Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
АДАПТАЦИЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Е.С. Давидович педагог – психолог КГУ «Благовещенская средняя школа № 1» Северо – Казахстанская область, Жамбылский район, с. Благовещенка Введение: с позиции психологического сопровождения учебного процесса неоднократно указывалось на необходимость выявления и использования надежных критериев готовности учащихся, к обучению на повышенном образовательном уровне. Данный вопрос возник в связи с тем, что индивидуальные особенности развития нервно-психических функций оказывают влияние на успешность освоения сложных программ обучения и степень напряжения механизмов адаптации. Поэтому своевременная оценка целого комплекса индивидуальных особенностей ученика и выдача соответствующих рекомендаций играют важную роль в системе образования. Между личностными особенностями и особенностями адаптации существует определенная связь. Определенные аспекты этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации могут оцениваться с помощью психодиагностических методик: тест школьной тревожности Филипса, цветовой тест Люшера (диагностика школьной тревожности и работоспособности), опросник САН, диагностика школьной мотивации и диагностика состояния психологического климата в коллективе. Среди критериев оценки психической адаптации в условиях профессионального самоопределения, особое внимание так же, необходимо уделить на: 1) успешность деятельности; 2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса и эффективно устранять возникшую угрозу; 3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья; 3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением; 4) связывание своих личных планов с этой деятельностью в перспективе; Цель исследования: выявить динамику процесса адаптации десятиклассников в период профессионального самоопределения. Объект исследования: учащиеся десятого класса Благовещенской средней школы № 1 Предмет исследования: процесс адаптации десятиклассников в период профессионального самоопределения. Задачи исследования: - проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования; - изучить процесс адаптации десятиклассников с помощью психодиагностических методик; - разработать рекомендации классному руководителю и учителям – предметникам, работающим в данном классе. Гипотеза исследования: при наличии хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья и оптимального самочувствия, физиологическая и социальная адаптация учащихся десятого класса, в период профессионального самоопределения, будет проходить наиболее благополучно. Новизна исследовательского проекта состоит в том, что по нашим данным, на данной выборке в области адаптации десятиклассников в период профессионального самоопределения Благовещенской средней школы № 1, не проводилось. Теоретическая значимость исследования, обусловлена получением новых экспериментальных данных об адаптации десятиклассников в период профессионального самоопределения. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные нами результаты могут быть использованы практическими психологами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами в своей работе с учащимися старших классов образовательных учреждений. Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, в ходе которого возможно как наиболее эффективное формирование, так и наиболее вероятная утрата здоровья. Интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения, экологическое неблагополучие, социально-экономическая нестабильность - все это предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам, определенное напряжение которых связано с морфологической, функциональной и вегетативной нестабильностью организма подростка. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации, что может стать пусковым механизмом различных патологических процессов. Физиологические особенности подросткового периода являются предпосылкой для разнообразных психических и психосоциальных перестроек. Этот возраст не случайно называют "трудным": становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, новая ситуация взрослости, смещение ориентации на общение со взрослыми на ориентацию на общение с ведущей референтной группой - сверстниками, ориентация на практическую и общественно-значимую деятельность (похожую на деятельность взрослых) - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды. Кроме того, бурные гормональные изменения этого периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков. Поэтому психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дезадаптации. Многочисленные физиолого-гигиенические исследования подтверждают факты снижения резистентности, повышения частоты заболеваний, перенапряжения адаптационных механизмов у значительной части подростков. Процессы адаптации реализуются на различных уровнях. Ф.Б.Березин отводит важнейшую роль психической адаптации как оказывающей значительное влияние на адаптивные процессы, осуществляемые на других уровнях. Давая достаточно широкое определение психической адаптации как процессу оптимального соответствия личности и окружающей среды, он подчеркивает, что необходимым условием успешности адаптационного процесса является сохранение психического и физического здоровья. В формировании адаптационных реакций участвует сложная многоуровневая структурно-функциональная система, причем на каждом уровне регулирование осуществляется преимущественно психологическими или физиологическими механизмами. При этом выделяются следующие уровни: социально-психологический, непосредственно связанный с изменениями жизненного стереотипа; психологический (особенности личности и актуального психического состояния); интегративных церебральных систем; периферических вегетативно-гуморальных и моторных механизмов, а также уровень органа. В течение всей жизни организму приходится приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Одним из таких периодов школьной жизни, является период адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старших классах. Переход в 10-ый класс сопровождается формированием нового классного коллектива и профессиональной направленности, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив. Термин адаптации, как приспособление, используется при описании довольно разных процессов: адаптация физиологическая, адаптация зрительная и слуховая, адаптация социальная и др. В нашей вопросе, мы говорим о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей полноценное интелллектуальное развитие учащихся и благоприятные условия для формирования профессионального самоопределения, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранение здоровья, и оптимального самочувствия. Известно, что в процессе эволюции развились различные пути и способы приспособления. Один из важных путей приспособления - это отсутствие реакции организма на раздражитель. Но не менее важен другой путь - реакции на различные раздражители. Реакции - это путь приспособления живого к вечно меняющимся условиям. Изучение стресса показало, что эта реакция протекает стабильно. "Реакция тревоги" - первая стадия стресса - развивается через 6 часов после стрессового воздействия и длится 24-48 часов. Далее наступает стадия устойчивости. Селье установил, что в этой стадии устойчивость организма к вредным воздействиям повышена. Если раздражитель очень сильный или повторяется, то стадия устойчивости переходит в стадию истощения. Сильное или длительное напряжение приводит к повторному угнетению защитных систем организма. При встречи с сильным раздражителем основная задача - любой ценой получить энергию в короткие сроки, чтобы обеспечить необходимые условия для "битвы" или "бегства". Однако организму в начале приходится не усиливать, а ослаблять свой ответ. Складывается парадоксальное на первый взгляд положение: в ответ на действие сильного раздражителя активность основных защитных систем не нарастает, а, напротив, подавляется. Таким образом, изменения в эндокринной системе в реакцию тревоги представляют собой, по сути дела, не "призыв к оружию", а "призыв к разоружению", так как приводят к подавлению защитных систем организма. Вместе с этим повышается артериальное давление и свертываемость крови. Иные же функции, например, пищеварения, так же как и активность других желез внутренней секреции, ненужных для непосредственной борьбы с сильным раздражителем, - подавлены. Все эти приспособительные изменения, происходящие в первую стадию стресса, могут вызвать тяжелые последствия в организме, особенно в условиях гипокинезии и гиподинамии, когда изменения, присущие стрессу, не реализуются на мышечную работу. Поэтому необходимо помнить, что реакция тревоги - это типичный пример того случая, когда защита достигается ценой повреждения. Необходимым этапом в разработке рекомендаций по прогнозированию успешности обучения, профессионального становления и оптимизации функционального состояния является изучение процесса адаптации к определенной деятельности (Чистякова,1995). Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья. Этим и объясняется выбор диагностических методик, используемых для изучения процесса адаптации. 1. Тест школьной тревожности ФИЛЛИПСА. Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у учащихся 10-х (профильных классов) в адаптационный период. Тест школьной тревожности Филлипса позволяет изучить уровень и характер школьной тревожности учащихся среднего и старшего школьного возраста. Диагностика учащихся 10-х профильных классов проводилась в период с 5 по 19 октября 2013 года. Были продиагностированы все десятиклассники (16 человек). Результаты диагностики позволяют определить уровень тревожности учащихся по восьми факторам, содержательная характеристика, которых представлена в таблице 1. Таблица 1. Факторы тревожности Факторы Содержательная характеристика 1. Общая тревожность по школе Общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживание социального стресса Эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. 4. Страх самовыражения Негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 5. Страх ситуации проверки знаний Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих Ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителем Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка. Проведенный анализ результатов диагностики, позволил определить следующие показатели: • Уровень и характер школьной тревожности каждого учащегося класса по всем факторам; • Количество учащихся в классе с низким и высоким уровнем тревожности; • Общие показатели уровня тревожности по классу; • Наиболее тревожные факторы. Анализ результатов диагностики по 10 классу: • 50 % - учащихся класса тревожность не выявлена; • 38 % - учащихся выявлены факторы с высоким уровнем тревожности; • 12 % - учащихся повышенный уровень тревожности выявлен по большинству факторов; Самым тревожным фактором по классу является - страх самовыражения. 2. Дагностика школьной тревожности и работоспособности, по цветовому тесту Люшера, данные представлены на рисунках 2 и 3. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА. Рисунок 2. Общий уровень работоспособности учащихся 10 класса (по Люшеру). Рисунок 3. Общий уровень тревожности учащихся 10 класса (по Люшеру). 3. Диагностика самочувствия, активности, настроения опросник САН. С целью выявления оперативной самооценки, самочувствия, активности и настроения учащихся 10 класса в адаптационный период, была проведена диагностика по методике САН. Результаты диагностики представлены на рисунке 4. Рисунок 4. Результаты диагностики по опроснику САН. 4. Диагностика школьной мотивации. Диагностика проводилась с целью, определения отношения учащихся 10 класса к школе. Результаты представлены на рисунке 5. Рисунок 5. Результаты диагностики школьной мотивации. 5. Диагностика состояния психологического климата в коллективе. Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает: • все учащиеся 10 класса высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся; По результатам всех диагностик составлены рекомендации для учителей-предметников, работающих в данном классе и классного руководителя. Выводы и рекомендации: • анализ результатов диагностики учащихся 10 класса показывает, что адаптационный период для большинства школьников проходит успешно; • высокий уровень тревожности в 10 классе выявлен у двух учащихся; • учащиеся показывают достаточно высокий уровень работоспособности и хорошую школьную мотивацию; • идет стабильное формирование классных коллективов, о чем свидетельствуют данные диагностики психологического климата классного коллектива; • по результатам диагностики ученица 10 класса не адаптировалась к обучению в старшей школе; • учащимся с повышенным уровнем тревожности, оказать психологическую и педагогическую поддержку; • классному руководителю 10 класса продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики; • учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей педагогической деятельности. Заключение: Психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дизадаптации. Существуют некоторые универсальные закономерности адаптации, причем в формировании адаптационных реакций участвует сложная многоуровневая структурно-функциональная система. Показана закономерная зависимость между выраженностью тревоги и частотой нарушений психической адаптации. Индивидуальные особенности учащихся играют важную роль в адаптационном процессе. Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста. Успешность физиологической и социальной адаптации учащихся десятого класса в период профессионального самоопределения зависит от наличия хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья и оптимального самочувствия. Таким образом гипотеза подтвердилась. Учитывая эту особенность, можно порекомендовать выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся в период профессионального самоопределения принимали обучение как возможный в будущем вид деятельности, а так же рекомендуется при обучении десятиклассников учитывать не только способности, но и профессиональные намерения учащихся. Кроме того необходимо при комплектовании классов проводить мероприятия, направленные на улучшение социально-психологической адаптации учащихся. Список литературы: 1.«Адаптация организма подростков к учебной нагрузке» - Д.В.Колесова -М., Педагогика,1987. -150 с. 2.«Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам» - А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М., 1982. - с.222 3.«Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков» - Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. // Физиология человека. -1995. - Т.21 - N 5. с.68-74. 4.«Психическая и психофизиологическая адаптация человека» - Березин Ф.Б.- Л.: Наука. - 1988. - 270 с. 5.«Акселерация развития и состояние здоровья детей и подростков» - Громбах С.М. - М. - 1980. 6.«Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению» - Жданова Л.А. - М. - 1990. 7.«Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт» - Иванова Н.В., Кузнецова М.П.// Журнал практического психолога. - 1997. - N 8.«Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении» - Соколов В.П., Панин Л.Е.- Новос | |
Просмотров: 3034 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|