Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

"Психологические основы формирования семейных взаимоотношений между родителями и детьми."
« Человек задаёт вопросы
и получает на них ответы.
Он ощущает себя единым
Со всем миром.
Общение становится
Учителем,
Но главным учителем
Остаётся
Сам человек.»
Развитие личности получает своё начало в семье, семья и в дальнейшем остаётся исключительно важной средой формирования основных качеств личности человека. В современном обществе произошли кардинальные изменения во взглядах на семью. В нашей стране люди видят в семье, прежде всего залог духовного взаимопонимания и единства близких людей, источник психологической защищенности и позитивных эмоции интимного характера, необходимую составляющую смысла человеческой жизни. Деятельность всех членов семьи представляет собой разнообразные формы взаимодействия и взаимоотношений в различных сферах семейной жизни; хозяйственно- бытовой, нравственно-воспитательной, вызывая необходимость семейного распределения обязанностей.
Эта внутрисемейная совместная деятельность опосредствует взаимоотношения членов семьи- взрослых и детей. Если эта деятельность отсутствует, или она в большей или меньшей степени ослаблена, то семейные отношения оказываются существенно деформированными, что неизбежно сказывается на развитии личности детей.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются, основы личности ребенка и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался, как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит их к появлению комплекса неполноценности.
Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает пaпaм и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья ..
Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество.
Одна из наиболее частных причин обращения к психологу сегодня - это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей.
Многочисленные исследования показывают, сколь важна роль семьи, взаимоотношений родителей и детей. Так, например, В. Сатир считает: «Ребёнок изначально не может быть плохим. Если ре6ёнок ведёт себя плохо, это означает, что между родителями и ребёнком возникло недопонимание. Каждый ре6ёнок приходит в мир, не имея ни малейшего представления, ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребёнок учится, общаясь с людьми, в первую очередь со своими родителями.
« Проблемные», « трудные», «непослушные» и « невозможные» дети, так же как дети, « с комплексами», « забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».
От уровня общей и психолого- педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ре6ёнку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому, многие трудности ребёнка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребёнку, мы разрешаем его проблему.
У каждого из нас есть масса примеров, когда у вполне обеспеченных родителей вырастал невыносимый ребёнок, терроризирующий всех вокруг. И даже в полной - неполной семье. Мы знаем много матерей- одиночек, у которых прекрасные сыновья и дочери, не имеющие никаких серьёзных проблем в подростковом периоде. И так, в каких же семьях появляются « Трудные» подростки? Пожалуй, наиболее распространённая сегодня модель отношений- отчуждённое безразличие. Кормят, поят, одевают, но эмоциональный голод этим не утолишь. Ребёнок должен чувствовать, что он нужен, незаменим именно такой какой он есть.
И вот тут, мне кажется, есть ещё один ключевой момент, на который обычно, говоря о трудном подростковом возрасте, внимания не обращают на возраст самих родителей. Переходный возраст, тоже возраст риска. Ребёнок становится подростком, когда вам перевалит за тридцать, тридцать пять. Позади пелёнки, бессонные ночи с малышом, позади даже первые классы, когда боишься оставить одного дома, проверяешь дневники и тетрадки ... Теперь свободны. И можно подумать о себе, о карьере, работе. Именно в этот период, когда кажется, что мы чуть-чуть освободились от детей, мы более всего им необходимы.
Уставшие от отчуждения, холодных отношений в ceмье, подростки иногда бессознательно провоцируют конфликт. Ребята не просто испытывают дефицит общения, они не умеют разговаривать. Они путаются в «ну», «супер», «типа», « конкретно», и этих последних достижений языкознания явно не хватает для ответа на вопрос: « Что с тобой?» А он необходим. Даже не нам. Им необходим. « Провокация конфликта» - это элементарное стремление подростка вызвать родителей на разговор.
Психологическая помощь- один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребёнок испытывает разочарование и склонен к различным пpocтyпкам.
Психологическая помощь- это процесс:
- в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает ребёнку проверить в себя в свои способности;
- Который помогает ребёнку избежать ошибок;
- Который поддерживает ребёнка при неудачах.
Для того чтобы научится поддерживать ребёнка, родителям, возможно, придётся изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведение ребёнка, взрослому придётся сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Поддерживать ребёнка- значит верить в него. Вербально и не вербально родитель сообщает ребёнку, что верит в его силы и способности. Ребёнок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда когда ему хорошо.
Взрослые должны научится, помогая ребёнку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию.
По мнению многих психологов, такими силами являются:
1. Завышенное требования родителей
2. Соперничество братьев и сестёр.
3. . Чрезмерные амбиции ребёнка.
Необходимо показать ребёнку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ре6ёнка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п
- Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя ошибки, ты тоже учишься.
Для того чтобы показать веру в ребёнка, взрослый должен сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах ребёнка;
-помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- позволить ребёнку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Поддерживать ребёнка можно по средствам:
Отдельных слов ( красиво, прекрасно, « Я горжусь тобой»)
Прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; приблизить своё лицо к его лицу, обнять его)
Совместных действий, физического соучастия ( сидеть, стоять рядом, мягко вести его, играть с ним)
Выражения лица ( улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Цель психологов помочь ceмьe, посмотреть на своих детей с другой стороны, помочь вникнуть в проблемы детей с помощью совместных усилий преодолеть все трудности.
Ведь это же мы его родили, и значит в ответе за него.
Дети, которых критикуют, учатся осуждать
Дети, окружённые враждебным отношением, учатся агрессии.
Дети, живущие в страхе, становятся пугливыми.
Дети, узнавшие жалость, учатся состраданию.
Дети, над которыми смеялись, учатся застенчивости
Дети, окружённые завистью, становятся завистливыми
Дети, которых часто стыдят, вырастают с ощущением вины
Дети, которых поддерживают, учатся верить в себя
Дети, узнавшие похвалу, учатся благодарности
Дети, к которым относятся снисходительно, учатся терпению.
Дети, которых одобряют, учатся любить.
Дети, окружённые пониманием, учатся любить себя.
Дети, которые снискали признание, будут всегда верно определять цель.
Дети, которые живут в семье, где надо делится чем-то с остальными, учатся щедрости.
Дети, которые видят честные поступки, учатся справедливости.
Дети, живущие с ощущением безопасности, учатся доверять другим.
Дети, окружённые любовью и дружбой, учатся радоваться жизни.

Литература:
1. Психология в Казахстанской школе – журнал 2011г
2. Педагогия П.И. Педкасистого 2006г
3. Психологическое консультирование Р.С. Немов 2007г
4. Общая психология 2006г
5. Абрамова Г.С. – Возрастная психология. 2006г
Категория: Школьный психолог | Добавил: Июль (2014-01-16) | Автор: Людмила E
Просмотров: 1358 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 3:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru