Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Одухотворённость и тайна

Мария Петровых. Серебряный гром: Стихи. – М., ОГИ, 2008. 

«Мастерица виноватых взоров…» Это известное стихотворение Осипа Мандельштама обращено к ней, Марии Петровых (1908–1979). 

Анна Ахматова, скрестившая – хоть и на краткий миг – их руки, не чуралась, как известно, роли верховного судии в вопросах поэзии. И почитала это стихотворение своего равновеликого друга одним из главных шедевров всей русской любовной лирики ХХ века. Как, впрочем, и стихотворенье самой Петровых: «Назначь мне свиданье на этом свете…» (обращённое, однако, отнюдь не к Мандельштаму, а к смазливому лицедею из МХАТа). 

Удостоенный похвалы Ахматовой стих стал визитной карточкой её младшей подруги. Долгие годы Петровых – несмотря на мольбы энергичного издателя Маршака – отказывалась печатать «своё» и широкое признание приобрела только как переводчица: прежде и более всего армянской поэзии. Но в узких литературных кругах стихи её знали; их высоко ценили и такие мастера, как Пастернак, Заболоцкий, Тарковский. Ценили за свою, тонко выводимую ноту – хрупкости бытия под занесённой над ним секирой времени. В поэзии Петровых вновь и вновь возникают вариации излюбленной мысли: о том, что жизнь – это, видимо, и вправду, как учили классики, сон, очень краткий, но вот успеть бы, хотя бы сквозь сон, что-то в ней, жизни, понять, ощутить, полюбить, а полюбив, вернуть, удержать:

Пусть годы умчатся
в круженье обратном
И встретимся мы
в переулке Гранатном…
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоём потаённом сердечном тепле.
Друг другу навстречу
по-прежнему выйдем,
Пока ещё слышим,
Пока ещё видим,
Пока ещё дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
Назначь мне свиданье!


«Мастерица виноватых взоров…» Из этой мандельштамовской строчки, если вглядеться попристальнее («пристальная душа» – любимое выражение Петровых), можно вывести главное в духовном облике поэтессы. Смирение, скромность, «виноватость». Виноватость в том уже, что не донесла, как ей казалось, Господень дар до горы, расплескала от немощи. Отсюда и желание всегда оставаться в тени. Потому как – куда уж нам… «Ни ахматовской кротости, ни цветаевской ярости…» Всё то же стародавнее, классическое – «Мой дар убог и голос мой не громок». Никто так спонтанно не подхватил этот мотив Боратынского – как изнутри себя рождённый, свой.

О как сердце отравлено
Немотой многолетнею!
Что же будет оставлено
В ту минуту последнюю?

Лишь начало мелодии,
Лишь мотив обещания,
Лишь мученье бесплодия,
Лишь позор обнищания.
Лишь тростник заколышется
Тем напевом, чуть начатым…
Пусть кому-то послышится,
Как поёт он, как плачет он.


Марию Петровых, может быть, ещё и потому так любили коллеги, что она так проникновенно выразила общие для всех муки – муки творчества. Они ведь часто не в том, что не идёт работа, а в том, что не удаётся усадить себя за работу. Потому что цель так далека, силы же так сомнительны, «ветхий человек» в творце сопротивляется сверхусилиям… А они надобны. «Надо брать вес больше того, который можешь поднять», – говорила «яростная» Цветаева. 

А Петровых не находила в себе этого кипения. Она созерцательна, умилённа, тиха. «Взоры», таким образом, в качестве мандельштамовской печати тут тоже к месту. 

Но и – «мастерица», мастер. Тоже подходит. При всей созерцательной хрупкости внутри твёрдый стержень. Тот самый, к которому взывал Блок: «Но ты, художник, твёрдо веруй…» Сам великий умница и знаток культуры, Тарковский как раз больше всего ценил стихи Петровых за их остойчивость, крепость мысли. Хотя уже в самом начале пути ей давалась и нежно лепечущая звукопись, всякая «бальмонтовщина», стихотворная лепота:

То ли праздная игра,
То ли это труд бессонный –
Трепетанье серебра,
Вопли, выплески и стоны,
Ночь с надклёванной луной,
Бор, что стал внезапно молод,
И, просвистанный, сквозной,
Надо всем царящий – холод.


То был ранний «природный стих», как говорят немцы, «Соловей». Но обретённая сноровка к месту оказалась и в патриотической лирике военных лет. К примеру, в стихотворении о драматическом оставлении Севастополя:

Бело-синий город Севастополь,
Белокрылый город в синеве…
Моря ослепительная опыль
В скверах оседала на траве.

Город с морем сомкнуты в содружье,
Синей соли съедены пуды.
Дымной славой русского оружья,
Пушечным дымком несло с воды…


Твёрдость проявлялась и в той работе, которой Мария Сергеевна Петровых посвятила едва ли не большую часть своего рабочего времени, – в редактировании чужих переводных стихов. Смиреннокроткая в собственных амбициях, в этом «высоком ремесле» она не давала никаких поблажек неустойчивому, а тем более вульгарному вкусу. Настолько, что в многочисленной ватаге поэтов-переводчиков (хлебное было дело в советские времена!) за ней, хрупко-любезной, закрепилась кличка Зверь. 

Об этом, в частности, поведал постоянный её «клиент» Давид Самойлов, до конца её дней друживший с Петровых, остававшийся верным поклонником её дара, хотя и побаивавшийся её строгости. Вот каким было его первое впечатление: «Во внешности её были усталость, одухотворённость и тайна». Но такой же, как ему суждено было за десятилетия дружбы узнать, была и её внутренняя сущность. Нашедшая меткое отражение в его стихах:

Этот нежный, чистый голос,
Голос ясный, как родник…
Не стремилась, не боролась,
А сияла, как ночник.


Это тихое – лунное – сияние вопреки опасениям самой поэтессы оказалось негасимым и на ветру исторических перемен. Хотя мир вокруг вроде бы так не похож на совсем недавний. Но сокровенный-то человек всё равно проходит свой земной путь, как и во все времена, стремясь к обретениям сердца и грустя о потерях. А значит, и потомкам станет внятно то из Марии Петровых, за что так любили её куда более прославленные современники. Вот это, например («Черта горизонта»):

Вот так и бывает: живёшь – не живёшь,
А годы уходят, друзья умирают,
И вдруг убедишься, что мир непохож
На прежний, и сердце твоё догорает.

Вначале черта горизонта резка –
Прямая черта между жизнью и смертью,
А нынче так низко плывут облака,
И в этом, быть может,
судьбы милосердье.

Тот возраст, который с собою принёс
Утраты, прощанья, – наверное, он-то
И застил туманом непролитых слёз
Прямую и резкую грань горизонта.

Так много любимых покинуло свет,
Но с ними беседуешь ты, как бывало,
Совсем забывая, что их уже нет…
Черта горизонта в тумане пропала.

Тем проще, тем легче её перейти, –
Там эти же рощи и озими эти ж…
Ты просто её не заметишь в пути,
В беседе с ушедшим – её не заметишь.

В том-то и тайна истинной поэзии, что голос поэта неповторимо индивидуален, но свидетельствует о том, чем живут все. 

Юрий АРХИПОВ

Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2008-10-10)
Просмотров: 1191 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru