Интегрированный урок литературы, химии и физики. 8 класс Гой Н.А. , учитель СШ №30 г. Астаны, Кудерко Г.А. , учитель СШ № 3 г. Астаны Тема: М.В. Ломоносов – человек, учёный, поэт, гражданин. Цель урока: Образовательная: повторить и обобщить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова; Развивающая: закрепить умение работать в группах; умение выделять главное, мобилизовать творческие способности учащихся; Воспитательная: на примере гениальной и талантливой личности М.В. Ломоносова и его вклада в становление русской науки и государства показать необходимость учения, самосовершенствования, культа образования как неотъемлемой части понятия «гражданственность». Тип урока: итоговый (обобщение и повторение изученного). Эпиграф: Какая польза тем, что в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить на верх хвалы высокой И славно умереть родился человек. (М.В. Ломоносов). Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. Мы вступили в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в жизни человека. Без знаний скоро нельзя будет работать, приносить пользу обществу, ибо физический труд взяли на себя машины, роботы; все вычисления, чертежи, расчёты, отчеты, планирование выполняют компьютеры. А значит, человеку остаётся только думать, выдвигать новые идеи. А для этого нужно учиться, особенно с юного возраста, т.к. знания растут и усложняются с каждым годом. Так что, дорогие ребята, не теряйте времени зря, берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости можно освоить легко и быстро. Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен знать, хорошо знать интеллигентный человек. 2. Беседа с классом. • Какого человека, по-вашему, можно назвать интеллигентным? В.Даль: интеллигентный человек – разумный, образованный; умственно развитая часть жителей. С. Ожегов: человек, обладающий большой внутренней культурой. • Есть ли такие люди среди ваших знакомых? • Есть ли такие люди среди выдающихся личностей, о которых вы прочитали, услышали по телевизору, узнали на уроках? 3. Социализация наработанного ранее группами материала о Ломоносове. 1 группа. «Детские годы М.В. Ломоносова» Нами изучался материал о жизни Ломоносова в родительском доме. Он родился в далёкой Архангельской губернии, в семье помора, зажиточного, но неграмотного крестьянина. Один из соседей, дьяк, выучил его грамматике и арифметике, после чего Ломоносов почувствовал такую тягу к знаниям, что в 19 лет пошел из родной деревни пешком в Москву, вопреки воле отца. Еще мы узнали, что Беломорский край, где родился Ломоносов, был в то время в экономическом и культурном отношении одним из развитых районов России. 2 группа. «Врата моей учености». Приехав в Москву, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то, что жил в страшной нужде, блестяще её закончил. В числе лучших учеников академии Ломоносова направили в Петербург, а затем в Германию. Там Ломоносов прошёл курс всех наук, как математических, так и словесных; там он и женился. Вернувшись в Россию, он до конца жизни служил в Академии наук, где был самым влиятельным лицом. Поэтому в 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. 3 группа. «Ломоносов – ученый». Мы с интересом изучали материал о Ломоносове –ученом. Узнали, что открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Он развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Доказал, что все тела состоят из молекул, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на Венере, объяснил происхождение многих полезных ископаемых, открыл первую химическую лабораторию. 4 группа. «Ломоносов-поэт». Как поэт, Ломоносов провел реформу стихосложения, разработал «теорию о трёх штилях», дал свод правил, написал «Российскую грамматику». Еще мы узнали, что Ломоносов был художником и возродил мозаичное искусство. Создал 40 мозаичных работ.24 из них сохранились до наших дней. Самая главная и интересная мозаика – «Полтавская баталия». 5 группа. «Жанровое своеобразие творчества Ломоносова». А мы узнали, что основным жанром творчества Ломоносова была ода. Ода – это произведение в торжественно-приподнятом тоне в честь какого-либо значительного события или лица. Чтение отрывка из оды «На день вошествия на престол…». (Читает ученик). 4. Творческая работа в группах. Итак, а теперь я предлагаю вам на глазах у всех сделать шаг к совершенству: продемонстрировать свои теоретические знания, свои практические навыки, реализовать творческие способности, показать свою разносторонность. Мы изменим область исследования, поменяем тему вашей работы, тем самым, постараемся показать, насколько вы были внимательны к выступлениям товарищей, что вы сумели усвоить, слушая друг друга. 