Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка интегрированного урока по литературе, химиии, физике "М.В. Ломоносов - человек, учёный, поэт, гражданин."
Интегрированный урок литературы, химии и физики.
8 класс
Гой Н.А. , учитель СШ №30 г. Астаны,
Кудерко Г.А. , учитель СШ № 3 г. Астаны

Тема: М.В. Ломоносов – человек, учёный, поэт, гражданин.

Цель урока:
Образовательная: повторить и обобщить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

Развивающая: закрепить умение работать в группах; умение выделять главное, мобилизовать творческие способности учащихся;

Воспитательная: на примере гениальной и талантливой личности М.В. Ломоносова и его вклада в становление русской науки и государства показать необходимость учения, самосовершенствования, культа образования как неотъемлемой части понятия «гражданственность».

Тип урока: итоговый (обобщение и повторение изученного).

Эпиграф: Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.
(М.В. Ломоносов).
Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.
Мы вступили в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в жизни человека. Без знаний скоро нельзя будет работать, приносить пользу обществу, ибо физический труд взяли на себя машины, роботы; все вычисления, чертежи, расчёты, отчеты, планирование выполняют компьютеры. А значит, человеку остаётся только думать, выдвигать новые идеи.
А для этого нужно учиться, особенно с юного возраста, т.к. знания растут и усложняются с каждым годом. Так что, дорогие ребята, не теряйте времени зря, берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости можно освоить легко и быстро.
Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен знать, хорошо знать интеллигентный человек.

2. Беседа с классом.
• Какого человека, по-вашему, можно назвать интеллигентным?
В.Даль: интеллигентный человек – разумный,
образованный; умственно развитая
часть жителей.

С. Ожегов: человек, обладающий большой
внутренней культурой.
• Есть ли такие люди среди ваших знакомых?
• Есть ли такие люди среди выдающихся личностей, о которых вы прочитали, услышали по телевизору, узнали на уроках?
3. Социализация наработанного ранее группами материала о Ломоносове.

1 группа.
«Детские годы М.В. Ломоносова»
Нами изучался материал о жизни Ломоносова в родительском доме. Он родился в далёкой Архангельской губернии, в семье помора, зажиточного, но неграмотного крестьянина. Один из соседей, дьяк, выучил его грамматике и арифметике, после чего Ломоносов почувствовал такую тягу к знаниям, что в 19 лет пошел из родной деревни пешком в Москву, вопреки воле отца. Еще мы узнали, что Беломорский край, где родился Ломоносов, был в то время в экономическом и культурном отношении одним из развитых районов России.

2 группа.
«Врата моей учености».
Приехав в Москву, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то, что жил в страшной нужде, блестяще её закончил. В числе лучших учеников академии Ломоносова направили в Петербург, а затем в Германию. Там Ломоносов прошёл курс всех наук, как математических, так и словесных; там он и женился. Вернувшись в Россию, он до конца жизни служил в Академии наук, где был самым влиятельным лицом. Поэтому в 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет.

3 группа.
«Ломоносов – ученый».
Мы с интересом изучали материал о Ломоносове –ученом. Узнали, что открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Он развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Доказал, что все тела состоят из молекул, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на Венере, объяснил происхождение многих полезных ископаемых, открыл первую химическую лабораторию.

4 группа.
«Ломоносов-поэт».
Как поэт, Ломоносов провел реформу стихосложения, разработал «теорию о трёх штилях», дал свод правил, написал «Российскую грамматику». Еще мы узнали, что Ломоносов был художником и возродил мозаичное искусство. Создал 40 мозаичных работ.24 из них сохранились до наших дней. Самая главная и интересная мозаика – «Полтавская баталия».

5 группа.
«Жанровое своеобразие творчества Ломоносова».
А мы узнали, что основным жанром творчества Ломоносова была ода. Ода – это произведение в торжественно-приподнятом тоне в честь какого-либо значительного события или лица.
Чтение отрывка из оды «На день вошествия на престол…». (Читает ученик).

4. Творческая работа в группах.
Итак, а теперь я предлагаю вам на глазах у всех сделать шаг к совершенству: продемонстрировать свои теоретические знания, свои практические навыки, реализовать творческие способности, показать свою разносторонность. Мы изменим область исследования, поменяем тему вашей работы, тем самым, постараемся показать, насколько вы были внимательны к выступлениям товарищей, что вы сумели усвоить, слушая друг друга.

1 группа.
Задание.
Мозаичные работы Ломоносова высоко ценили в России. Собирал он их из смальта, который изготовлялся на фабрике в Усть-Рудицах. Технологию изготовления смальта он использовал в дальнейшем для промышленного изготовления изделий из цветного стекла (бисера, посуды…).
Задание: соберите данную «мозаику», на которой изображен портрет великого Ломоносова; наклейте её на лист ватмана.
Примечание: в процессе работы вы можете обращаться за помощью, которую найдёте на столе подсказок.

2 группа.
Задание.
Вопросы к кроссворду на тему «Жизнь Ломоносова в родительском доме».
По горизонтали:
2. Кем был по призванию отец Ломоносова?
3. Как называлась деревня, в которой родился Ломоносов?
4. Какое название это село носит в наше время?
8. Как фамилия человека, у которого Ломоносов впервые увидел и прочитал недуховные книги.
10. Месяц рождения учёного.
По вертикали:
1. Как назывался город на родине Ломоносова, который до основания Петербурга был первым и единственным портом России?
5. Кто обучил грамоте Ломоносова?
6. Куда, в какой город стремился Ломоносов в свои 19 лет?
7. Что влекло Ломоносова в Москву?
9. Имя односельчанина, который помог Ломоносову бежать в Москву.

3 группа.
Задание.
Ода – произведение в торжественном тоне в честь какого-либо значительного события или лица.
Задание: вспомните, в каких строках М.В. Ломоносов воспевал науку, создал своеобразный гимн в её честь. Напишите небольшой прозаический текст «Слава Ломоносову», опираясь на слова для справок и свои знания о вкладе Ломоносова в различные области наук, используя высокий стиль (восклицания, риторические вопросы, торжественную лексику).
Слова для справок: Великий, энциклопедический, вклад, гражданин, творение, патриот, философ, родоначальник, влияние, монументальность, простота, благословенный, мировое признание, крупное дарование…

4 группа.
Задание.
Провести химический опыт. (Работают с учителем химии. Интеграция).

5 группа.
Задание.
Провести физический опыт. (Работают с учителем физики. Интеграция).

Р.S. (о столе подсказок) учащиеся сами решают, воспользоваться им подсказкой или нет. Здесь помещены иллюстрации, оды Пушкина, Державина, стихотворения в прозе Тургенева, отгаданный кроссворд и т.д.).

5. Презентация. Короткие ответы групп.
Одной рукой он в шахматы играет,
Другой рукой народы покоряет,
Одной ногой разит он друга и врага,
Другою топчет он вселенны берега.
(А. Суворов).
6. Беседа с классом.
• Ты знаешь всё, мой друг, но кроме одного,
А именно, что ты не знаешь ничего, -
это было написано русским поэтом в 18 веке – в век Просвещения и Возрождения, когда знания и образованность ставились превыше всего, они были поставлены на служение обществу, государству.

• Считаете ли вы, что человеку необходимо приобретать новые знания, совершенствовать их?
• Для чего нужны знания людям и лично вам?
Да, действительно, приобретённые вами в школе знания помогут вам в жизни дальнейшей. Примером тому является Ломоносов, который все свое творчество, всю свою деятельность поставил на службу Отечеству, т.к. верил в будущее своего государства.

• Как, по-вашему, с точки зрения истории можно назвать этап, на котором находится наше государство? (Становление и возрождение).
• Каждая земля богата своими гениями, талантами, выдающимися личностями. Кто знает, может среди вас через пару десятков лет будут такие люди, как Ломоносов. (Абай, Аблай-хан, Курмангазы, Жамбыл, Олжас Сулейменов, Талгат Мусабаев, Тохтар Аубакиров, Канат Ибрагимов (художник), Сергей Калмыков (художник), Марат Бисемгалиев (скрипач мирового значения), Владимир Смирнов (лыжник, 2-кратный Олимпийский чемпион), Нелли Ким (гимнастка) и др.).

7. Заключительное слово учителя.
Перефразировав известные слова Пушкина, я призываю вас и себя не быть ленивыми, а быть любопытными, быть такими, какими являлись и являются перечисленные вами люди, в том числе и наш Президент – Н.А. Назарбаев, который не останавливается на достигнутом и смело преодолевает трудности и испытания и ведет нас в светлое будущее. Давайте будем учиться, а значит служить нашему Отечеству.

8. Рефлексия. (Работа на листочках в течение 3-х минут)
• С пользой ли я провёл этот урок? (Оцени самого себя, одноклассников, учителя; пожелания).

9. Домашнее задание.
Домашнее задание навеяно темой нашего урока: Написать размышление на тему «Я и моя страна» (мой вклад в развитие независимого государства; мои главные конституционные обязанности – учение, учиться; размышление над вопросом, какой смысл вы вкладываете в слова «дух просвещенья»?)

Категория: Русский язык и литература | Добавил: наталья (2007-07-19) | Автор: Гой Н.А. , Кудерко Г.А. E
Просмотров: 6701 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru