Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Занятие с элементами тренинга «Стресс и пути его преодоления» Психолог КГП "Областной психоневрологический диспансер" по Темиртаускому региону Жидикова Галина Александровна Психолог МЦЗ «Кайнар» г.Темиртау Сергованцева Елена Викторовна Предмет (направленность): психология Возраст детей: 15-17 лет Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое "Я", познает собственную уникальность. В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний. Поэтому данное тренинговое занятие актуально для подростков. Тренинг знакомит подростков с понятием "стресса", эффективными приемами и техниками борьбы со стрессом, а также помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации. Цель: формирование у учащихся навыков преодоления стрессовых состояний и стрессоустойчивости. Задачи: - актуализировать представления учащихся о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс, о вреде стресса для организма человека; - выявить типы ситуаций, являющихся для подростков самыми стрессовыми в школе и дома; - познакомить подростков с эффективными способами преодоления стресса и снятия психоэмоционального напряжения. - способствовать формированию стрессоустойчивости у подростков. Необходимые материалы: интерактивная доска, листы бумаги А4, карандаши или шариковые ручки, рисунок кувшина, стикеры,музыкальное сопровождение. Время проведения: 45 минут. Ход. 1. Организация пространства Участникам предлагается занять свои места. 2. Приветствие (5 минут) Ведущии представляются, рассказывают немного о себе: Ф.И.О., профессия, место работы. Озвучивается тема занятия. 3. Введение в тему (5 минут) Упражнение «Стакан с водой» Ребята, обратите внимание, это стакан с водой. Представьте, что вода — это наше внутреннее состояние. Когда в нашей жизни все хорошо, то и наше внутреннее состояние гармонично и спокойно как ровная поверхность воды. Но так бывает не всегда. В случае, когда мы сталкиваемся с проблемами это спокойствие нарушается. Мы реагируем, но эта реакция адекватна и не выходит за рамки допустимого. Но бывает и так, что на человека обрушивается сразу несколько проблем большей интенсивности, что вызывает в нем бурную реакцию, которая наносит вред самому человеку и окружающим его людям. Цель нашего мероприятия ознакомить вас с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций. 4. Основная часть (35 минут) - Впервые понятие стресса, сформулировал в 1936 году канадский врач Ганс Селье. Смысл данного им определения стресса таков: Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) – неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов. Признаки стресса. Психологические: Тревога, страх, напряжение, неуверенность, растерянность, подавленность, беззащитность, паника. Физиологические: Бледность, краснота, учащение пульса, дрожь, потливость, сухость во рту, затруднение дыхания, расширение зрачков, желудочный спазм. - По этим признакам можно отследить наступление стрессового состояния - Стресс может возникнуть в результате длительных перегрузок. Если человек вынужден длительное время находиться в состоянии опасности, нервного, физического перенапряжения, постоянной тревоги, возбуждения. Психолог: - В вашем классе предварительно был проведен тест на самооценку стрессоустойчивости личности. В тестировании приняли участие 13 человек. Получены следующие результаты: 23% имеют высокий уровень стрессоустойчивости; 39% выше среднего уровень; 23% чуть выше среднего;15% чуть ниже среднего. Таким образом в основном преобладает достаточно высокий уровень стрессоустойчивости. Мозговой штурм « Стресс – это плохо (хорошо), потому что…» (5 минут) Участников делят на подгруппы предлагается выполнение следующего задания методом «мозгового штурма»: найти «плюсы» (одной подгруппе) и «минусы» стресса (другой подгруппе). Подросткам объясняется, что участникам обсуждения предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные. В завершении задания представители каждой подгруппы представляют одну из точек зрения на стресс, подробно объясняя свои высказывания. Затем участникам предлагается занять свои места. -Так как вы считаете стресс враг или …..друг? - Ребята у каждого из вас свой особенный, личный опыт умение справляться с психоэмоциональным напряжением в стрессовой ситуации. -Поднимите руки те у кого есть свой способ? Расскажите что за способ? А сейчас мы предлагаем Вам еще несколько эффективных упражнений на снятие психоэмоционального напряжения: - нормализация дыхания – прием антистрессового дыхания «3-6-2» или дыхание животом. Дыхательное упражнение «Спокойствие» Цель: снятие напряжения тела, создание уравновешенного состояния. В ситуации повышенной тревоги, страха, стресса и просто для снятия психоэмоционального напряжения и расслабления мы можем помочь себе сами при помощи дыхательных упражнений. При вдохе наша внутренняя система активизируется, а при выдохе мы расслабляемся, успокаиваемся, поэтому при антистрессовом дыхании наш вдох должен быть короче нашего выдоха в два раза. Вы наверное замечали, что во время сна или расслабления мы дышим животом, а во время стресса человек дышит грудью. Поэтому, чтобы расслабиться мы должны прежде всего расслабить наш грудной отдел, опустить и расслабить плечи и начать дышать животом по принципу вдох-выдох-задержка дыхания. Давайте сделаем это упражнение вместе: сядьте удобнее, закройте глаза, сделайте глубокий вдох через нос, представьте, как воздух наполняет ваш живот, задержите дыхание на 3 секунды (считаем 1,2,3), а потом медленно выпускайте воздух через рот ровной струей (1,2,3,4,5,6) и затем на 2 секунды задерживаем дыхание. Так, с каждым разом дыхание становится все медленнее. Это упражнение пример «брюшного дыхания» или «дыхания животом». Его нужно учиться делать правильно, это не сложно, но с первого раза может не получиться. Для начала можно положить ладонь на живот, и следить таким образом, чтобы на вдохе она поднималась, а при выдохе опускалась, при этом дышать нужно именно «животом», а не «грудью» как это делают многие. Можно выполнять его под музыку для релаксации или представлять себе что-то приятное, какое-то приятное место, где комфортно находиться. - следующий прием снятия психоэмоционального напряжения - это рационализация – прием «предметы в помещении». Попав в стрессовую ситуацию чтобы отвлечься постарайтесь сосредоточить свое внимание на окружающих предметах в помещении или на улице, определенного цвета, например выделить предметы только синего цвета. - самоприказ Для того чтобы было легче шагать по жизни и преодолевать стрессы придумайте себе одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу – самоприказ. Кто читал произведение «Унесенные ветром» или смотрел фильм. Какой девиз был у главной героини? « Об этом я подумаю завтра» иногда действительно стоит дать себе время, чтобы успокоится и принять правильное решение. - голосовые и двигательные техники Упражнение «Ааааа» Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом. Инструкция: «Сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения напряжения или усталости, утомления. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли». - Я сейчас приведу пример одного двигательного упражнения. Игра «Стряхни» Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного. Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, нехорошие мысли — слетает с вас как с гуся вода.» - прогулка на природе, - посидеть в тишине или послушать приятную спокойную музыку, - покинуть помещение. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. «Бывают ситуации, в которых сказать «да» значит сделать хуже себе, а сказать «нет» — сделать хуже другим. Если мы гово¬рим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того что¬бы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопережи¬вание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Способность сказать «нет» это не грубость, эта способность повышает вашу оценку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да». Упражнение «Три способа сказать, нет» Инструкция. Мы предлагаем Вам выполнить упражнение. Сейчас один из вас будет настойчиво просить о чем-то. Дру¬гой будет отказывать: • сначала он будет говорить только слово «нет», как «заезженная» пластинка; • потом «нет» с аргу¬ментами; • а потом «нет» с ар¬гументами и предложением чего-либо другого, то есть с альтернативой. Определитесь кто первый будет отказываться. 1 ситуация «Ты уже выполнил свое задание. Помоги мне, а то я не успеваю». 2 ситуация «Дай мне, пожалуйста, взаймы 200 тенге. Я верну завтра». После выполнения партнеры меняются ролями. Обсуждение. Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения. Какую форму отказа вам было воспринять легче всего? Какая форма больше всего раздражала? И в какой форме вам было легче всего отказывать? Кому было легче отвечать 1 способом? Кому 2 способом? Кому 3 способом? Резюме 1 способ - это конкретное «нет», а 2 и 3 способ это «Да» с поправкой. Ребята, вы сами почувствовали, какая форма отказа вызывала у вас принятие, а какая раздражала. И не у всех это одинаково. Так что вы можете подбирать каждый раз ту форму, которая кажет¬ся вам наиболее подходящей в конкретных обстоятельствах и с конкретными людьми. Но если в ответ на отказ человек продолжает настаивать, вы можете использовать метод «Заезженная пластинка». Это значит, нужно повторять одну и ту же фразу с одной и той же интона¬цией и не поддаваться ни на какие другие убеждения и провока¬ции. Навык говорения «нет» натренировать нелегко, почти невозможно, как мышцы пресса. Закончил качать пресс, все, расслабился. Поэтому этот навык нужно постоянно оттачивать. Мыслите позитивно. Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградить от негативных воздействий стрессов и тревог. Научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, научитесь извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений. Окружайте себя позитивными людьми. Просмотр мультфильма о позитивном мышлении. Выделяйте время, чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет Вам удовольствие. Прогулка, шопинг, чтение, музыка, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе. Повышайте свою самооценку. Необходимо думать о себе позитивно, с уважением, отмечать свои достоинства и качества, ставить их над недостатками. Нельзя брать на себя слишком большую ответственность и стараться всем угодить. Следует ставить достижимые цели и задачи, которые легко превратить в реальность, чтобы избежать в будущем разочарований и чувства неуверенности в своих силах. Человеку доступно все, что в его силах, и стоит только захотеть и приложить усилия, и дело начнет подвигаться. Если каждый день делать один шаг к чему-то желаемому, то через год будет уже триста шестьдесят пять шагов, а это, согласитесь, немало. Если хочется что-либо изменить в жизни, то начинать нужно прежде всего с изменения себя и своего отношения к миру. Упражнение «Позитивные мысли». Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности. Участникам по предлагается дополнить фразу «Я какой (какая)…». -Легко ли было делать это упражнение? Не стесняйтесь просить помощи. Желание обратиться за помощью есть признак эмоциональной зрелости, а вовсе не слабости. Научитесь хвалить себя. Сначала вам может казаться, что себя не за что хвалить и ничего из вашей деятельности не стоит комплиментов, но это неправда. Составьте список десяти ваших главных физических достоинств и ваших десяти положительных психических аспектов в себе. Повесьте этот список на видном месте, или просто положите рядом с рабочим местом, и периодически почитывайте его, особенно, когда чувствуете упадок духа. Когда вы обнаружите, что ваши мысли тащат вас вниз, сознательно похвалите себя за что-то. Дарите себе прекрасное! Читайте книги, слушайте музыку, смотрите кино. Ходите по музеям и выставкам, они способны расшевелить уставшие чувства и эмоции. Серые дни можно раскрасить яркими красками. Окружите себя небольшими яркими предметами: платок, подставка под телефон, рамка для фото, записная книжка и т.д. Принимайте свои чувства. Гнев, печаль, страх— все это очень неприятно, и некоторые пытаются избежать беспокойства, отвергая от себя эти чувства. Иногда в стремлении избежать беспокойства мы стараемся отнестись к ситуации без эмоций, что может приводить к деструктивному поведению — ложной отстраненности или хладнокровию. Мы можем пытаться подавить все эмоции, теряя тем самым способность воспринимать нормальные радости и огорчения, являющиеся частью наших взаимоотношений с другими людьми. Когда эмоции нельзя выразить непосредственно, можно найти иной выход для снятия напряжения. Долгая прогулка, игра с теннисным мячом или обсуждение ситуации с другом, возможно, помогут гневу рассеяться. Развивайте свои таланты и интересы. Познавайте, постоянно учитесь. Книги, онлайн-курсы, обучающие программы - к услугам современного человека множество ресурсов, с помощью которых можно научиться почти всему. Научившись чему-то новому — чинить автомобиль, играть на гитаре, печь пироги — мы обретаем уверенность в собственных силах, становимся более интересным человеком для себя и окружающих, улучшаем отношение к себе, открываем для себя все новые возможности - все это крайне важно для полноценной и счастливой жизни. Принимайте участие в других людях. Чувство изоляции и одиночества составляет ядро многих эмоциональных расстройств. Человек — социальное существо и нуждается в поддержке, комфорте и уверенности, которые дают ему окружающие. Поддерживайте отношения со старыми друзьями и заводите новые знакомства с людьми, которые разделяют ваши интересы. Тёплые отношения с семьёй, друзьями, коллегами и соседями обогатят Вашу жизнь и даст ощущение поддержки извне. Наслаждайтесь красотой. Обращайтесь к природе и искусству, чтобы регулярно напоминать себе, насколько прекрасна жизнь. Прогулка по саду, поход по красивой местности, посещение выставки, прогулка по городу - все это помогает снять стресс и привести мысли в порядок. Не теряйте интереса к жизни. Замечая красоту каждого мгновения жизни, глядя на жизнь под необычным углом, мы помогаем себе понять, что же для нас на самом деле важно. Благодарите от души - родителей, коллегу, понимающую подругу и друга, - за все хорошее, что они вам дают. Благодарите себя за то, что вы уникальны, за то, сколько вы уже пережили и сколько всего вам еще предстоит. Искренняя благодарность согревает сердце не только тех, кого благодарят, но и того, кто благодарит; она помогает больше ценить жизнь и не унывать из-за мелочей. Рефлексия: Упражнение «Кувшин моего внутреннего мира». Ведущий. Внутренний мир человека можно представить в виде кувшина. (На обратной стороне доски уже заранее прикреплен вырезанный из листа ватмана кувшин, который зато-нирован желтым цветом.) Что же находится в этом кувшине: отношение человека к самому себе; отношение к окружающему миру, к другим, а также те чувства и эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Все это находится в постоянном взаимодействии, и если на одном из уровней происходит сбой, то это отражается на всех остальных его уровнях. Я предлагаю наполнить этот кувшин тем, что помогает человеку быть в гармонии с собой и другими, не зацикливаться на трудностях, уметь их разрешать. Возьмите несколько самоклеющихся листочков и напишите способы которые вы уже использовали, а может это новые способы взятые из занятия. Как только вы заполните листочки, то подойдите к доске и наклейте их на кувшин. (Время на проведение упражнения – 5 минут.) Затем ведущий озвучивает содержимое кувшина. -Ребята, посмотрите на этот наполненный кувшин. Сколько много способов существует для реагирования в трудных жизненных ситуаций. Спасибо за сотрудничество. Методика: «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Литературный источник - Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. Н. В.Киршева, Н.В. Рябчикова. _ М.: Геликон, 1995 Источник: http://Методика: «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Литературный источник - Психология личности. Тесты, опросни | |
Просмотров: 1566 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|