Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Пауль О.М. педагог-психолог КГУ ОШ № 6 г.Шахтинск Программа факультативного курса «Профессиональное самоопределение» для учащихся старших классов (9-11) общеобразовательной школы Понятие «предпрофильная подготовка» - деятельность педагога по формированию готовности учащихся старших классов основной школы к выбору направления будущего обучения или профессиональной сферы. Цель предпрофильной подготовки – формирование у школьников готовности к осознанному выбору конкретного места и формы продолжения образования для приобретения профессии. Предпрофильнаяя подготовка, как и профильное обучение, - слагаемые профориентационной работы, цель которой – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии. И профильная ориентация и предшествующая ей профильная подготовка – составляющие одного процесса – профессионального самоопределения личности в выборе способа дальнейшего образования и профессиональной деятельности. Стремление большинства родителей помочь юношам и девушкам в профессиональном самоопределении, нахождении своего места в жизни приводит к формированию реального массового запроса на коллективную и индивидуальную работу педагога-психолога с учащимися. Этим и обусловлена актуальность разработки данной программы. Целью курса «Профессиональное самоопределение» является сформировать у школьников основы личностного и профессионального самоопределения как средства проектирования личной перспективы, включающей осознанный выбор профессии. Данная программа спецкурса составлена на основе учебного курса "Профессиональное самоопределение" под ред. Т.П.Стекольникова, Алматы 2011, центр альтернативного образования «Достижения молодых», рекомендованного Министерством образования и науки Республики Казахстан. Работа по данному курсу направлена на информирование учащихся о мире профессий, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии, на формирование у школьников готовности к осуществлению осознанного выбора профессии. В последние годы все меньше девятиклассников идут в десятый класс, предпочитая учиться в колледжах или профессиональных лицеях. Мотив этого предпочтения ясен: зачем с риском для психического здоровья учиться в профильной школе, не имея реальной перспективы набрать баллы для поступления в вуз, когда можно пойти в колледж и получить то же среднее образование, а вдобавок приобрести профессию, причем за гораздо меньшие деньги. Но продиктованный, казалось бы, здравым смыслом шаг часто оборачивается разочарованием: профессия не нравится, не подходит, зря потрачены время и деньги. Учащиеся основной и старшей школы ошибаются в выборе профессии, и поэтому многие из выпускников колледжей и вузов не работают по полученной специальности. Правильный выбор профессии – не только важнейшее условие жизненной успешности личности, но и определяющий фактор развития общества. Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, уметь принимать решения и нести за них ответственность. Традиционные разработки, ориентированные в основном на трансляцию знаний, устарели, а современные, основанные на активных методиках, профориентационные программно-методические материалы по технологии выбора профиля обучения, вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы, профессионального самоопределения отсутствуют. Курс «Профессиональное самоопределение» восполнит пробел в образовательном пространстве и возможен для использования как дополнительный источник знаний учащихся, способствующий их профориентации. В практике нашей школы мы очень часто сталкиваемся с трудностями, которые испытывают старшеклассники в ситуациях выбора профессиональных предпочтений. Для решения этих проблем существует объективная необходимость введения данного спецкурса в обучение детей в КГУ ОШ № 6 г. Шахтинска. Курс «Профессиональное самоопределение» окажет содействие в решении некоторых образовательных задач, а именно поможет сформировать у школьников нравственные и социальные ценности, способствовать формированию стремления к самопознанию; адекватной самооценки и уровню притязаний. «Профессиональное самоопределение» окажет содействие в заинтересованности в саморазвитии; в формировании оптимистического отношения к своему профессиональному будущему. У школьников активизируется поиск собственного пути к освоению профессии; формированию мотива выбора профессии, основ профессионального выбора, готовности к нему и ответственности за свой выбор. Методики, использованные в материалах курса, дают возможность исследовать индивидуальные психологические особенности учеников и установить соответствие этих качеств избираемой профессии. Профессиональное самоопределение – самоориентирование, одновременно и механизм развития личности, и результат этого развития, понятие более конкретное, нежели личностное самоопределение, часть жизненного самоопределения, поиск и нахождение смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. В ходе работы над «Профессиональным самоопределением» школьники формируют представление о себе и координируют это представление с требованиями выбираемой профессии, очерчивают возможные проблемы и продумывают шаги для их