Способы поведения импульсивных детей в трудных ситуациях
В современных условиях жизни человек достаточно часто сталкивается с разного рода трудностями, что существенно повышает требования к умению контролировать свое поведение и эмоциональные состояния, умению адекватно реагировать на такие жизненные ситуации. Сталкиваясь с какими- либо затруднениями, человек оказывается перед необходимостью их преодоления, поиска того или иного способа действия, направленного на решение проблемы. Индивидуальные способы преодоления трудностей начинают складываться в детском возрасте.
Изучению особенностей поведения детей и подростков в различных трудных ситуациях посвящен целый ряд психологических исследований [1, 4,5]. Эти работы показывают, что ситуации, способные вызвать у детей затруднения и спровоцировать отрицательные эмоциональные переживания, возникают во всех сферах жизни ребенка (в семье, в школе, в общении с взрослыми и сверстниками и т.д.). При этом наиболее распространенными, даже типичными для детей, являются ситуации, относящиеся к классу фрустрации.
Вопрос о способах поведения детей в ситуациях фрустрации неоднократно обсуждался в психологической литературе. При этом в исследованиях рассматривались различные факторы, влияющие на такое поведение. В частности, можно отметить следующие из изучавшихся факторов: а) возраст [8,13]; б) пол [2,10,11; и др]; в) социальные условия развития [7]; г) социальный статус ребенка в группе [10]; д) состояние физического здоровья [6].
Между тем, недостаточно исследован вопрос о том, насколько выбор способа поведения в ситуации фрустрации связан с умением, способностью человека адекватно воспринять, понять, оценить и проинтерпретировать сложившуюся ситуацию. В широком плане речь идет о соотношении уровня когнитивной организации ребенка и особенностей поведения в трудных ситуациях.
Исследования в этой области немногочисленны. Среди них можно назвать работу, направленную на обучение детей-дошкольников решению конфликтных ситуаций, в которой было показано, что существенную роль в успешности поведения детей играют такие познавательные умения, как способность предвидеть результат собственных действий, понимать причины и следствия поступков [14]. В работах, посвященных изучению агрессивности детей [9], было установлено, что проявления агрессии могут быть связаны с умением понимать и оценивать мотивы и намерения других людей, способностью встать на точку зрения другого.
В этой связи можно поставить вопрос: как влияют особенности когнитивной организации на поведение детей в ситуациях фрустрации?
Одним из проявлений когнитивной организации являются так называемые когнитивные стили. Они отражают особенности индивидуальных способов переработки информации и находят свое выражение в стабильных свойствах личности. Когнитивные стили проявляются во всех сферах жизнедеятельности индивида, в том числе влияют и на поведение человека. В частности, исследования показывают, что такой когнитивный стиль, как «импульсивность - рефлексивность» влияет не только на успешность обучения, но и на другие поведенческие проявления. Обнаружено, что слабо выраженная способность управления познавательными процессами у импульсивных индивидов может проявиться и при регулировании ими своего поведения: они более склонны к открытой агрессивности в конфликтных ситуациях [12].
Целью нашего исследования было изучение способов поведения в ситуациях фрустраций детей с различным уровнем импульсивности. В эксперименте были использованы следующие диагностические методики: детский вариант теста «рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга, тест TE-NA-ZO, предназначенный для диагностики когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность». Данный стилевой параметр отражает склонность субъекта к более или менее детальному и развёрнутому анализу ситуации перед принятием решения. В качестве испытуемых выступили ученики 2-го класса школы-гимназии № 32 г. Актобе.
Дети разделились на три группы: низкоимпульсивные, среднеимпульсивные, высокоимпульсивные.
Сравнительный анализ показал, что способы поведения неодинаковы у детей со средним и низким уровнем, высоким и низким уровнем импульсивности. Различий в способах поведения средне- и высокоимпульсивных школьников в ситуациях фрустраций не обнаружено.
В частности установлено, что в ситуациях фрустрации низкоимпульсивные второклассники менее враждебны и агрессивны, чем их средне - и высокоимпульсивные сверстники. В то время как высокоимпульсивные второклассники гораздо больше склонны к открытому выражению обвинений, порицаний в адрес партнеров по общению, а среднеимпульсивные школьники обращаются за помощью к окружающим и ждут от них решения проблемы. При этом рефлексивные школьники демонстрируют более нейтральные способы поведения, избегают обвинений в чей-либо адрес.
Таким образом, большую агрессивность по отношению к окружающим проявляют средне- и высокоимпульсивные школьники 2-го класса; нейтральные, безобвинительные ответы чаще встречаются у низкоимпульсивных второклассников.
Итак, можно видеть, что в ситуациях фрустрации низкоимпульсивные второклассники демонстрируют меньше агрессивности, их способы поведения являются более адекватными, чем у их средне- и высокоимпульсивных сверстников, проявляющих враждебность, упреки по отношению к другим людям.
Список литературы:
1.Р.Б.Аугис. Особенности волевой регуляции младших школьников в условиях напряженности: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. - Рязань, 1984.
2. С.Т. Беккожанова. О некоторых особенностях межличностных проявлений // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. - Тбилиси, 1971. - С. 155.
3. Е.Е.Данилова. Детский тест «рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. Практическое руководство. - М., 1997
4. Е.Е.Данилова. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9-11 лет: Диссерт. канд. псих. наук. - М., 1990.
5. А.С.Зобов. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных ситуациях: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. - Рязань, 1982.
6. Н.Д.Игнатьева. Сравнительное изучение особенностей личности у детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. - Л., 1981.
7. А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях // Возрастные особенности психического развития детей. Сб. научн. тр. - М., 1990. - С. 94-111.
8. Й. Шванцара. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
9.M. Chandler. Egocentrism and antisocial behavior: The assessment and trainig of social perspective-taking skills. // Developmental Psychology, 1973, V.9, №3, р. 326-332.
10. B. Kakas. Gyermekek reakcioi interperszonalis frustracios helyzetben //Magy. pszichol. szemle. 1983, 40, 1, p. 40-51.
11. E.E. Maccoby, C.N.Jacklin. The Psychology of Sex Differences. Stanfort, 1974.
12. S.B. Messer, D. Brodzinsky. The relation of conceptual tempo to aggression and the control //Child Development, 1979, V. 50, №3, p 756-758.
13. U. Pareek. Developmental Patterns in Reactions to frustrations. London, 1964.
14. M.B. Shure, G. Spivak. Interpersonal problem solving as a mediator of behavioral adjusment in preschool and kindergarten children //Journal of Applied Development Psychology, 1980, №1, р. 29-44.
|