Обращение словесников к единомышленникам и властям Система ЕГЭ и объявленное недавно выведение литературы в область, по сути, факультативного изучения грозят серьёзным и необратимым подрывом национальной культуры. Такая образовательная политика может вырастить только беспомощных и дезориентированных исполнителей чужих распоряжений. Русский язык – воздух нашего сознания, живое дыхание Русского мира. Русский язык сложен и богат не потому, что так написано в учебниках. А потому, что он не имеет себе равных – по богатству оттенков смыслов и чувств, по количеству суффиксально-префиксальных производных от любого корня. Он даёт гигантское количество разнообразных связей. Беспредельную валентность, открытость и в то же время привязанность к корню, ощущение смысла и устойчивости. Может ли владение таким языком быть проверено и оценено с помощью теста? Тест (от английского слова test – испытание, проверка, анализ) – это измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию и стандартизацию; стандартизированная методика, предназначенная для количественной оценки психического качества; испытание, позволяющее оценить продукт до его выпуска на рынок. Кто в нашем случае – продукт? На какой рынок? А не мясорубка ли это для сердца и души? Психическое качество, надо полагать, – это сам язык. Какая может быть количественная оценка? Какие требуются от детей свойства в итоге? Именно на уроках русского языка и литературы в душах детей зарождается то, что мы называем словом «совесть». Русские – народ Слова. Народ «Слова о законе и благодати», «Слова о полку Игореве». Россия – страна глубочайшей и уникальной словесной культуры. Пренебрежение русским литературным наследием – это пренебрежение ко всему русскому народу. Оценивая нынешнее состояние преподавания русского языка и практики его применения в средствах массовой информации, особенно электронных, как недопустимое и крайне опасное для судьбы нашей страны и нашего народа, мы обращаемся к президенту Российской Федерации и предлагаем незамедлительно принять ряд мер, среди которых первые и главные: провести объективную оценку деятельности руководства Министерства образования и науки, определить персонально ответственных за разрушение системы высшего и среднего образования, заменить ответственных лиц, явно не справляющихся с подобной ответственностью и допустивших несостоятельные «реформы»; отменить тестовую систему школьных и вузовских экзаменов по гуманитарным предметам, прежде всего – по русскому языку и литературе. Вернуть литературу в перечень предметов, по которым проводятся выпускные экзамены на аттестат зрелости. Марина КУЛАКОВА, писатель; Альбина ИВАЩЕНКО, победитель конкурса «Учитель года»; Елена ЛОБОВА, Наталья ЛАПТИЕВА, Елена СИНИЦА, Мария КУЗНЕЦОВА – преподаватели русского языка и литературы; Ольга КУРАНОВА, редактор, и многие другие НИЖНИЙ НОВГОРОД Инициативу нижегородских словесников поддержали, подписав обращение: СЕВЕРОДВИНСК: Станислав ЗЕЛЯНИН, журналист; Роман ПОПОВ, кандидат филологических наук; Эдуард БЕЛОСТОК, предприниматель; Андрей РУДАЛ›В, литературный критик. КОТЛАС: Жанна КОРОЛЁВА, консультант по работе со СМИ; Елена БУСЛАЕВА, руководитель службы информации. УФА: Лилия ГАБДРАФИКОВА, журналист; Эльвира ИСМАГИЛОВА, директор Центра кадровых технологий; Сергей КОЗЛОВ, специалист по информационным технологиям. Елена УСАЧ›ВА, детский писатель (Москва); Алёна САВЕЛЬЕВА, пресс-секретарь (Вязьма); Елена НАМАКОНОВА, ведущий специалист информационно-аналитического отдела (Южно-Сахалинск); Анна МАТАСОВА, преподаватель русского языка и литературы (Питкяранта); Елена БОРОДА, кандидат филологических наук (Тамбов). Присоединяйтесь, предлагают подписанты всем, кому дороги основы нашей письменности и культуры. Может быть, действительно присоединиться? Наша газета уже не раз и не два выступала против попыток формализации предмета «Литература» («Татьяна – русская душою?», № 25; «ЕГЭ: ни жив ни мёртв», «И тесты – зло, и сочинение – не благо», № 45; «И всё-таки сочинение?», № 46 за 2007 г.; «Необязательный предмет», № 12–13, 2008 г.). Опубликовали коллективное письмо преподавателей МГУ имени М.В. Ломоносова («Сочинение – это явление культуры», № 5, 2008 г.), познакомили читателей и, надеемся, чиновников тоже (если они, конечно, среди читающих), с мнением известных писателей и деятелей культуры о необходимости возврата литературы в школу. Реакция минимальна. Может быть, нас услышат, когда бьющих в набат будут десятки тысяч? Давайте попробуем. Ждём ваших подписей на сайте «ЛГ» (www.lgz.ru) в комментариях под этим обращением словесников, а также по обычной и электронной почте: mazurova@lgz.ru http://www.lgz.ru/article/id=4613&top=26&ui=1212971245150&r=055
|