Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ. Особенности адаптации школьников в процессе обучения. Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов: а) дидактического, включающего в преемственность содержания, средств, форм и методов обучения; б) психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребенка; в) методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию математических понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся. Существуют три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: а) поступление в первый класс; б) переход из начальной школы в среднюю (V класс); в) переход из средней школы в старшую (X класс). На что следует обратить внимание учителям начальных классов, учителям-предметникам и родителям в эти переходные периоды? Период адаптации ребенка к школе может длиться от двух-трех недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного за¬ведения, степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка родственников: чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Каковы же признаки успешной адаптации? Первый — удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха. Второй — насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медли¬тельность, а также не сравнивать с другими детьми. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка, то учителю начальных классов, учителю иностранного языка и родителям необходимо внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше ее вовремя откорректировать, иначе последует множество проблем, в частности, проблема со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго. Третий признак успешной адаптации — степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребенку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их. Но самым важным признаком того, что ребенок освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать их помощь в свой адрес. И ему необходимо помочь в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ребенок при распределении социальных ролей, зависит, насколько удачно пройдет его обучение в школе. Вспомним, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом. Особо остановимся на отношениях с учителем. Учитель — важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям хорошо бы сразу установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел — любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда сын или дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. Если родителей не устраивает или им непонятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков. Советы родителям. 1.Самое главное, что вы можете подарить своему ребёнку, - это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребёнок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. 2.Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребёнку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребёнок почувствует, что бояться школы просто не нужно. 3.Помогите ребёнку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобиться, если ребёнок не ходил до школы в детский сад. Хвалите ребёнка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребёнку интересным другим. 4.Мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребёнка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребёнка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребёнка. Школьная отметка – показатель знаний ребёнка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребёнка это не имеет. Хвалите ребёнка за его школьные успехи. Помогайте со сложными предметами. Только помните, никакое количество «пятёрок» не может быть важнее счастья вашего ребёнка. Взрослые, все без исключения, всегда в душе безмерно рады успехам своих детей. Ради этих успехов они готовы пойти на очень многое. Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребёнка и членов его семьи радостными и уверенными Из опыта работы. В своей педагогической практике неоднократно сталкивалась со следующей ситуацией. "Ученик с удовольствием ходит в школу, активно работает на уроке, ему нравится общаться с учителем и с одноклассниками. Но дома, когда речь заходит о выполнении домашнего задания, между ребенком и родителями возникает конфликт. Нежелание выполнять Д.З. приводит к психологическим микро-стрессам, нервозам. А в результате всего этого к подрыву здоровья, к потере учебного интереса." Как быть? Что делать? Да дело в том, что на первоначальном этапе ребенку трудно организовать свою деятельность, необходима помощь взрослых. Но как грамотно ее организовать? Родителям на одном из первых собраниях предлагаю следующую памятку: Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание? • Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущие школьные успехи. • У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы. • Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков. • Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке. • Объясните ребенку главное правило учебной работы – учебные принадлежности всегда должны находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место. • Постоянно требуйте от ребенка приведение в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему это трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он сам будет убирать свое рабочее место. • Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли, и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять. • Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным. • Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению. • Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости. • Каждый раз, когда вам захочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много – много лет вспоминать ваши родительские уроки. • Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье. • Отдельного внимания заслуживает режим дня. Важно правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку причиной проблем с учебой, поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания. Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. • Важно помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи. • В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть! Памятка для родителей. «Как относиться к отметкам ребёнка» Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда. Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце триместра ради вашего душевного спокойствия. Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. Поддерживайте ребенка в его, пусть не в очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и хочется его повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре старание получать хорошие оценки станет привычкой. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать. | |
Просмотров: 2696 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|