Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Программа Неблагополучные дети
Программа.
Неблагополучные семьи.


Аннотация

Программа разработана и выполняется социальным педагогом ГУ «Владимировская средняя школа» акимата Костанайского района при поддержке администрации ГУ.
Программа имеет большое практическое значение, т. к. многие дети современного Казахстана оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей брошенных родителями или которым не обеспечивается полноценное воспитание и обучение. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих казахстанских семей привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением.
Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью.
Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать.

2. Цель и задачи программы.
Цель программы: реабилитация неблагополучных семей в микрорайоне школы; возрождение семейных ценностей и традиций.

Задачи программы:
- создание в школе микрогрупп специалистов, инициирующих привлечение родителей к работе с неблагополучными семьями; - оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;
- оказание консультативной помощи специалистам, классным руководителям, работающих с неблагополучными семьями, детям, родителям из неблагополучных семей
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность;
На базе школы организуются консультации для специалистов по работе с неблагополучными семьями, микрогруппы волонтеров, которые окажут в ходе программы помощь неблагополучным семьям по возвращению детей в семью и школу, преодолению алкоголизма родителей и детей; разрешению семейных конфликтов; созданию детям безопасных условий проживания в семье; включению детей с криминальной направленностью в социально-реабилитационные программы, в зависимости от потребностей семей.
Продолжительность реализации программы – 3 года.
3.Степень реализации программы
Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны школы. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании. Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.
Организационная – организация семейного досуга.
Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, мини-тренинги.

Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:
- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.
- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.
- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.
- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
- изучение личностных особенностей членов семьи.
- составление карты семьи.
- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
- составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).
- выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.


4. Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
В рамках программы будут реализованы новые виды услуг по профилактике детской безнадзорнрости, подростковой преступности и социального сиротства: подготовка межведомственной группы партнеров, занимающихся этой проблематикой в микрорайоне школы; сопровождение деятельности субъектов, занимающихся работой с неблагополучными семьями, профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства (информационное, методическое, практическое); взаимодействие с различными структурами, занимающимися профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства детей из неблагополучных семей, опыта продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми.
В школе накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ГЮП ОАП Костанайского района, Прокуратура, КДН и ЗП при акимате Костанайского района.
Для работы по реабилитации неблагополучных семей школа в основном укомплектована кадрами, работает психологическая служба. Определена группа специалистов, состоящая из социального педагога, психолога, классных руководителей, родительской общественности. Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей классными руководителями и социальным педагогом, социальным работником при ФАП. С неблагополучными семьями проводит работу Совет по профилактике правонарушений (СПП).



5. Рабочий план реализации программы
.
№ Наименование мероприятий Сроки выполнения Ответственные
1 Диагностика, выявление неблагополучных семей Сентябрь, по необходимости в теч. года Классные руководители Социальный педагог, психолог
Социальный работник.
2 Составление карты неблагополучных семей. Сентябрь, октябрь Классные руководители Социальный педагог, психолог
3 Индивидуальная работа: посещение, составление акта обследования. Постоянно Классные руководители Социальный педагог.

4 Постановка на учёт как неблагополучная семья при школе Постоянно Члены СПП
5 Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей Постоянно Классные руководители Социальный педагог, психолог
6 Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:
- вредные привычки детей и родителей;
- совместное проведение свободного времени;
- личный пример родителей;
- профилактика правонарушений;
-занятость в внеурочное время


1 раз в четверть Зам. директора по воспитательной работе.
Классные руководители Социальный педагог, психолог.
7. Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с органами социальной защиты Костанайского района:
- рейды по неблагополучным семьям;
- соблюдение комендатского часа:
- составление ходатайств, административных писем
- вызов на КДН и ЗП;
- обращение в Прокуратуру;
- помощь социальной службы;
- помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь, пришкольный лагерь. Постоянно Члены СПП
Члены акимата Владимировского с/о.
8 Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:
- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;
- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье;
- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации. Постоянно Классные руководители Социальный педагог, психолог
9 Подготовка волонтеров из числа родителей для работы с неблагополучными семьями. Постоянно Психолог
10 Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей. Постоянно Классные руководители
11 Сверка списков семей и учащихся, состоящих на учёте с инспектором ГЮП АОП Костанайского района Один раз в четверть Социальный педагог
12 Контроль за посещаемостью учащихся из неблагополучных семей. Постоянно Классные руководители Социальный педагог, психолог
13 Участие в процедуре лишения родительских прав По необходимости Члены СПП, аким Владимировского с/о

6. Конкретные результаты.
Программа находится на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. Уменьшилось количество неблагополучных семей, в отношении которых ставится вопрос о лишении родительских прав. . Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Налажена совместная работа с социальным работником при ФАП Владимировского сельского округа. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН и ЗП.

7. Механизм оценки результатов.
Программа оценивается прежде всего по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Вовлечение детей из неблагополучных семей в работу детского досугового центра дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в программе, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты программы оценивает администрация ГУ «Владимировская средняя школа».

8. Перспективы дальнейшего развития.
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому программа будет актуальна и после её завершения. Естественно, она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа программы останется. Финансирование за счет собственных средств.
Категория: Школьный психолог | Добавил: kotskaya1966 (2016-03-06) | Автор: Программа по работе с неблагополучн E
Просмотров: 1049 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru