Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Роль группового общения, сотрудничества в развитии самосознания

Роль группового общения, сотрудничества в развитии самосознания, творческой активности подростков

В.К.Христофорова,

зав. центром  психологической службы АОИПРК

 В подростковом возрасте отношение школьников к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения. Прежде всего, снижается их учебно-познавательная мотивация.Приобретение знаний уже не подтверждается непосредственным интересом подростков к учебе,  как это было в начальной школе, и учение нередко  превращается в скучную, тягостную обязанность.

Для того, чтобы подросток относился к учебе более осознанно, знания которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. К сожалению, учеба для многих школьников, даже старших и выпускных классов является не лично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. Мы наблюдаем негативную эмоциональную сферу, которая влечет за собой определенные нарушения психического здоровья. В результате многие учащиеся, в большей степени подростки, относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.

Помочь подросткам перестать быть пассивными потребителями образовательных услуг, стать активными сознательными учениками, относиться к учебной деятельности как к много значимой может психологическое сопровождение формирования, развития, самосовершенствования, самовоспитания личности, готовой жить в новом тысячелетии. А для этого Человек будущего должен обладать определенными личностными качествами, которые позволят ему адаптироваться в постоянно меняющемся мире, найти cвое место в жизни. Это должна быть личность свободная, активная, творческая, неординарню мыслящая, коммуникативная, самостоятельная, самосознательная, всегда стремящаяся к самосовершенствованию. Формирование такой личности в немалой степени  зависит от влияния окружения (родителей, педагогов, сверстников и др).

Формирующаяся личность - это не просто объект каких-либо воздействий , а активный субъект саморазвития. И особенно трудно разрешается  этот вопрос в подростковом возрасте, когда круг общения расширяется, идет поиск нового, поиск самого себя.

Подростки значительную часть времени проводят в общении со сверстниками. Известный психолог Л. И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы опеределяются, в основном, возможностью широкого общения со сверстниками. Поэтому с  особым вниманием педагоги и психологи относятся к обучению и воспитанию подростков и юношей, развитию у них способности контактировать с другими людьми. Именно в этой среде закладываются и формируются основы того отношения к жизни и к другим людям, которые впоследствии определяют лицо мира.

Закрытость и монологичность нашего школьного образования, где ученику отводится лишь пассивная роль, а активность по-прежнему в руках педагогов, приводит к обострению и нарастанию конфликтных и стрессовых ситуаций, неумению взаимодействовать с окружающими, снижению мотивации учения. А внедрение новых технологий, ориентированных на личность, на ненасильственное взаимодействие, на развитие познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности, инициативы оказывают непосредственное воздействие на развитие нравственного самосознания, творческой активности подростков.

Эффективность различных форм групповой активности оправдывает сотрудничество, вложенный труд. Они вполне посильны, нравятся ученикам, вносят двух творчеста в образовательный и воспитательный процессы, позволяют решать многие проблемы. Поэтому традиционно предпочитаемая учителем фронтальная и индивидуальная формы работы при организации учебного сотрудничества должны быть дополнены различными коллективными формами. С их помощью можно моделировать процесс группового общения и стимулировать развитие необходимых для человека качеств. Организация группового общение в условиях школы может происходить через различные формы групповой активности - дискуссии, диспуты, ролевые игры, брейнсторминг и др.

Начиная с младшего школьного возраста учащихся необходимо учить общению в группе, целенаправленно формировать у них умения и навыки, специфические для группового общения, с тем, чтобы в подростковом и юношеском возрастах каждый ученик осознавал свои действия, поступки, те требования, которые предъявляют к нему в условиях группового общения, и мог обеспечить эти требования.

Любое общение партнеров предполагает их определенное единство в виде заинтересованности каждого в развитии темы разговора со своими партнерами. В противном случае субъекты не захотят общаться, не смогут общаться и им нечего будет сказать друг другу, что в итоге может выразиться недопониманием друг друга, которое в большинстве случаев переходит в конфликт. Вот почему единство, взаимопонимание, заинтересованное общение помогают избежать конфликты. А управление конфликтами, как нам известно, это залог успешного психического и физического здоровья.

                В школах педагоги неупорядоченную групповую речь квалифицируют как «галдеж» и стремятся немедленно устранить всякого рода проявления стихийной речи. «Если такая многоголосая хоровая речь получает организованный и упорядоченный характер, то она может выразить не только силу, но и величие разумного человеческого сознания ». Массовый, групповой характер - это основная черта групповой речи . Можно сказать, что групповая речь представляет собой полилог-разговор многих, разговор между несколькими  лицами, при котором, тем не менее, все собеседники слышат и понимают друг друга.

Полилог - это не случайный обмен репликами. В нем происходит реализация внутреннего мира каждого его участника через процессы говорения-слушания и невербального поведения.

 «Коллективность групповой речи не поглощает индивидуальной инициативы, наоборот, каждый участник этой речи весьма активен и сохраняет индивидуальность, раскрывая своеобразие своих способностей. В то же время никакое отдельное лицо не является единственной определяющей силой речевого общения».

Таким образом, групповое общение можно рассматривать как системный процесс, имеющий, по крайней мере, два уровня организации: индивидуального поведения и межиндивидуального  взаимодействия, где чрезвычайно своеобразно и глубоко сочетается индивидуальное начало с коллективным.

В групповом общении учащиеся приобретают навыки самоорганизации и самоуправления. Общение в группе снимает напряженность, страх,чувство ущербности, формирует положительное эмоциональное отношение друг к другу, предоставляет возможность свободного развития каждого участника.

Самосознание (отношение к своему поведению, чувствам и мыслям как чему-то внешнему) возникает не ранее определенного возраста, примерно к 13-15 годам.

В этом возрасте имеет смысл говорить ребенку, что его характер и его личность (его «я») - не одно и то же.

В групповом общении проявляется активность подростка, развивается его самосознание через познание  самого себя. У него появляется потребность к самопознанию, в результате он начинает понимать, что его характер - данность, а сам он не является ни источником, ни виновником того, что его характер таков.Он не сможет изменить что-то, просто приказав себе не делать того, что требует его характер, не поможет и опасная затея «перебороть характер, уничтожить его».Через общение со сверстниками, самопознание, подросток начинает осознавать, что нет плохих и хороших характеров. Есть люди которые умеют использовать свой характер в своих целях, и есть такие, которые не хотят знать себя и бояться себя, оставаясь неудачниками. Следует принять свой характер, подружиться с ним и отнестись к нему как к инструменту общения с миром.

Уделяя внимание подростку, его становлению, как личности, мы видим, что общение со сверстниками стимулирует его для самопознания, саморазвития, самосовершенствования через осознание своих действий, поступков, ваимоотношений с окружающим его миром.Подросток в общении приобретает опыт коммуникативности организаторских способностей. Он становится все более уверенным в себе, успешным.И тогда у него снижается тревожность, появляются чувство комфортности, положительные эмоции. Идет активное социальное становление подростка, меняется характер взаимоотношений между учениками, появляется доброжелательность, дружелюбие.

Эти эффекты приводят к формированию физически и духовно здоровой личности, способной в дальнейшем совершенствоваться и развиваться.     

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-01-27)
Просмотров: 3347 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru