Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
“Король проснулся. Прежде всего по привычке ощупал голову. Проверил, не съехал ли ночью колпак на бок? Не дай Бог, не свалился ли с головы? И лишь убедившись, что колпак туго натянут на уши, с облегчением вздохнул, откинул одеяло, сел и спустил ноги с кровати. (С.Прокофьева “Пока бьют часы”). Герой нашего сегодняшнего выпуска - господин Колпак. Название этого головного убора происходит от тюркского kalpak - высокая шапка. Пользуемся мы этим словом не так уж часто, а слово всё равно живее всех живых: и клоуны, и повара, и Дед Мороз, и даже автомобилисты его употребляют. В старину так называлась “высокая меховая или отороченная мехом шапка”. В болгарском языке калпак до сих пор - “род меховой шапки”. На Руси существовали прозвища Колпак и Колпачник, от которых потом в русский язык пришли фамилии. Учёные считают, что слово это появилось в языке приблизительно в XV веке. В Москве с 1631 г. существует Колпачный переулок, появившийся на месте Колпачной слободы, в которой ремесленники шили колпаки - мужские головные уборы. Интересно, что слово колпак известно не только в прямом значении. Много возникло выражений и устойчивых сочетаний. Так, прослыть колпаком (или просто шляпой), (т.е дурачком, простофилей) - не самая приятная слава. О ком-то необыкновенном говорят: “все люди как люди, один черт в колпаке”. Попасть под колпак (находиться под тайным наблюдением) вряд ли кто хочет. Достоевский писал, что “всякий провинциал живет как будто под стеклянным колпаком. Нет решительно никакой возможности хоть что-нибудь скрыть от своих почтенных сограждан“. Так что попал под колпак - забудь о личной жизни. Переколпачить - “переделать по-своему”. Хотя, надо признаться, что колпак надеть порой всё-таки хочется. Чтобы спрятаться и жить “по сердцу”. Создать образ, который внутреннему миру соответствует, и скрыться под ним. Не так уж и плохо порой и шутовской колпак примерить, чтобы на мир посмотреть с другой стороны. Не случайно главный герой русских сказок - Иван-дурак, часто в колпаке изображающийся, никуда не торопящийся, к карьере не стремящийся - в конце концов и жену лучшую находит, и Жар-птицу ловит, и счастье обретает. В общем, есть над чем подумать нам, т.к. в суете и погоне каждого дня жизнь порой не замечаем. А ведь всё просто: взять и колпак на себя однажды надеть… И точно, не в урок напыщенным умам Дурачество моё на счастие похоже. Неравнодушно — не скрываю — Пускаю по миру колпак . Чего от мира жду?– Не знаю. Зачем колпак мой начат?– Так. И здесь и там он продолжался: Я жил да жил, а он вязался… Что ж, пусть в венках да в шишаке Своих любимцев водит слава: А мне ль искать на славу права? Меня - узнают в колпаке … Это отрывок из поэмы В.С.Филимонова, современника А.С.Пушкина, драматурга и беллетриста. 22 марта 1828 года Владимир Сергеевич Филимонов (1787 - 1858) принёс Пушкину такое вот произведение под названием “Дурацкий колпак”. Вы в мире славою гремите; Поэт! в лавровом вы венке. Певцу безвестному простите: Я к вам являюсь - в колпаке. Пушкин, как известно, ответил Филимонову: Но старый мой колпак изношен, Хоть и любил его поэт; Он поневоле мной заброшен: Не в моде нынче красный цвет. Итак, в знак мирного привета, Снимая шляпу, бью челом, Узнав философа-поэта Под осторожным колпаком. “Красный колпак” - символ. Только у Пушкина он имеет другое значение, нежели у Филимонова и в народных сказках. Это, скорее, символ свободы. И Пушкин этот колпак “любил примерить”. Кстати, и писал об этом головном уборе не раз: “Друзья! немного снисхожденья, - Оставьте красный мне колпак…” (”Товарищам”, 1817); Вот он, приют гостеприимный, Приют любви и вольных муз, Где с ними клятвою взаимной Скрепили вечный мы союз, Где дружбы знали мы блаженство, Где в колпаке за круглый стол Садилось милое Равенство…” (”Из письма к Я.Н.Толстому”, 1822). Надо сказать, что сам по себе колпак - довольно древний головной убор. Геродот в своей “Истории” пишет о том, что “саки-скифы ( V-IV вв. до н. э.) носили на головах прямые шапки с острым верхом” (Геродот, кн. VII, 64). А из персидских клинописных источников известно, что одна из больших сакских племенных групп даже называлась саки-тиграхауда, что в переводе означает: “саки, носящие остроконечные шапки”. Такие высокие своеобразные головные уборы носили не только мужчины, но и женщины. Правда, назначение их было разное. Так, мужчины-скифы, носившие на голове колпаки, как правило, были воинами, и эти уборы подчеркивали их мужественность. А женский колпак, как считают историки, удерживал причёску. Колпаки носили и юродивые. Был известный московский чудотворец, блаженный Иоанн Большой Колпак (н. XVI в. - 3.07.1589), который получил своё прозвище оттого, что носил на своей голове просторный колпак-капюшон, который “с прочим покрытием тела… вкупе сваплен, а не швен” . Этот колпак являлся предметом долгих споров ученых-историков. В ХIХ в. пришли к мнению, что колпак был железным. С таким железным колпаком появляется у Пушкина в его “Борисе Годунове” блаженный, обличающий Бориса, т.е. тот же блаженный Иоанн. | |
Просмотров: 1294 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|