решения, приходя, таким образом, к пониманию ответственности за свой профессиональный выбор и готовности самостоятельно принимать решение по планированию жизненных перспектив. Трудности профессионального самоопределения подростков во многом связаны с их возрастными особенностями. Поэтому важно научить подростков не только выявлять свои недостатки, но и уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своего характера. Низкий уровень самосознания подростков, неадекватная самооценка, эмоциональная неустойчивость, препятствующие самоопределению, требуют от педагогов дополнительных усилий, поэтому в материалах курса много внимания отводится коррекции возрастных проявлений и формированию таких качеств личности, как толерантность, коммуникативные способности, интерес к процессу и результатам труда, потребность в профессиональном и личностном росте, стремление к самостоятельному мышлению, самообразованию. Материал курса, вызывающий познавательный интерес учащихся, содержит сведения, которых нет в базовых программах. Курс составлен на основе изучения ведущих работ по самоопределению подростков. Основной критерий отбора материала – максимальное соответствие информации и методик целям и задачам курса, а также возрастным особенностям подростков. Один из базовых принципов курса – использование активных методик. Игры, моделирующие и развивающие упражнения, работа в группах, проектная деятельность создают условия, необходимый для формирования навыков самопознания. Психодиагностические материалы подобраны с учетом принципа дублирования тестов, предполагающего использование нескольких методик разного типа при решении одной диагностической задачи, что повышает реальность прогноза и позволяет в дальнейшем сузить поле выбора профессии. Завершив изучение курса, учащиеся ориентируются в мире профессий, оперируют понятиями профпригодность, профессиограмма, профвредности, умеют дифференцировать понятия профессия, специальность, должность. Трудности профессионального самоопределения подростков во многом связаны с их возрастными особенностями. Поэтому важно научить подростков не только выявлять свои недостатки, но и уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своего характера. Низкий уровень самосознания подростков, неадекватная самооценка, эмоциональная неустойчивость, препятствующие самоопределению, требуют от педагогов дополнительных усилий. Поэтому в материалах курса много внимания отводится коррекции возрастных проявлений и формированию таких качеств личности, как толерантность, коммуникативные способности, интерес к процессу и результатам труда, потребность в профессиональном и личностном росте, стремление к самостоятельному мышлению, самообразованию. Критерии владения основами профессионального самоопределения диагностируются с помощью различных психодиагностических методик, основными из которых являются наблюдение, самонаблюдение, самоанализ, а также карта интересов Голомштока А.Е, «Опросник профессиональных склонностей» Л.А.Йовайши, тест Дж.Холланда, методика определения самооценки и т.д. Доказательством эффективности усвоения содержания курса может служить сформированность у школьников способности к осознанному выбору профессии. Методики, использованные в материалах курса, дают возможность школьникам исследовать индивидуальные психологические особенности и установить соответствие этих качеств избираемой профессии. У учащихся формируется целостный познавательный стиль, поисковая активность, навыки анализа и синтеза, способность к рефлексии, самопознанию и постановке задач собственного развития. Позитивное отношение человека к окружающему миру, осознание уникальности и ценности человеческой жизни, ее смысла, а также своего места в системе общественных отношений. Ряд личностных характеристик (открытость, адекватная самооценка, инициативность, ответственность за профессиональный выбор). Ряд социальных навыков (умение выражать свои чувства в социально-приемлемой форме, слушать и высказывать свое мнение, навыки творческого управления, навыки самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта и т.д.), а также желание применять эти навыки. Психология – это одна из наук, специфичных по своей направленности. Объектом ее изучения является человек, стоящий «в центре» всех наук и дисциплин. Уже поэтому можно говорить о том, что данный психологический курс охватывает различные сферы жизнедеятельности человека. Таким образом, изучение курса «Профессиональное самоопределение» – это еще одна возможность развития человеческих возможностей и способностей. Цель курса «Профессиональное самоопределение» - формирование у школьников основ личностного и профессионального самоопределения как средства проектирования личной перспективы, включающей осознанный выбор профессии. Задачи курса: Формирование у школьников нравственных и социальных ценностей, формирование стремления к самопознанию; Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний; Исследование психических свойств и психических процессов учащихся (темперамента, интересов, способностей, типа мышления и т.д.); Формирование заинтересованности в саморазвитии; Активизация поисков собственного пути к освоению профессии; Формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему; Формирование мотива выбора профессии, основ профессионального выбора, готовности к нему и ответственности за свой выбор. Концептуальные основы факультативного предмета. Теоретическая новизна: правильный выбор профессии – не только важнейшее условие жизненной успешности личности, но и определяющий фактор развития общества. Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, уметь принимать решения и нести за них ответственность. Традиционные разработки, ориентированные в основном на трансляцию знаний, устарели, а современные, основанные на активных методиках, профориентационные программно-методические материалы по технологии выбора профиля обучения, вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы, профессионального самоопределения отсутствуют. Практическая актуальность. В практике нашей школы мы очень часто сталкиваемся с трудностями, которые испытывают старшеклассники в ситуациях выбора профессиональных предпочтений. Для решения этих проблем существует объективная необходимость введения данного спецкурса в обучение детей в КГУ ОШ № 6 г. Шахтинска. Курс «Профессиональное самоопределение» восполнит пробел в образовательном пространстве и возможен для использования как дополнительный источник знаний учащихся, способствующий их профориентации. Формы работы: индивидуальная и групповая работа, метод беседы, методы самопознания (самодиагностики), метод обмена опытом, обучающие игры, ролевые игры, психогимнастика, наблюдение, самонаблюдение, опрос, психотехнические упражнения, рефлексия и т.д. Курс структурирован по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации. Принципы обучения: 1. принцип актуализации и расширения субъективного опыта; 2. принцип мотивационной готовности; 3. принцип опоры на возрастные потребности; 4. принцип учета возрастных особенностей; 5. принцип целостности материала; 6. принцип соответствия методам познания. Ожидаемый результат. Завершив изучение курса, учащиеся ориентируются в мире профессий, оперируют понятиями профпригодность, профессиограмма, профвредности, умеют дифференцировать понятия профессия, специальность, должность. Трудности профессионального самоопределения подростков во многом связаны с их возрастными особенностями. Поэтому важно научить подростков не только выявлять свои недостатки, но и уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своего характера. Низкий уровень самосознания подростков, неадекватная самооценка, эмоциональная неустойчивость, препятствующие самоопределению, требуют от педагогов дополнительных усилий. Поэтому в материалах курса много внимания отводится коррекции возрастных проявлений и формированию таких качеств личности, как толерантность, коммуникативные способности, интерес к процессу и результатам труда, потребность в профессиональном и личностном росте, стремление к самостоятельному мышлению, самообразованию. Требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся по окончании курса: Целостный познавательный стиль, поисковая активность, навыки анализа и синтеза, способность к рефлексии, самопознанию и постановке задач собственного развития. Позитивное отношение человека к окружающему миру, осознание уникальности и ценности человеческой жизни, ее смысла, а также своего места в системе общественных отношений. Ряд личностных характеристик (открытость, адекватная самооценка, инициативность, ответственность за профессиональный выбор). Ряд социальных навыков (умение выражать свои чувства в социально-приемлемой форме, слушать и высказывать свое мнение, навыки творческого управления, навыки самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта и т.д.), а также желание применять эти навыки. Критерии владения основами профессионального самоопределения диагностируются с помощью различных психодиагностических методик, основными из которых являются наблюдение, самонаблюдение, самоанализ, а также карта интересов Голомштока А.Е, «Опросник профессиональных склонностей» Л.А.Йовайши, тест Дж.Холланда, методика определения самооценки и т.д. Методики, использованные в материалах курса, дают возможность исследовать индивидуальные психологические особенности учеников и установить соответствие этих качеств избираемой профессии. Содержание курса. Данная программа спецкурса составлена на основе учебного курса "Профессиональное самоопределение" под ред. Т.П.Стекольникова, Алматы 2011, центр альтернативного образования «Достижения молодых», рекомендованного Министерством образования и науки Республики Казахстан. Работа по данному курсу направлена на информирование учащихся о мире профессий, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии, на формирование у школьников готовности к осуществлению осознанного выбора профессии. В ходе работы над «Профессиональным самоопределением» школьники формируют представление о себе и координируют это представление с требованиями выбираемой профессии, очерчивают возможные проблемы и продумывают шаги для их решения, приходя, таким образом, к пониманию ответственности за свой профессиональный выбор и готовности самостоятельно принимать решение по планированию жизненных перспектив. Материал курса, вызывающий познавательный интерес учащихся, содержит сведения, которых нет в базовых программах. Курс составлен на основе изучения ведущих работ по самоопределению подростков. Основной критерий отбора материала – максимальное соответствие информации и методик целям и задачам курса, а также возрастным особенностям подростков. Один из базовых принципов курса – использование активных методик. Игры, моделирующие и развивающие упражнения, работа в группах, проектная деятельность создают условия, необходимый для формирования навыков самопознания. Психодиагностические материалы подобраны с учетом принципа дублирования тестов, предполагающего использование нескольких методик разного типа при решении одной диагностической задачи, что повышает реальность прогноза и позволяет в дальнейшем сузить поле выбора профессии. Методическое обеспечение курса: Курс «Профессиональное самоопределение» рассчитан на 34 часа. Форма занятий – урок. Логика построения программы: Курс структурирован по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации. Логика определенного построения содержания спецкурса определена следующим. Первая часть курса включает, в основном, практический материал для установления уровня самооценки и самодиагностики способностей, психических свойств и психических процессов, а также задания и упражнения по развитию памяти, внимания, интеллекта. Вторая часть содержит, в основном, материал по диагностике профессиональных интересов и склонностей школьников, классификации профессий, определению профессионального типа личности, профессионально важных качеств. Предусмотрены задания по установлению профпригодности, медицинских ограничений, а также блок итоговых заданий по профессиональному самоопределению. Межпредметные связи: Психология – это одна из наук, специфичных по своей направленности. Объектом ее изучения является человек, стоящий «в центре» всех наук и дисциплин. Уже поэтому можно говорить о том, что данный психологический курс охватывает различные сферы жизнедеятельности человека и его межпредметные связи очевидны. В частности, возможно включение различных художественных произведений в занятия данного курса – связь с литературой, взаимосвязь поведения человека и профессии. Включение аспектов общения при различных видах профессиональной деятельности, понимание профессионального самоопределения в различных странах, в различные эпохи актуализирует знания из истории и географии. Таким образом, проработка межпредметных связей – это еще одна возможность развития курса «Профессиональное самоопределение». Учебно - тематическое планирование курса «Профессиональное самоопределение». Курс состоит из 34 часов из расчета 1 час в неделю. Курс рассчитан на 1 года обучения – старшие классы. № Название темы содержание Кол-во часов Часть 1 1 Введение Понятие профессионального самоопределения. Цели и задачи курса. Осведомленность и готовность. 1 2 Куда приводят мечты? Разнообразие жизненных целей. Стереотипы. Пути и средства достижения цели. Самоанализ. 1 3 Хочу. Могу. Надо. Профессия. Специальность. Должность. Вакансия. Сферы профессиональной деятельности. Схема «хочу», «могу», «надо» при выборе профессии. Личностные желания, интересы и склонности. Личностные возможности: уровень знаний, способности, состояние здоровья. Потребности рынка труда в кадрах. Условия правильного выбора. 2 4 Я. Снова Я. И опять Я! Личность. «Я» реальное и «Я» идеальное. Я-концепция. Неповторимость личности. Адекватная, заниженная, завышенная самооценка. Притязания. Формула успеха. 3 5 Что я знаю о себе? Способности. Тесты как инструмент самоисследования. Правила тестирования. Психология и психика. Способности. Вербальные способности. Аналитические способности. Способность к обобщению. Значение способностей в профессиональной деятельности. Работа с психодиагностическим материалом: диагностика способностей. 5 6 Что я знаю о себе? Память. Психические процессы. Ощущение, представление, восприятие. Память и ее виды. Способность к запоминанию. Условия развития памяти. Мнемонические правила. Ассоциации. Значение памяти для профессиональной деятельности. Работа с психодиагностическим материалом: диагностика оперативной и кратковременной памяти, осмысленности запоминания и избирательности памяти. 2 7 Что я знаю о себе? Внимание. Внимание. Взаимосвязь с другими психическими процессами. Распределение внимания. Значение внимания в профессиональной деятельности. Диагностика переключения и распределения внимания. 2 8 Что я знаю о себе? Воображение. Воображение и его необходимость в профессиональной деятельности. связь с другими психическими процессами. 1 9 Что я знаю о себе? Мышление и интеллект. Мышление и интеллект. Ум. Методы исследования интеллекта. Уровень интеллекта (коэффициент умственного развития. Тип мышления. Типы интеллекта. Интеллект-карты как метод структурирования информации. 2 10 Что я знаю о себе? Темперамент и характер. Тип нервной деятельности. Свойства нервной системы – уравновешенность, подвижность, темперамент. Сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Темперамент и профессия. Индивидуальный стиль деятельности. Характер. Проявление характера и профессия. Воля. Лидерство. Работа с психодиагностическим материалом: определение типа темперамента, определение слабых и сильных сторон характера. 2 Часть 2 11 Интерес. Интерес и его значение при выборе профессии. Редкие и распространенные профессии. 1 12 Классификация профессий. Разнообразие мира профессий. Принципы классификации профессий. Типология профессий. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Условия туда. Формула профессии. 1 13 Склонности и мотивы в выборе профессии. Определяющие факторы выбора профессии. Диагностика профессиональных склонностей. Способности творческие. Креативность как черта творческих профессий. Развитие способностей. 2 14 Профессиональный тип личности Тип личности как определяющий фактор в выборе профессии. Модель типа личности. Шкала Холланда. Предпринимательский тип личности и предпринимательские способности. Работа с психодиагностическим материалом: определение профессионального типа личности. 2 15 Профессионально важные качества. Значение профессионально важных качеств в профессиональном самоопределении. Способности и талант как профессионально важные качества. Одаренность. Левое и правое полушарие мозга и профессия. Специальные способности. Эмоции. Диагностика эмоций. Коммуникативные качества. Работа с психодиагностическим материалом: определение типа межполушарной асимметрии. 4 16 Как самочувствие? Профпригодность. Корреляция профессии и состояние здоровья занятого в ней человека. Здоровье и выбор профессии. Неблагоприятные производственные факторы. Ограничения при выборе профессии. Предпочтительный вид трудовой деятельности. 1 17 Я выбираю… Ошибки при выборе профессии. Профессиограмма. Самооценка индивидуальных возможностей. Карьера и профессиональный рост. Профессия и образование. Квалификация. Взаимосвязь образования, профессии, доходов. Выбор сферы деятельности и установление соответствия с имеющимися возможностями, способностями, интересами. 1 18 Творческий отчет-игра "Экзамен" Представление индивидуальных траекторий профессионального самоопределения. 1 ИТОГО 34 Глоссарий Абстрагирование - от лат. abstrahere - отвлекать - процесс мысленного отвлечения от конкретных предметов, явлений; умозрительное представление. Адекватный - от лат. adaequatus - приравненный, равный - соответствующий, верный, точный, соразмерный, согласующийся. Активность - основная характеристика личности, ее стремление расширить сферу своей деятельности. Вербальный - от лат. устный, словесный - имеющий отношение к речи, словам. Внимание - сосредоточенность сознания и направленность психической деятельности человека на определенные объекты. Воображение - это способность мысленно представлять себе образы, ощущения. Должность - служебное положение, место в каком-либо учреждении, на предприятии и т.п. и связанные с ним служебные обязанности. Задатки - наследственные свойства, присущие человеку от рождения особенности: строение тела, мозга, органов чувств. В зависимости от условий жизни, воспитания и образования человека задатки складываются в способности. Интеллект - от лат. ум, рассудок, разум - способность человека использовать полученные ранее навыки и знания в новых, зачастую сложных условиях деятельности. Интеллектуал - человек с высокоразвитым интеллектом; человек интеллектуального труда. Интеллектуальный - относящийся к психической жизни человека, к разуму, интеллекту. Интерес - от лат. interest - имеет значение, важно - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Креативный - от англ. creative - творческий - созидательный, творческий, отличающийся поиском и созданием нового. Креативность - созидательность; творческая, новаторская деятельность. Личность - человек как сознательный член общества, с индивидуальным складом особенностей характера, интересов, способностей, а также других черт и качеств, которые определяют нравственные поступки человека. Мотив - то, что побуждает человека к действию. Мнемотехника - от греч. mnemonikon - искусство запоминания - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Мышление — опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в существенных связях и отношениях, процесс обработки и оценки информации и принятия решений. Направленность личности - потребности, интересы, мотивы, убеждения. Направленность личности определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Невербальный - имеющий отношение к жестам, мимике. Объективное мнение - беспристрастное, лишенное предвзятости мнение. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения успеха в выполнении какой-либо деятельности. Намять - познавательный психический процесс, который заключается в отражении индивидом своего прошлого опыта. Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение - основные функции памяти. Призвание - высший уровень профессиональной пригодности. Притязания - стремления личности добиться признания в конкретной области или сфере деятельности или одобрения конкретного поступка. Профессиограмма - от лат. Professio — специальность, Gramma - запись - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку. Профессиональная пригодность - соответствие психологических особенностей человека требованиям профессии, а также удовлетворение, которое получает человек в процессе самого труда и при оценке его результатов. Профессионально важные (значимые) качества - свойства личности, отдельные психические и физические качества, которые соответствуют требованиям профессии к человеку. Профессия - это необходимая для общества область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества. Профессии подразделяются на специальности. Психика - свойство головного мозга отражать действительность в виде ощущений, восприятий, мыслей, чувств. Психология - специальная наука, объектом изучения которой является психика. Рынок труда, или рынок рабочей силы - это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. Самоопределение - это не только результат образовательной деятельности, это способность человека к самоанализу в преддверии принятия решений - от незначительных до судьбоносных. Предоставление выбора в многообразии возможностей и есть подготовка человека к ответственности за свою собственную судьбу. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, значимости, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности. Самопознание - это изучение самого себя. Самореализация - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Сигнальные системы - системы отражения, хранящие разного рода эталоны, мерки, с помощью которых фильтруется вся информация, поступающая к человеку. В сигнальных системах информация приводится к виду, необходимому для принятия решений. Склонность - расположение, тяготение к каким-либо видам деятельности. Сознание- высший уровень развития психики; форма отражения действительности, свойственная только человеку. Сознание проявляется в осознании человеком окружающего мира и самого себя. Сознание выражается в познавательной и практической деятельности человека. Специальность - комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Способности - индивидуальные особенности личности, субъективные условия успешного осуществления любого рода деятельности. Условия развития способностей - труд, работа над собой,тренировки. Темперамент - от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей - свойство индивида, проявляющееся в особенностях динамических характеристик психической деятельности. Темперамент вместе с задатками составляет природную основу личности. Характер - совокупность устойчивых черт личности, обнаруживающихся в его поведении и определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Эмоция - от лат. emovere — возбуждать, волновать - переживание человеком его отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Чувства и эмоции - это выражение отношения человека к людям, событиям, явлениям. «Я» - сознательная оценка личности. «Я» идеальное - это представление, отражающее то, чем человек хотел бы быть. «Я» реальное - это представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта. Я-концепция - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д. Используемая и рекомендуемая литература: 1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первые шаги, 2004. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988. 3. Брайт Л. Развиваем интеллект. 4. Брэгдон А., Гэймон Д. Новые игры для ума. – М.: Эксмо, 2006. 5. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2002. 6. Вьюжкек Т. Логические игры, тесты и упражнения. – М.: Эксмо, 2004. 7. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1979. 8. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. –Питер, 2005. 9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2005. 10. Зуева Ф.А. основы профессионального самоопределения. – Челябинск, 1998. 11. Йовайши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. 12. Картер Ф. Разминка для ума. – М.: Эксмо, 2005. 13. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 14. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1991. 15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 16. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, центр «Детство», 1993. 17. Левшинов А. 12 сторон ладони. – Спб., Питер, 1996. 18. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1996. 19. Потемкина О.Ф., Потемкинв Е.В. Тесты для подростков. – М.: АСТ, 2005. 20. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005. 21. Психология. Под ред. Крылова А.А. – М: Проспект, 2000. 22. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки (учебно-методическое пособие для психологов и педагогов). Москва, «Генезис», 2006. 23. Рассел К. Психометрическое тестирование: Упражнения для развития мышления. Изд.: Астрель, 2003. 24. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника/ Серия: «Психология для жизни», Москва, «Генезис», 2007 25. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 26. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2004. 27. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школтников: Учебно-метод. Пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. 28. Электронный справочник «Профильное обучение». Энциклопедия административной работы в школе. Выпуск второй. Издательская фирма «Сентябрь». М., 2006-2007. | |
Просмотров: 2418 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|