Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

ЛИТЕРАТУРА – НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ?

Летом прошлого года, выступая на молодёжном форуме, организованном движением «Наши», министр образования и науки Андрей Фурсенко посетовал на косность педагогов, пытающихся по-прежнему, по-советски, готовить человека-творца. При рыночной экономике, по его мнению, в первую очередь нужен потребитель. 

Рассказав читателям об этом высказывании господина Фурсенко («Потребитель нынче в дефиците?», «ЛГ», № 32, 2007 г.), я закончила свою реплику фразой о том, что мне страшно за страну, в которой все будут лишь грамотно на кнопки нажимать да компьютерной мышкой водить. Конечно, высокопарно. И когда среди множества откликов получила за свою высокопарность один «отлуп», было, честно признаюсь, очень стыдно. Однако сегодня я под той фразой готова подписаться снова. 

Министр, конечно же, имел в виду не покупателя товаров и услуг, а потребителя – как человека, способного воспользоваться преимуществами общества знания, воспринимать информацию и правильно использовать чужие достижения и технологии. Но его мысль, спускаясь «в народ», обрела совершенно банальные черты. 

Читаю опубликованные в прессе тесты прошедшего ЕГЭ по русскому языку. Выпускнику нужно определить значение слова МАРКА (в контексте «торговая марка») и решить, надо ли ставить запятую в предложении: «В продовольственном магазине было всё что только можно пожелать даже самому искушённому гурману как ты например». 

Когда-то на уроках и экзаменах мы вставляли запятые в тексты классиков. Да, отбор отрывков частенько был идеологизирован, но зато с какой(!) лексикой мы невольно знакомились! Какие мысли пробуждали цитаты из Толстого, Достоевского, Гоголя! А что породит в «искушённом гурмане» напоминание о продовольственном магазине и символе, идентифицирующем тот или иной товар? Раздумья о смысле бытия? Отнюдь. Только желание потреблять, потреблять и потреблять. И не абстрактные знания, а вполне конкретные бифштексы. На кого рассчитаны эти задания? На детей, нуждающихся в социальной реабилитации, чтобы они могли определить, какую колбасу покупать? 

Литературу изгоняют отовсюду. Даже из русского литературного языка. А может быть, школа уже изучает не литературный, а бытовой? Тогда достаточно научить писать два слова – «клёво» в смысле «хорошо» и «жесть» в смысле «очень клёво» (или, наоборот, не клёво совсем). 

Кто будет создавать инновационные технологии? Элита, взращённая не нашей массовой школой. Всем остальным установим огромные экраны с бегущими картинками. Ткнул в корову – тебе принесли говядину. Нажал на рюмку – гонец с поллитрой уже на пороге.
В общем, не жизнь, а жесть. В смысле полная туфта. 

Людмила МАЗУP
http://www.lgz.ru/article/id=4680&top=40&ui=1214093596311&r=258РОВА

 

Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2008-06-23)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru