Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Формирование адекватной самооценки у ребенка. Без сомнения, все родители хотят, чтобы их ребенок был успешен в жизни и оценивал себя по достоинству. Но где критерий правильной самооценки? Когда и как она формируется? И где та золотая середина в воспитании ребенка, ведущая к формированию его адекватной самооценки? Самооценка — это представление человека о самом себе, своих возможностях, качествах и месте среди других людей. Так определяет значение этого слова психологический словарь. Принято выделять несколько уровней самооценки: завышенная, заниженная и адекватная. Роль самооценки. Быть может, мы придаем неоправданно большое значение самооценке ребенка, ведь она еще только формируется и к тому же очень зависима от внешних факторов. Данные исследований однозначны; самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение, познавательную активность и в целом успешность. Можно сказать, что представления человека о своих способностях в той же мере определяют его успехи в какой-либо деятельности, что и сами эти способности. Завышенный уровень характеризуется высокой физической и познавательной активностью, настойчивым стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, повышенной конфликтностью поведения. Они любят начинать новые дела и редко доводят их до конца. Часто берутся за выполнение весьма сложного задания необдуманно, импульсивно, при этом не осознают собственных неудач. Они стараются всегда быть на виду, выделяясь на фоне других, всячески пытаясь обратить на себя внимание, — иногда в ущерб делу. Реакция на замечания всегда бывает яркой: от бурного возмущения с криком и топаньем ногами дo демонстративных слез. Можно сказать, девиз таких детей — «внимание любой ценой!». Часто они обидчивы и капризны. Известный американский психолог и психотерапевт Вирджиния Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности: «Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи у других, хотя уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки». Трудно представить себе родителей, которые не хотят, чтобы их ребенок соответствовал такому описанию. Но как помочь в этом своему ребенку? "НАПРАСНЫЕ" СЛОВА «Ты у меня лучше всех!» - как приятно говорить эти слова ребенку. Однако, произнесенные многократно, они дезориентируют ребенка, не давая ему критерия оценки, системы координат в понимании себя. Какую информацию усваивает ребенок? «Если я лучше всех, то зачем что-то еще делать?» - так формируется завышенная самооценка. «А вдруг у меня не получится, и в глазах мамы я не буду лучшим? Не стоит и пробовать» - источник заниженной самооценки. «Вечно ты все проливаешь» - часто высказываясь подобным образом, сами родители делают ребенка тревожным и неуверенным в своих силах. Впрочем, подобного эффекта можно добиться и другим путем: бросаясь на помощь ребенку всякий раз, когда он начитает что-либо делать самостоятельно, или с тревогой и безнадежностью следя за всеми его действиями, например за тем, как ребенок наливает себе в чашку молоко из пакета. «Антон сказал, что я дурак!» - жалуется матери сын. Хочется верить, родителям хватит терпения обсудить с ребенком каждую подобную ситуацию. «Почему так сказал Антон? Что было до этого? Чем ты ему ответил?» Здесь очень важно выбрать верный тон для разговора, Постарайтесь без эмоций обсудить сложившуюся ситуацию. Подскажите, как поступить, но ничего не делайте за ребенка. Ребенок должен почувствовать вашу уверенность в том, что ему по силам справиться самому. «Весь в отца». Обычно эти слова имеют отрицательный подтекст. Таким образом, ребенок усваивает два нежелательных для нас смысла: «Я так же плох, как и отец» и «Изменить что-либо невозможно». То есть ребенку навязывается так называемый негативный семейный сценарий. Домашнее имя или «дразнилка». «Как вы лодку назовете, так она и поплывет» - это правило справедливо и в отношении домашнего имени ребенка. Часто такие имена-прозвища отражают какие-то особенности малыша, иногда являясь даже своеобразной оценкой. Вспомните героя «Двенадцати стульев»: несмотря на почтенный возраст, Ипполит Матвеевич так и остался слабовольным Кисой. И наоборот, необычное, красивое производное от имени или фамилии может послужить хорошим дополнением в формировании представлений о себе. ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ: • Принимайте ребенка таким, какой он есть. • Установите определенные границы возможного поведения, внутри которых ребенок будет чувствовать себя защищенным и вместе с тем свободным. • Учитывайте реальные возможности ребенка и не требуйте большего. • Давайте ребенку посильные поручения. Дети любят чувствовать себя полезными и умелыми. • Искренне радуйтесь каждому успеху ребенка. Ваше отношение вселяет в него уверенность и стимулирует к новым достижениям. • Уважайте труд ребенка, позвольте ему закончить начатое дело. И не стремитесь в хозяйственном прорыве отправлять шедевр юного гения в мусор. • Хвалите и ругайте за конкретные поступки, не оставляя это на потом. Ваша реакция должна быть непосредственной, но всегда соизмеримой с самим поступком. • Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его. • Учите от души радоваться успехам других. • Рассказывайте ребенку о своих победах и неудачах. Анализируйте вместе с ним свои возможности и полученные результаты. Дети должны видеть, что в жизни есть место и для успехов, и для поражений. Главное - научиться делать правильные выводы. • Сравнение ребенка с другими детьми недопустимы, так как оно порождает обиды и зависть. Пусть ориентиром будут те изменения, тот прогресс, который вы наблюдаете в своем ребенке. Сравнивайте его с самим собой - с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра. • Излишняя опека также вредит формированию адекватных представлений о себе, как и попустительское отношение. У ребенка, защищенного от любых неблагоприятных последствий своего поведения, нет необходимости в развитии внутренних механизмов, способных удержать его от плохих поступков.УДАЧИ! | |
Просмотров: 760 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|