1 группа. Задание. Мозаичные работы Ломоносова высоко ценили в России. Собирал он их из смальта, который изготовлялся на фабрике в Усть-Рудицах. Технологию изготовления смальта он использовал в дальнейшем для промышленного изготовления изделий из цветного стекла (бисера, посуды…). Задание: соберите данную «мозаику», на которой изображен портрет великого Ломоносова; наклейте её на лист ватмана. Примечание: в процессе работы вы можете обращаться за помощью, которую найдёте на столе подсказок. 2 группа. Задание. Вопросы к кроссворду на тему «Жизнь Ломоносова в родительском доме». По горизонтали: 2. Кем был по призванию отец Ломоносова? 3. Как называлась деревня, в которой родился Ломоносов? 4. Какое название это село носит в наше время? 8. Как фамилия человека, у которого Ломоносов впервые увидел и прочитал недуховные книги. 10. Месяц рождения учёного. По вертикали: 1. Как назывался город на родине Ломоносова, который до основания Петербурга был первым и единственным портом России? 5. Кто обучил грамоте Ломоносова? 6. Куда, в какой город стремился Ломоносов в свои 19 лет? 7. Что влекло Ломоносова в Москву? 9. Имя односельчанина, который помог Ломоносову бежать в Москву. 3 группа. Задание. Ода – произведение в торжественном тоне в честь какого-либо значительного события или лица. Задание: вспомните, в каких строках М.В. Ломоносов воспевал науку, создал своеобразный гимн в её честь. Напишите небольшой прозаический текст «Слава Ломоносову», опираясь на слова для справок и свои знания о вкладе Ломоносова в различные области наук, используя высокий стиль (восклицания, риторические вопросы, торжественную лексику). Слова для справок: Великий, энциклопедический, вклад, гражданин, творение, патриот, философ, родоначальник, влияние, монументальность, простота, благословенный, мировое признание, крупное дарование… 4 группа. Задание. Провести химический опыт. (Работают с учителем химии. Интеграция). 5 группа. Задание. Провести физический опыт. (Работают с учителем физики. Интеграция). Р.S. (о столе подсказок) учащиеся сами решают, воспользоваться им подсказкой или нет. Здесь помещены иллюстрации, оды Пушкина, Державина, стихотворения в прозе Тургенева, отгаданный кроссворд и т.д.). 5. Презентация. Короткие ответы групп. Одной рукой он в шахматы играет, Другой рукой народы покоряет, Одной ногой разит он друга и врага, Другою топчет он вселенны берега. (А. Суворов). 6. Беседа с классом. • Ты знаешь всё, мой друг, но кроме одного, А именно, что ты не знаешь ничего, - это было написано русским поэтом в 18 веке – в век Просвещения и Возрождения, когда знания и образованность ставились превыше всего, они были поставлены на служение обществу, государству. • Считаете ли вы, что человеку необходимо приобретать новые знания, совершенствовать их? • Для чего нужны знания людям и лично вам? Да, действительно, приобретённые вами в школе знания помогут вам в жизни дальнейшей. Примером тому является Ломоносов, который все свое творчество, всю свою деятельность поставил на службу Отечеству, т.к. верил в будущее своего государства. • Как, по-вашему, с точки зрения истории можно назвать этап, на котором находится наше государство? (Становление и возрождение). • Каждая земля богата своими гениями, талантами, выдающимися личностями. Кто знает, может среди вас через пару десятков лет будут такие люди, как Ломоносов. (Абай, Аблай-хан, Курмангазы, Жамбыл, Олжас Сулейменов, Талгат Мусабаев, Тохтар Аубакиров, Канат Ибрагимов (художник), Сергей Калмыков (художник), Марат Бисемгалиев (скрипач мирового значения), Владимир Смирнов (лыжник, 2-кратный Олимпийский чемпион), Нелли Ким (гимнастка) и др.). 7. Заключительное слово учителя. Перефразировав известные слова Пушкина, я призываю вас и себя не быть ленивыми, а быть любопытными, быть такими, какими являлись и являются перечисленные вами люди, в том числе и наш Президент – Н.А. Назарбаев, который не останавливается на достигнутом и смело преодолевает трудности и испытания и ведет нас в светлое будущее. Давайте будем учиться, а значит служить нашему Отечеству. 8. Рефлексия. (Работа на листочках в течение 3-х минут) • С пользой ли я провёл этот урок? (Оцени самого себя, одноклассников, учителя; пожелания). 9. Домашнее задание. Домашнее задание навеяно темой нашего урока: Написать размышление на тему «Я и моя страна» (мой вклад в развитие независимого государства; мои главные конституционные обязанности – учение, учиться; размышление над вопросом, какой смысл вы вкладываете в слова «дух просвещенья»?)
|