Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Учимся думать вместе с Красной Шапочкой
Методика развития творческого мышления на уроках русского языка в школах с казахским языком обучения
Г. Мадиева, к.п.н., заместитель директора ГУ школы № 124 г.Алматы
Особое место в системе воспитания занимает развитие творческого мышления учащихся, формирование умений логически обосновывать суждения, аргументировать свою точку зрения, пользоваться анализом и синтезом, индукцией и дедукцией. Эти умения начинают формироваться еще в начальных классах. Все компоненты и структурные элементы уроков русского языка позволяют в той или иной мере активизировать мыслительную деятельность учащихся. Большое внимание на уроках русского языка и литературы я уделяю организации самостоятельной работы, так как, прежде всего, выработке навыков самостоятельной работы учащихся способствует кабинетная система обучения. В кабинете русского языка и литературы нашей школы есть все, что необходимо для творческой и самостоятельной работы учащихся: схемы, таблицы, различные пособия, портреты писателей, наглядный, дидактический и раздаточный материал, интерактивная доска, телевизор, видеоаппаратура, что, несомненно, имеет огромное значение в обучении наших учащихся, привитии им самостоятельности и выявлении творческого потенциала. Главное - сделать кабинет настоящей лабораторией, способствующей научной организации труда учителя и учащихся. Все, что есть – к услугам учащихся – ассистентов для оперативного поиска необходимого материала. Так что преимущества кабинетной системы обучения очевидны. В школе есть Интернет, где школьники могут находить интересующие их материалы. Они смотрят фильмы, слушают музыку, работают с электронными учебниками, делают презентации по различным темам, работают с книгами, ищут и находят ответы на интересующие их вопросы. Словом, учатся самостоятельно добывать знания, учатся учиться. Способность к анализу и синтезу развивается при систематизации и классификации явлений лексики, грамматики, орфографии и других аспектов языка, а также при выполнении различных упражнений на формирование частноречевых умений и навыков. В классификации методов обучения нужно исходить из задач обучения русскому языку в казахской школе. Важнейшая из которых – обеспечение высокого уровня подготовки школьников, умеющих самостоятельно ориентироваться в национально-речевой ситуации и свободно владеющих русской речью, культурой межнационального общения. Поэтому основанием методов обучения должен быть выбор языкового материала (его характер, уровень мыслительной работы с ним). Можно наметить различные этапы этой работы учащихся с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами – по степени усложнения деятельности учащихся: работа с готовыми текстами, предложениями, словосочетаниями, словами, изменение их, создание самими учащимися. Таким образом, уровень сложности работы с языковым материалом – лингвометодический критерий построения системы методов обучения русскому языку. Деятельность учащихся может быть рассмотрена с точки зрения (дидактический критерий): от работ по образцу уровней проявления самостоятельности мышления к частично-поисковым и поисковым. Характер предлагаемого учащимся языкового материала уже обусловливает определенный уровень мыслительной работы с ним. В процессе обучения деятельность учителя и деятельность учащегося тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие навыков самостоятельной работы над словами русского языка в национальной школе – процесс длительный и сложный. Методика работы на разных периодах обучения самостоятельной работе различна, так как сама словарная работа проходит при различных обстоятельствах: русское слово обозначает новое для ученика понятие; понятие, обозначаемое русским словом, известно ученику, но на родном языке; новое русское слово может не совпадать по значению с казахским словом (может обозначать более узкое или более широкое понятие); часто встречается несовпадение объема значений многозначных русских и казахских слов. Большое значение в национальной школе имеют вопросы развития навыков самостоятельной работы в процессе усвоения новых слов. Главным источником обогащения русского словаря учащихся-казахов являются лексика учителя, чтение и разбор художественного произведения в классе, беседа на уроке, специальные словарные упражнения, занятия по грамматике, речевая практика учащихся, внеклассные мероприятия, слушание аудио-и-телевизионных передач, просмотр кинофильмов, использование средств массовой информации и т.д… Положительный результат дает система карточек, которая экономит время, оживляет урок, заставляет учащихся активно включаться в работу класса, облегчает усвоение учебного материала, а главное – повышает интерес к предмету и благодаря занимательной форме подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. В 9-10 классах на уроках русского языка в целях патриотического воспитания использовались, например, карточки, составленные по теме «Эстетика и военно-патриотическое воспитание учащихся». В активный словарь учеников вводятся такие слова как благородство, порядочность, дисциплина, точность, верность слову, выдержка, стоять на страже, защитник Родины, бдительность и т.д. Карточка № 1 Прочитай предложение. Объясни расстановку знаков препинания. «Как-то уже повелось, - писал генерал армии С.М.Штеменко, - что, говоря о людях интеллектуального труда, имеют в виду работников искусства, литературы, реже техников и почти никогда военных. Между тем, военное дело тоже требует и творческого вдохновения, и высокоразвитого интеллекта». Объясни правописание слов: как-то, повелось, творческого, высокоразвитого. Например, такие образцы карточек: Карточка № 2 Прочитай предложения. Используя слова, данные в скобках, составь предложения с прямой речью. «Военное искусство есть такое же искусство, как живопись, архитектура» (военный писатель А.Топорков). «Искусство воздушного боя не менее тонкое, чем скажем, труд художника» (дважды герой Советского Союза А.Ворожейкин). Таким образом, на уроке осуществляется нравственное воспитание, развивается мыслительная деятельность учащихся, осуществляется принцип развивающего обучения… Под творческим использованием подразумевается применение их в новой ситуации. Эта новая ситуация возникает в связи с тем, что учащиеся сами создают тексты, предложения, словосочетания, образуют слова (по моделям). Применение метода обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений и т.д. предполагает частично-поисковую и поисковую деятельность учащихся. Приемами этого метода являются, например, свободный диктант, изложение, сочинение; конструирование предложений, составление словосочетаний по определенной модели, с определенными словами; подготовка отзыва о литературном произведении, просмотренном спектакле и т.п.; составление заметки в стенгазету, реферата, тезисов, конспекта. Например: В карточке № 3 дается текст о городе Алматы и его достопримечательностях, одной из которых является памятник Абаю. Задания к тексту: 1.Прочитайте предложения, соблюдая интонацию перечисления, расставьте недостающие знаки препинания. 2. Напишите об одном из знакомых вам памятников. Другой пример (карточка № 4 ): Учащийся знакомится с текстом о творчестве известных казахских писателей, поэтов, композиторов (Жамбыл, Б.Майлин, Г.Мусрепов, С.Муканов и др.). Предлагаются такие задания: 1. Прочитайте предложения, выделите собственные имена существительные. 2. Напишите сочинение об одном из замечательных сынов казахского народа и мн.др. Конструирование предложений, словосочетаний, образование слов связано с частичным поиском, поскольку известные модели и схемы оказывают практическую помощь в этих случаях, хотя подбор языкового материала предполагает поисковую деятельность. Как видим, эта умственная работа стимулируется соответствующими заданиями: выделить, выявить, сгруппировать, распределить по разрядам (аналитические действия); объединить, дополнить, составить (синтетические действия). Среди приемов рассматриваемого метода можно отметить специально сконструированные задания с целью организации поисковой деятельности учащихся: это так называемые задания поискового характера, включающие проблемные задачи и задания частично-поискового характера. Это такой вид заданий, при выполнении которых учащиеся без непосредственного участия учителя (проблемные задачи) или при некоторой его подсказке (задания частично-поискового характера) открывают новые знания и способы их добывания. Большую возможность в проведении письменных работ различного характера дают уроки русской литературы. Это: выписывание слов и выражений, подлежащих активному усвоению, запись загадок, пословиц, поговорок, метких выражений, подбор и запись синонимов, антонимов, письменные ответы на вопросы, составление плана, письмо по памяти, озаглавливание иллюстраций, перевод, изложения, сочинения и т.д. Интересным в плане развития коммуникативных навыков (чтение, разговор с использованием фразеологизмов) может получиться урок по теме «Ш. Перро. Сказка «Красная шапочка». В процессе обучения развиваются и творческое мышление, и языковые способности детей. После предварительной работы по содержанию сказки учащимся раздаются конверты, в каждом из которых по 10 фразеологических единиц и переводов-эквивалентов фразеологизмов на русском языке. Например: ломать голову, бежать со всех ног, зуб на зуб не попадает, в рот воды набрать, унести ноги, язык проглотить и др. Задача для учащихся: не отходя от общего содержания сказки, составить небольшие этюды с использованием фразеологизмов. В методике преподавания русского языка огромно внимание к такому прогрессивному направлению, как проблемное обучение. Его цель – привитие учащимся исследовательских навыков, умения самостоятельно добывать новые знания, раскрывать закономерности между явлениями, делать своего рода самостоятельные «открытия». Развитие мыслительных способностей учащихся органически связано с повышением уровня знаний, с формированием мировоззрения, нравственных убеждений. Учителя хорошо понимают, почему сейчас возрастает удельный вес самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и какой должна быть ее идейная направленность: готовить молодежь к активному, творческому труду. В процессе обучения необходимо применять такие методические приемы, которые позволяют максимально активизировать мысль ученика, побуждают его самостоятельно объяснять, оценивать явления природы и общественной жизни, то есть решать те или иные учебные проблемы. Использование на уроках приемов проблемного изложения новых знаний, создание проблемных ситуаций и решение школьниками посильных учебных задач повышает эффективность учебного процесса: изучаемый материал лучше запоминается, развиваются творческие способности, повышается интерес к предмету. В формировании мировоззрения школьников серьезную роль играют периодическая печать, радио, телевидение, кино, так как они органически вошли в нашу повседневную жизнь. Но основной задачей учителя при использовании средств массовой информации для развития учащихся является выработка сознательного отношения к восприятию огромного потока информации. И какие бы мы методы ни применяли в процессе обучения, главным должен быть результат, при котором учащиеся овладели бы необходимыми знаниями, умениями и навыками, достигли бы определенного уровня знаний, овладели бы русской разговорной речью, стали бы грамотными в широком смысле слова.
"Учитель Алматы", № 4, 2008 г.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2009-04-13)
Просмотров: 2412 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru