Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
« Человек задаёт вопросы и получает на них ответы. Он ощущает себя единым Со всем миром. Общение становится Учителем, Но главным учителем Остаётся Сам человек.» Развитие личности получает своё начало в семье, семья и в дальнейшем остаётся исключительно важной средой формирования основных качеств личности человека. В современном обществе произошли кардинальные изменения во взглядах на семью. В нашей стране люди видят в семье, прежде всего залог духовного взаимопонимания и единства близких людей, источник психологической защищенности и позитивных эмоции интимного характера, необходимую составляющую смысла человеческой жизни. Деятельность всех членов семьи представляет собой разнообразные формы взаимодействия и взаимоотношений в различных сферах семейной жизни; хозяйственно- бытовой, нравственно-воспитательной, вызывая необходимость семейного распределения обязанностей. Эта внутрисемейная совместная деятельность опосредствует взаимоотношения членов семьи- взрослых и детей. Если эта деятельность отсутствует, или она в большей или меньшей степени ослаблена, то семейные отношения оказываются существенно деформированными, что неизбежно сказывается на развитии личности детей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются, основы личности ребенка и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался, как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит их к появлению комплекса неполноценности. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает пaпaм и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья .. Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Одна из наиболее частных причин обращения к психологу сегодня - это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей. Многочисленные исследования показывают, сколь важна роль семьи, взаимоотношений родителей и детей. Так, например, В. Сатир считает: «Ребёнок изначально не может быть плохим. Если ре6ёнок ведёт себя плохо, это означает, что между родителями и ребёнком возникло недопонимание. Каждый ре6ёнок приходит в мир, не имея ни малейшего представления, ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребёнок учится, общаясь с людьми, в первую очередь со своими родителями. « Проблемные», « трудные», «непослушные» и « невозможные» дети, так же как дети, « с комплексами», « забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье». От уровня общей и психолого- педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ре6ёнку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому, многие трудности ребёнка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребёнку, мы разрешаем его проблему. У каждого из нас есть масса примеров, когда у вполне обеспеченных родителей вырастал невыносимый ребёнок, терроризирующий всех вокруг. И даже в полной - неполной семье. Мы знаем много матерей- одиночек, у которых прекрасные сыновья и дочери, не имеющие никаких серьёзных проблем в подростковом периоде. И так, в каких же семьях появляются « Трудные» подростки? Пожалуй, наиболее распространённая сегодня модель отношений- отчуждённое безразличие. Кормят, поят, одевают, но эмоциональный голод этим не утолишь. Ребёнок должен чувствовать, что он нужен, незаменим именно такой какой он есть. И вот тут, мне кажется, есть ещё один ключевой момент, на который обычно, говоря о трудном подростковом возрасте, внимания не обращают на возраст самих родителей. Переходный возраст, тоже возраст риска. Ребёнок становится подростком, когда вам перевалит за тридцать, тридцать пять. Позади пелёнки, бессонные ночи с малышом, позади даже первые классы, когда боишься оставить одного дома, проверяешь дневники и тетрадки ... Теперь свободны. И можно подумать о себе, о карьере, работе. Именно в этот период, когда кажется, что мы чуть-чуть освободились от детей, мы более всего им необходимы. Уставшие от отчуждения, холодных отношений в ceмье, подростки иногда бессознательно провоцируют конфликт. Ребята не просто испытывают дефицит общения, они не умеют разговаривать. Они путаются в «ну», «супер», «типа», « конкретно», и этих последних достижений языкознания явно не хватает для ответа на вопрос: « Что с тобой?» А он необходим. Даже не нам. Им необходим. « Провокация конфликта» - это элементарное стремление подростка вызвать родителей на разговор. Психологическая помощь- один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребёнок испытывает разочарование и склонен к различным пpocтyпкам. Психологическая помощь- это процесс: - в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки; - который помогает ребёнку проверить в себя в свои способности; - Который помогает ребёнку избежать ошибок; - Который поддерживает ребёнка при неудачах. Для того чтобы научится поддерживать ребёнка, родителям, возможно, придётся изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведение ребёнка, взрослому придётся сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Поддерживать ребёнка- значит верить в него. Вербально и не вербально родитель сообщает ребёнку, что верит в его силы и способности. Ребёнок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда когда ему хорошо. Взрослые должны научится, помогая ребёнку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются: 1. Завышенное требования родителей 2. Соперничество братьев и сестёр. 3. . Чрезмерные амбиции ребёнка. Необходимо показать ребёнку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ре6ёнка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п - Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя ошибки, ты тоже учишься. Для того чтобы показать веру в ребёнка, взрослый должен сделать следующее: - забыть о прошлых неудачах ребёнка; -помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; - позволить ребёнку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха; - помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Поддерживать ребёнка можно по средствам: Отдельных слов ( красиво, прекрасно, « Я горжусь тобой») Прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; приблизить своё лицо к его лицу, обнять его) Совместных действий, физического соучастия ( сидеть, стоять рядом, мягко вести его, играть с ним) Выражения лица ( улыбка, подмигивание, кивок, смех). Цель психологов помочь ceмьe, посмотреть на своих детей с другой стороны, помочь вникнуть в проблемы детей с помощью совместных усилий преодолеть все трудности. Ведь это же мы его родили, и значит в ответе за него. Дети, которых критикуют, учатся осуждать Дети, окружённые враждебным отношением, учатся агрессии. Дети, живущие в страхе, становятся пугливыми. Дети, узнавшие жалость, учатся состраданию. Дети, над которыми смеялись, учатся застенчивости Дети, окружённые завистью, становятся завистливыми Дети, которых часто стыдят, вырастают с ощущением вины Дети, которых поддерживают, учатся верить в себя Дети, узнавшие похвалу, учатся благодарности Дети, к которым относятся снисходительно, учатся терпению. Дети, которых одобряют, учатся любить. Дети, окружённые пониманием, учатся любить себя. Дети, которые снискали признание, будут всегда верно определять цель. Дети, которые живут в семье, где надо делится чем-то с остальными, учатся щедрости. Дети, которые видят честные поступки, учатся справедливости. Дети, живущие с ощущением безопасности, учатся доверять другим. Дети, окружённые любовью и дружбой, учатся радоваться жизни. Литература: 1. Психология в Казахстанской школе – журнал 2011г 2. Педагогия П.И. Педкасистого 2006г 3. Психологическое консультирование Р.С. Немов 2007г 4. Общая психология 2006г 5. Абрамова Г.С. – Возрастная психология. 2006г | |
Просмотров: 1358 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|