солидных вузов. Да, бывали ошибки, да случаются некорректные вопросы, но отнюдь не из-за некомпетентности. Просто однозначных ответов в этом предмете практически нет.
Очередную попытку соединить коня – единый экзамен и трепетную лань – литературу предприняли не так давно члены Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ и приглашённые на заседание учёные и педагоги. В итоге уже в который раз пришли к выводу – ЕГЭ с Толстым и Достоевским не договорятся никогда. Да и с другими классиками и современниками конфликт обеспечен. Потому что как русская литература не даёт однозначных ответов на поднимаемые ею вопросы, так и русское классическое литературоведение.
Вот, казалось бы, вполне корректный вопрос из демонстрационного варианта экзамена этого года: «Стремясь создать типичный портрет, «составленный из пороков всего… поколения», автор «Героя нашего времени» развивал принципы…». Далее выпускнику предлагается выбрать один вариант из четырёх: романтизма, классицизма, реализма или сентиментализма. Выиграет тот, кто поставит «х» в клеточку у слова «реализм», потому что именно такой ответ предполагает бесстрастный проверяющий – компьютер.
Но такой выбор не совсем верен. Сам термин «реализм» применительно к литературе появился позже, в середине века. Значит, Лермонтов развивал принципы романтизма? Не мог же он развивать то, что ещё не было даже сформулировано? С другой стороны, если ребёнок выберет романтизм, кто его знает, сделал он это, понимая суть, или причисляя роман к этому течению?
Ещё один пример из демонстрационных экзаменационных тестов: «Творчество С.А. Есенина связано с таким поэтическим течением, как…». Варианты ответа: символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм? А о каком Есенине речь? Раннем? Позднем? Ранний был связан с символистами, а поздний – с имажинистами. Какой ответ ждут от выпускника? Загадка. И вообще, так ли уж важно, с кем был связан общительный Есенин?
По мнению приведшего эти примеры доктора филологических наук, профессора МГПУ им. Ленина Виктора Чертова, совершенно не принципиально. Вместо того, чтобы проверять умение ребёнка работать с текстом, анализировать его, комментировать, создавать собственное развёрнутое высказывание по поводу прочитанного, мы, сказал Виктор Фёдорович, смотрим, как он выбирает один вариант из трёх и пытается дать односложный ответ на вопрос, который простоты не приемлет. Если уж ЕГЭ неизбежен, оставить в контрольных материалах надо третью часть, предполагающую развёрнутые ответы в жанре сочинения. Причём у ребёнка, считает профессор, должен быть выбор – ответить на одни вопрос полным сочинением или на два-три кратко. Но тоже в форме небольших сочинений.
Примерно такие же мысли высказал и… председатель федеральной предметной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по литературе, доктор педагогических наук Сергей Александрович Зинин. То есть, по сути, сами разработчики предлагают отказаться от тестов. Преподаватель литературы московской школы
‹ 303 Лев Соломонович Айзерман вообще без обиняков назвал систему ЕГЭ глубоко порочной. Депутат Московской городской думы, учитель математики и поэт Евгений Абрамович Бунимович, заметив, что тесты в принципе противоречат литературе, привёл в пример Англию. Там, несмотря на то, что вопросы по литературе разрабатываются уже много лет и делают это не пять человек, как у нас, а чуть ли не пятьсот, тестовая система применительно к этому предмету всё равно не работает.
Я слушала выступающих и думала: а стоило ли огород городить? Сочинение автоматически демонстрировало и знание русского языка, и словарный запас, и умение мыслить, и уровень знакомства с текстом. Некоторые дети просто не в состоянии написать большой текст? Хорошо. Пусть пишут два-три коротких. Опять расцветут шпаргалки? А сейчас разве иначе? Интернет завален шпаргалками. И готовые сочинения – пожалуйста, и ответы на все вопросы ЕГЭ на блюдечке со словесной каёмочкой. Плати и скачивай. Плати, и тебе помогут не только сочинение написать, но и галочки где надо расставить. Последнее, на мой взгляд, гораздо проще.
За один и тот же текст можно было получить и два, и пять? Но эта проблема оказалась не самой сложной. Как заверил Зинин, критерии проверки и оценки экзаменационных сочинений, несмотря на мучения с разработкой тестов, выработаны. Что ж, хоть за это спасибо ЕГЭ.
Пока единый экзамен пребывает в стадии эксперимента. Можно сдавать в виде ЕГЭ сразу русский язык и литературу. Можно сдать русский в форме ЕГЭ, а литературу устно или письменно в виде сочинения. Вернее, можно, если разрешат. Вопрос о том, как принимать экзамен, решает орган управления образованием субъекта Федерации. Но даже если он выберет самый демократичный вариант – как удобно выпускнику, далеко не во всех школах такую возможность ученику предоставят.
Оказывается, учитель (речь не идёт о «звёздах» и новаторах), среднестатистический учитель, самодеятельность вовсе не поощряет. А ну как пять человек решат сдать русский язык и литературу в одном экзамене в форме ЕГЭ, десять предпочтут отвечать только на вопросы тестов по русскому языку, а за знание литературы отчитаться устно, а ещё пять выразят желание написать сочинение? Что ж, учителю торчать в классе вместо одного дня три? За гроши, которые он получает, натаскивать часть класса на одну форму итоговой аттестации, часть – на другую и часть – на третью?
Да, господа, теперь учитель не учит, а натаскивает. Процесс обучения с началом очередной модернизации отошёл на второй план. Поскольку на деле реформа свелась к проблеме выработки наиболее действенного контроля знаний ученика и работы учителя, ему уже не до просвещения.
На том совещании в Минобразования и науки Лев Соломонович Айзерман попытался повернуть разговор от проблем проверки к проблеме преподавания. Его поддержал член Общественного совета, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Алексеевич Венедиктов, задав главный, на самом деле, вопрос: какова сегодня цель преподавания литературы? Будем знать цель, значит, можно будет разработать программу, а уж тогда будет ясно, что и как проверять. Вопрос Алексея Алексеевича спровоцировал сетования на «нечитабельных» детей и приступ ностальгии. Сразу несколько человек поделились воспоминаниями о зарождении своей первой любви к книге. Однако вопрос о том, как передать это чувство современным детям, остался открытым. До способов проверки уровня любви через тест дело вообще не дошло.
Венедиктов предложил исключить из проекта рекомендаций Общественного совета последний пункт: «перейти в преподавании от историко-литературоведческого подхода к психолого-художественному». Может быть, потому, что он историк и любая история, в том числе и история литературы, ему мила? Честно говоря, думала, все сожалевшие о нечитающих детях набросятся на коллегу, образно говоря, с кулаками. Ведь именно литературоведческий подход превращает уроки литературы в обычной среднестатистической школе в скучную «тягомотину», не имеющую ничего общего с литературой как искусством. Но, увы, никто на защиту нового психолого-художественного подхода не встал.
Зато очень обрадовался предложению Венедиктова министр образования и науки Фурсенко. У Андрея Александровича полтора миллиона учителей, есть очень талантливые, есть добросовестные, есть средние и есть работающие от сих до сих. Уже несколько лет бьются, пытаясь придумать, как проверять их работу. Критерии оценки историко-литературоведческих знаний выпускников никак не выработают, а тут на тебе – психолого-художественные. Их в тесты как вогнать?
В прошлом году сдавать литературу в форме ЕГЭ рискнули всего
5 193 выпускника (для сравнения, русский язык сдавали 540 797 учеников). По сути, дети свой выбор сделали, отдав предпочтение традиции. Даже «страшное» сочинение пугает их, оказывается, гораздо меньше тестов.
Литература вообще портит всю благополучную картину победного шествия эксперимента с единым экзаменом. В следующем году он охватит уже все регионы, а в 2009-м станет нормой жизни. Времени на самом деле не так много, а литература так и висит в воздухе. Пока она вместе с русским языком и алгеброй входит в перечень обязательных экзаменов. Но если литература не поддаётся тестированию, а без ЕГЭ «нам не жить», останется ли она в списке обязательных предметов аттестации? Понятно, что по выбору её будут сдавать только будущие филологи, остальные читать перестанут окончательно. Чем это обернётся, думаю, объяснять не надо, мы потеряем не литературу, мы потеряем себя.

Людмила МАЗУРОВА
P.S.Наша газета уже не раз обращалась к теме ЕГЭ («ЕГЭ вместо истории», № 15, 2006 г.; «Необразованная бедность», «Коррупционер, держись!», №5 и «Единый экзамен: за и против», №12–13, 2007 г.). Возможно, не стоит больше спорить о целесообразности введения ЕГЭ в целом – всё равно паровоз идёт. Но что совершенно необходимо, на наш взгляд, сделать – это разобраться всем вместе в том, что мы, как общество, ждём от школы. Каков наш заказ образовательному сообществу в отношении преподавания литературы?

Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2007-07-01) | Автор: Людмила E W
Просмотров: 1757 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru