Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
«Не пропадет ваш скорбный труд…» / Декабристы и А. С. Пушкин./ Литвинова Лилия , ГУ «Детский сад-школа-комплекс №46» г. Астана «У каждой эпохи свои задачи» Г. Гейне Цель: Раскрыть основные проблемы эпохи и ввести учащихся в мир пушкинских вольнолюбивых идей, связанных с идеями декабризма, выявить истоки героизма в преемственности поколений. Задачи: 1. Провести межпредметную связь истории и литературы. 2. На основе изученного материала дать характеристику преждевременного восстания 1825 года на Сенатской площади, показать итог и значение восстания. 3. На примере идей декабристов и вольнолюбивой поэзии А. С. Пушкина показать истинную любовь к свободе, Родине, ее народу. Помочь учащимся по-новому осмыслить творческое наследие декабристов и его влияние на формирование мировоззрения поэта, активизировать мыслительную деятельность в процессе исследовательской работы. Определить сущность таких нравственных ценностей как: гуманизм, патриотизм, альтруизм. 4. Показать воздействие исторических событий на искусство и литературу. 5. Закрепить навыки работы в группах, самостоятельной исследовательской работы, умение классифицировать материал, вникать в суть проблемы, делать анализ и выводы. Тип урока: интегрированный (история и литература) Метод: интерактивный (ролевая игра, экскурсия, работа в группах) Оформление: 1. Портреты: поэта А.С. Пушкина, декабристов, жен декабристов. 2. Рисунки учащихся и иллюстрации по теме урока. 3. Репродукция картины Г. Мясоедова «Салон З. Волконской». 4. Репродукция картины А. Морова «Декабристы в Сибири». 5. Высказывания классиков о Пушкине А. С. и декабристах. 6. Видеофильм «Звезда пленительного счастья». Оборудование: Аудио и видео техника с записями музыкальных и видео - фрагментов, декорации Петербурга; светооформление, соответствующее происходящим действиям, фрагменты театральных костюмов, соответствующих той эпохе. Место проведения: Российский Центр Культуры; памятник А. С. Пушкину. Основные этапы: 1. Подготовительный период. 2. Проведение урока. А) Вступительное слово учителя на уроке. «Мозговой штурм» Б) Коллективно-творческая работа в группах, выступления учащихся по группам (ролевая игра) В) Итог работы групп – «Трехчасный дневник». Г) Викторина. Экспресс-интервью. Д) Подведение итогов урока. Рефлексия. Е) Домашнее задание. 3. Презентация портфолио по данной теме на линейке, на заседании «Круглого стола», тематическом вечере. Цитаты: 1. «Пушкин с нами, Пушкин в нас!» 2. «Читают тебя с упоеньем в глазах Башкир и туркмен, белорус и казах. Из песен твоих не забыть ни одной Ты, Пушкин, народному сердцу родной!» Д. Джабаев. 3. «…Цветет весна - и Пушкин отомщенный Все также сладостно вольнолюбив». Э. Багрицкий. 4. «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно предать и продать, и купить, Слово можно в разящий Свинец перелить». Индийская пословица. 5. «Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь» Б. Пастернак. 6. «Тактика революций заключается и одном слове: дерзай и, ежели это будет несчастливо, мы своей неудачей научим других». К.Ф. Рылеев. 7. «Известно мне: Погибель ждет того, Кто первым восстает На утеснителей народа Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода?» К.Ф. Рылеев. 8. «Не пропадет ваш скорбный труд…» А.С. Пушкин. 9. «…Мы оставляем в наследство идею…» 10. «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья…» А. С. Пушкин Подготовительный период. 1. Создание творческих групп по основным направлениям: - «историки» - изучение, обработка исторических сведений о событиях 1825 года в России; - «мемуаристы» - изучение мемуаров участников событий, автобиографических сведений об участниках событий; - «литературоведы» - подбор и систематизация материала, освещенного в художественной литературе, затрагивающего вопросы по данной теме; - «артисты» - конкурсное исполнение стихотворений. Задание для «историков»: 1. Охарактеризовать исторические события, которые произошли в России в начале 18 века. 2. Рассказать об истории возникновения декабризма в России. 3. Акцентировать внимание на основные принципы и идеи декабризма. 4. Показать деятельность декабристов в Казахстане. 5. Осветить дальнейшую судьбу декабристов. Раскрыть гражданский подвиг жен осужденных. Задание для «мемуаристов». 1. Дать определение значения слова «мемуары». 2. Осветить мемуарное наследие декабристов. 3. Показать деятельность декабристов в Казахстане, жизнь в Сибири. Задание для «литературоведов»: 1. «Тесный круг друзей моих», «…отчизне – души прекрасные порывы». Определить о каких друзьях говориться в этой строке. Выделить цель этих «друзей», «братьев», «товарищей» поэта. 2. Рассказать об истории создания стихотворений А. С. Пушкина «В Сибирь», «К Чаадаеву», «Арион». 3. Показать мужество и подвиг жен декабристов, последовавших вслед за мужьями в ссылки, на каторги. 4. «История повторяется» - сравнить судьбу жен репрессированных поэтов, писателей и политических деятелей Казахстана 20 в. и гражданский подвиг жен декабристов. 5. Привести стихотворные строки, которые говорят о продолжении дела декабристов. Задание для «артистов». 1. Выучить наизусть стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву», «В Сибирь», «Арион». 2. Выразить основную мысль стихотворений. 3. Конкурсное исполнение стихотворений. Рекомендации для творческих групп по подготовке проведения мероприятия: - консультации с учителями, которые в процессе преподавания своего предмета рассматривают вопросы по данной проблеме; - для получения дополнительной информации - сотрудничество с работниками культуры (библиотека, театр); - для расширения кругозора - использование научно-публицистической, художественной литературы по данной теме. Ход урока. А. Вступительное слово учителя: Наш народ, все человечество, которые по достоинству оценивают роль истории и литературы в жизни общества будут помнить идейный подвиг восставших на Сенатской площади офицеров, судьбу их жен, стихи величайшего поэта А. С. Пушкина, посвященные свободе, равенству, братству. Чудесные стихи Пушкина открывают нам его благородную душу и сердце, его любовь к родной литературе, гордость за русский народ. Читая Пушкина, мы становимся лучше. Под влиянием его позиции в нас пробуждается светлые, добрые, благородные чувства. Наш сегодняшний урок посвятим одному из самых страстных вольнолюбивых произведений, призывающих к борьбе, к свободе, к демократии, равенству между людьми. (Читается эпиграф к уроку). В творчестве А.С. Пушкина есть произведения, которое тесно взаимосвязано с историей. Одно из них – события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в городе Петербурге. Сегодня поговорим о тех переживаниях и мгновениях жизни, которые пережили восставшие и поэт в свою эпоху. «Мозговой штурм» ( приложение 1) Б. Коллективно-творческая работа в группах, выступления учащихся (ролевая игра). (На фоне музыкального звучания, с зажженными свечами). «Историк» 1. «Гроза двенадцатого года» – вот первый этап пробуждения народного сознания и революционного движения. В 1814 году русская армия под руководством полководца Кутузова одержала победу в войне с французами. Русские воины возвращались на родину. Но дома солдаты – победители снова попадали в крепостную неволю. «Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине». Героика освободительной народной войны против французов выявила ужасающие социальные контрасты России, противоречие между силою и талантом народа и его бедственным положением. Жестокое обращение начальников с подчиненными, всякого рода злоупотребления власти, царский произвол – все это возмущало и приводило в негодование образованных русских и их патриотическое чувство», - вспоминает позже декабрист М.А. Фонвизин. Россия впервые увидела революционное движение против царизма. А.С. Пушкин широко откликнулся на это выдающиеся событие. Их дело не пропало. Подвиг декабристов – величайшей патриотический подвиг, вызывающей законную гордость и восхищение. Декабристы! Какими они были эти люди, возглавившие в мрачную эпоху самодержавия первое революционное движение против царизма. Это были лучшие люди из дворян. (Просмотр отрывка из видеофильма «Звезда пленительного счастья») «Историк» 2. В своих конституционных проектах «Русской правде» П. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьева декабристы говорили об отмене крепостного права, свободе, равенстве, братстве. (Дискуссионная карта). Какие из идей можно было бы воплотить в жизнь, если бы восставшие одержали бы победу? 1 - 2 группы 3 – 4 группы Возможно вести Невозможно вести (Обсуждение, выбираются общим мнением приемлемые ответы). Историк» 3. Рано утром 14 декабря 1825 года 3 тысячи солдат со своими офицерами вышли на Сенатскую площадь. «Давайте, начните, а мы вас поддержим», - это горожане поддерживали восставших. Но полки стояли. Все ждали будущего диктатора С. Трубецкого. Шло время, угасал зимний морозный день… Император Николай 1, убедившись, что уговоры разойтись не помогли, приказал расстрелять восставших. (Дискуссионная карта). Было ли восстание обречено на поражение? 1 –2 группы. 3 – 4 группы Аргументы «ЗА» Аргументы «Против» «Историк» 4. А потом было долгое следствие, допросы в казиматах Петропавловской крепости… и расправа (комментируется иллюстрация «Расправа над декабристами»). «Мемуарист» 1. Литература в эти годы закономерно становится частью общего декабристского движения, а «Зеленая книга» – программным документом, определяющим задачи и формы литературного процесса. Среди декабристов было большое количество писателей – поэтов, публицистов (все они были молоды) ученых или высокообразованных людей: К. Рылеев, А. Одоевский, А. Бестужев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, П. Пестель и др. (даются краткие автобиографические сведения) «Мемуарист» 2. Из воспоминаний декабристов: Накануне казни П. Пестель в прощальном письме к родным написал: «Настоящая моя история заключается в двух словах: я страстно люблю мое отчество, я желал его счастье с энтузиазмом…» О, так! нет выше ничего Предназначенья поэта: Святая правда – долг его, Предмет – полезным быть для света. Служитель избранный творца, Не должен быть ничем он связан, Святой, высокий стан творца Он делом оправдать обязан. «Мемуарист» 3. Они (декабристы) оставили большое мемуарное наследие – воспоминания 14 декабря и сибирской каторги. « … Мы все планомерно любили Россию, - писал М.И. Муравьев Апостол – Никто из нас не скрывал от себя, что угрожало нам, никто не уклонялся от пути, указанного нашей любовью к отечеству, перед которым благоговели в 1812 г.» «Историк» 5, «Мемуарист» 4. И в Казахских степях и в далекой Сибири, несмотря на все трудности они, герои 1825 года, продолжали писать стихи, дискутировать о жизни и о свободе… (Краткие сведения о деятельности декабристов в Казахстане, их жизни в Сибири) «Литературовед» 1. Пушкин был певцом декабристских идей. В разговоре с царем Николаем I на вопрос: «Пушкин принял бы ты участие в 14 декабря, если бы был в Петербурге?», поэт ответил: «Непременно, государь! Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь мое отсутствие спасло меня, за что я благодарю бога». «Литературовед» 2. (Анализ стихотворения «В Сибирь»). Поэт остался верен идеям декабризма. Его муза была свободной, честной, правдивой. «Литературовед» 3. (Анализ стихотворения «К Чаадаеву») «Литературовед» 4. (Анализ стихотворения «Арион»). Пушкин до конца дней не забывал друзей – декабристов и больше того продолжал их идеалы. О крушении восстания декабристов, о своей и их судьбе Пушкин аллегорически рассказал в стихотворении «Арион». «Литературовед» 5. Пушкин восхищался героизмом жен сибирских изгнанников стремившихся добровольно разделить с ними их каторжную жизнь. Он был полон искреннего восторга перед гражданским подвигом замечательных русских женщин (Освещение судьбы З. Волконской, А. Муравьевой, Е. Трубецкой) «Литературовед» 6, «Историк» 6. «История повторяется» - сравнить судьбу жен репрессированных поэтов, писателей и политических деятелей Казахстана 20 в. и гражданский подвиг жен декабристов. «Артисты» 1 - 4 1. Чтение стихотворений «Вольность» (ода), «В Сибирь», «К Чаадаеву». Выделяется основная тема стихотворений. 2. Чтение стихотворения «Арион». Раскрывается история создания стихотворения. В. Итог работы групп - «Трехчастный дневник» (заполнить индивидуально, по желанию озвучить) Мои впечатления, ощущения, после проведения рабочих моментов урока. Письмо А. С. Пушкину Письмо декабристам П. Пестелю, К. Рылееву, женам декабристов Г. Викторина. Из какого стихотворения? 1. «Буря мглою небо кроет Вихри нежные крутя». 2. «Мы вольные птицы: пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где сияют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер … да я!» 3.«А я - беспечный веры воин, - Пловцам я пел.. Вдруг лоно волн…» 4. «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…» Экспресс - интервью 1. Как рождалось стихотворение "В Сибирь"? 2.Где оно впервые было прочитано и кто передал это послание декабристам? 3. О чем говорил декабрист П. Пестель накануне казни? 4. Какова судьба декабристов? 5. В чем состоит гражданский подвиг жен декабристов? 6. Какую главную идею пронесли декабристы и А. С. Пушкин через всю жизнь? Д. Подведение итогов урока. Рефлексия. Перед этими патриотами благоговевали честные современники, с уважением склоняют сегодня головы потомки. «Оценочный лист» (от 0 до 3 баллов) Критерии Количество баллов Рекомендации 1. Новизна материала 2. Ораторское искусство 3.Моральное удовлетворение 4. Актуальность проблемы 5. Мое личное участие Приложение 1 «Артисты» «Арион» (1827) - это стихотворение было написано после разгрома восстания декабристов. Говорить о них было далеко не безопасно для поэта, который сам недавно находился в политической ссылке. На память о друзьях - декабристах была жива, а желание выразить верность их идеалам столь велика, что Пушкин посвящает им новое стихотворение, избрав на этот раз форму аллегории (иносказание) Сначала объясняет имя «Арион». «Арион» - мотив древнегреческой легенды об Арионе – поэте, музыканте 6-7 в. до н.э. Арион плыл с большими богатствами из Италии в Коринор. Корабельщики хотели его убить, чтобы завладеть его сокровищами. Арион попросил разрешения перед смертью спеть свою последнюю песню. Окончив песню он бросился в море, но зачарованный его пением дельфин подхватил Ариона на спину и вынес на берег. «Арион» - небольшое по объему произведение. Но поэт сумел сказать в нем очень многое "Нас было много на челке, " - пишет он. Слово «нас» указывает на то, что поэт перечисляет себя к пловцам. Бурные события не сломали певца. "Я гимны прежние пою!" - бесстрашно заявляет он. Какие! Вероятно те же гимны, посвященные свободе, о которых он писал еще стихотворении "К Чаадаеву" («свободою горим»). Приложение 2 Декабристы в Казахстане. Декабристы были сосланы не только в Сибирь, но и в Казахстан. В Северо - Казахстанском областном архиве находится статья, посвященная столетию восстания на Сенатской площади. Рассказывая о судьбе ссыльных декабристов, автор в числе городов, в которых они находились, называет и Петропавловск. Здесь отбывали наказание Кожевников, Голицын, Ланко, Цебриков и другие разжалованные гвардейские офицеры. Были ссыльные и в других местах Казахстана. В 1829 году из Якутсткой области в Бухтарлинскую крепость был переведен М. Муравьев - Апостол. В Омске на поселение жил участник движения декабристов магистр этико - политических наук С. М. Семенов, Это был широко образованный человек. Когда в город приехал известный немецкий ученый, А. Гумбольдт, то Западно - Сибирский губернатор поручил ссыльному декабристу отправиться с ним по Иртышу, чтобы давать пояснения о природе, истории и этнографии края. Видимо, Семенов дал очень ценные сведения, так как, возвращаясь в Германию, Гумбольдт в беседе с Николаем I, дал похвальный отзыв о Семенове как ученом. Перелистывая эти страницы истории, убеждаешься, что она общая для всех людей живущих на земле. Приложение 3 В.И. Ленин «Памяти Герцена». «…мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури»- звал их Герцен…» Источник: http://Литература 1. Лобикова И. М. Пушкин и декабристы. М., Просвещение, 1980, с. 5-9, 12-18, 43-58. 2. Пушкин А. С. Избранн | |
Просмотров: 2100 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|