Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период его адаптации к условиям детского сада» С.Б. Садвокасова Педагог-психолог Международной школы «Мирас» г. Астаны Первое посещение детского сада, независимо от возраста дошкольника, всегда сопряжено с трудностями. Создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей - одна из основных задач дошкольного образования. Как же помочь ребенку понять, принять новые условия и чувствовать себя в них комфортно? [1, с.1] Возникает необходимость в такой организации жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения со сверстниками. В этот период большое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Психологическая помощь и поддержка вновь прибывших детей осуществляется в соответствии с подпрограммой международной школы «Мирас» «Первые дни в детском саду». Цель - создание благоприятных условий, способствующих более быстрому и успешному протеканию адаптационного периода[2, с.1]. В связи с этим, в детском саду проводятся следующие мероприятия-направления работы: психологическая диагностика детей, просвещение и консультирование родителей и воспитателей, а также профилактика и коррекционно-развивающая работа с малышами (Таблица 1) Таблица 1 Направления работы Содержание Формы и методы Время проведения Диагностика Диагностика адаптационного периода по следующим критериям: -реакция ребенка при расставании с родителями; -длительность и характер сна; -аппетит; -общее эмоциональное состояние -взаимоотношения со взрослыми и детьми (Приложение А) -наблюдение за ребенком в разных видах деятельности; -посещение занятий; -заполнение карты наблюдения; -опрос воспитателя и специалистов; -индивидуальные беседы с родителями первый месяц пребывания в саду Просвещение и консультирование -Предоставление воспитателям информации о работе с ребенком в период адаптации. -Оказание помощи педагогам и родителям по возникающим вопросам. -Информирование родителей об итогах адаптационного периода. -Консультации -Семинары-тренинги (Приложение В) -Беседы -Адаптационный отчет (Приложение С) По запросам По истечению первого месяца пребывания в детском саду Профилактика и коррекционно-развивающая работа -Знакомство вновь прибывшего ребенка и его родителей с правилами поведения, расписанием и режимом дня в детском саду (Приложение Д). -Проведение игр и упражнений на знакомство (Приложение Е). -Работа с детьми с целью группового сплочения(организация совместной деятельности ради достижения групповых целей через стимулирование между детьми отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки). -Создание доверительной и доброжелательной обстановки в группе. -Оказание психологической помощи и поддержки детям, имеющим признаки дезадаптации. ознакомительные беседы -рекомендации для родителей «Снежный ком», «Давайте познакомимся», «Встаньте все те, кто...» Беседы, сюжетно-ролевые игры Коррекционные игры и упражнения, беседы, терапевтические сказки В течении первого месяца пребывания в детском саду Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, доброжелательное отношение со сверстниками и взрослыми. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период его адаптации к условиям детского сада, ориентировано на один из главных критериев адаптированности личности - состояние психологического комфорта (благополучия), как необходимого условия для всестороннего развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала детей [3, с.43]. Используемая литература: 1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт.-сост. Н.В. Соколовская.-Волгоград: Учитель, 2010.-188с. 2. Подпрограмма «Первые дни в детском саду» Международной школы «Мирас» г. Астаны. 3. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк.- М: издательский центр «Академия», 2008.-176с. (Приложение А) Лист наблюдения за ребенком в период адаптации ФИО Дата приема Реакция ребенка при расставании с родителями Оцениваемые критерии поведения ребенка в период адаптации Длительность и характер сна Аппетит Общее эмоциональное состояние Взаимоотношения с взрослыми и детьми 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед (Приложение В) «Как помочь ребенку легко адаптироваться к детскому саду». (Практический семинар-тренинг для воспитателей) Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов, воспитателей в вопросах адаптации детей к условиям детского сада. Задачи: 1. Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и их эмоционального благополучия в детском саду. 2. Профилактика дезадаптации воспитанников к детскому саду . 3. Обучение конструктивным способам общения с детьми. 4. Сплочение педагогического коллектива. Ход семинара Упражнение «Пять добрых слов» Цель: получить обратную связь в группе, повысить самооценку, самопознание, возможность сделать добро другому человеку. Мини-лекция Адаптация ребенка к детскому саду является условием эмоционального благополучия. Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. Адаптивная способность не является врожденной, а формируется постепенно. Для ребенка любого возраста процесс адаптации является сложным процессом, а для детей раннего возраста вдвойне, поскольку они менее приспособлены к отрыву от родных, более слабы и ранимы, не достаточно владеют речью, навыками самообслуживания, не испытывают потребность в детском обществе. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации детей в норме составляет: * в яслях – 7-10 дней; * в три года – 2-3 недели; * в старшем возрасте – 1 месяц. Социально-психологическая адаптация к детскому саду у разных детей происходит неодинаково, соответственно возрасту, типу высшей нервной деятельности, состоянию здоровья, стилю воспитания в семье и т.д. Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей за характером приспособления к новым условиям жизни: Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. В семье общение родителей с ребенком доброжелательное, уважающее. Вторая группа – дети, которые адаптируются медленнее и сложнее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды заинтересовности игрою меняются периодами капризничества, равнодушия. Им не хватает доверия в отношении к воспитателю, другим детям. Способности игры и общения у таких детей развиты недостаточно. Эти дети часто бывают малоинициативными, менее самостоятельными. Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило, они несамостоятельные, неконтактные, быстро утомляемые. Игровые способности не сформированы. Сон и аппетит у таких детей часто бывает плохой или совсем отсутствовать. Им свойственна высокая заболеваемость, которая еще больше замедляет приспособление к новому окружению. Упражнение «Ассоциативный ряд «Адаптация»» Практическое задание. Воспитателям предлагается разбиться на подгруппы. Каждой подгруппе выдается листок бумаги, на котором необходимо написать то, как мы можем помочь детям адаптироваться к условиям детского сада: • составить памятку, рекомендации, советы для родителей вновь прибывших детей; • вспомнить и придумать методы и приемы отвлечения ребенка от "ухода родителей"; • поделиться опытом «вхождения» ребенка в новый коллектив детей. Упражнение «Мне нравится…» Цель: снять напряжение, отдохнуть, поддержать дружелюбную атмосферу. Проведение: участники садятся в круг. Кто то стает вкруг и говорит: «Мне нравятся те, кто…», «Мне нравятся те, у которых…» - и называет какой-нибудь признак, что есть у нескольких участников (блондинки, те, что одеты в джинсах, имеют сережки…). Те, у кого есть этот признак, должны встать и быстро поменяться местами. В кругу на один стул меньше во время игры, поэтому та, которая остается без места, продолжает игру в центре круга. Этюд на различные позиции в общении. Игра «Солнце способностей». Вывод семинара: течение и длительность адаптации зависят от того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях. | |
Просмотров: 941 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|