Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
«СОДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ В ШКОЛЕ» Потребность комфортности школьной среды связана с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывает переменное дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы и состоит в ощущении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса [1, с. 9]. Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Психологический комфорт в школе – одно из главных условий эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ребенок [2, с. 12-13]. Сформировать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, проложить основы, необходимые для единения взрослых и детей, - непростая задача, посильная лишь команде увлечённых, небезразличных и креативных педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни. Именно такой командой является педагогический коллектив нашей школы. С чего же я начала непростую работу, цель которой – создание психологического комфорта в школе? Первым и одним из главнейших условий, необходимых для достижения успеха на этом пути, является понимание важности подобной работы, содействие администрации образовательного учреждения и принятие всеми членами педагогического коллектива предложенных идей и планов. Необходимо четко сформулировать цели работы психолога и его команды при проведении мероприятий, направленных на создание особой атмосферы образовательного учреждения. Они могут быть следующими: - психологическое просвещение, сплочение всего коллектива школы, создание обстановки психологического комфорта; - формирование школьной общности детей и взрослых, развитие чувства гордости за свой класс, школу; - познание психологии общения, законов взаимодействия с окружающими; - развитие психологической компетентности, навыков сотрудничества и взаимопонимания у школьников и педагогов; - развитие толерантности, интереса к другим людям; - поднятие общего эмоционального тонуса, благодаря которому можно настроиться на новые дела, приступить к каким-то начинаниям; - оптимизация межличностных отношений в классных коллективах, навыков и способов общения. Цель деятельности психологической службы школы я определила как «создание психолого-педагогического пространства», которое решает следующие задачи: - организация психолого-педагогического сопровождения инновационных процессов; - создание здорового психологического климата; - сохранение здоровья всех субъектов образования; - повышение профессиональной компетентности педагогов. Формы работы, направленные на создание комфортной психологической среды школы, я выбрала следующие: •Большие психологические игры для педагогов и учащихся разного возраста •Психологические акции •Психологический КВН •Коммуникативные игры (игры и упражнения «радостных встреч») •Тематические дни •Тематические классные часы •Коллективные творческие дела •Конкурсы, викторины •Выпуск тематических стенгазет, информационных листов •Психологические пятиминутки •Фотовыставки, видеопрезентации. Особенно легко это удается реализовать при проведении недели психологии. Девизом недели психологии я выбираю одну из следующих формул: •«Школа - наш общий дом!» •«Вперед за общением, знаниями и новыми друзьями!» •«Радостью наполним каждый день!» •«Чем больше знаешь - тем больше можешь!» При проведении недели психологии в школе я учитываю следующие принципы организации: - цикличность и преемственность (каждый день является логическим продолжением дня предыдущего; каждый день несет определенную информационную нагрузку); - проведение сквозных акций (каких-либо действий, переходящих изо дня в день); - события Недели психологии должны охватывать всю школу; - вмешательство в учебный процесс при проведении Недели психологии должно быть минимальным; - каждый день должен отличаться от предыдущего (необходимо предусмотреть такие виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым); - Неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь очерченные начало и завершение, основные идеи и девиз. Рассмотрим комфортные условия в школе для учеников. Наряду со всеми вышеперечисленными формами работы также мной проводятся: •Адаптационные занятия для первоклашек и учащихся пятого класса. •Коррекционно-развивающие занятия по программе «Я – первоклассник!» •Коррекционно-развивающие занятия с учащимися испытывающими трудности в обучении «Первоклассное путешествие» •Коррекционно-развивающие занятия по профилактике тревожности и агрессивности с подростками •Работа с детьми «группы риска» (например, коррекционные занятия и беседы, занятия с элементами тренинга, арт-терапевтические методы, игры и упражнение на напряжение/расслабение и т.д.) •Активным деткам, которым бывает очень трудно высиживать до конца все уроки, подходят активные методы психологической разгрузки. Ведь им просто необходимо «выплеснуть» накопившуюся за время сидении энергию, скорректировать негативное мотивационное отношение к работе на последних уроках. Здесь подходят такие методы, как: подвижные развивающие игры; упражнения на звукоподражание; комплекс упражнений на напряжение/расслабление; танцевальная терапия и т.п. •Профориентационная работа со старшеклассниками (например, цикл занятий «Как спокойно и успешно сдать экзамены», занятия с элементами тренинга «Профилактика экзаменационной тревожности», упражнения на расслабление и т.д.) Работа с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно, поэтому мы должны искать путь к сердцу родителей, чтобы дать этому влиянию позитивное направление. В моей работе с родителями имеет место быть следующее: •Тематические и индивидуальные консультации - проводятся по за¬просам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут, а так же могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если специалист видит, что родители не в состоянии само¬стоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. •Занятия с элементами тренинга •Круглые столы •Беседы и лекции Огромное значение в процессе работы с родителями имеет беседа, содержащая вопросы, касающиеся прошедшего учебного дня. Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфлик¬тных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родите¬лями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. •Выпуск информационных листовок и брошюр •Неделя самопознания для родителей •Родительские собрания Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем уча¬ствовать, каждый должен получить то, что для него особенно акту¬ально. Поэтому очень эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний. Например, традиция поощрения родителей, актив¬но участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, суве¬нирами, сделанными руками учащихся. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благо¬дарственные письма. Одним из важных составляющих психологического комфорта является профессиональное здоровье учителя. Оно включает в себя, помимо профессиональной пригодности, и физическое и психическое здоровье, которое находится в сфере ответственности самого человека. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими их показателями. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно - сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, нервные истощения, неврозы. Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны педагогические кризы, истощение, профессиональное выгорание, о котором в последнее время много говорят и пишут [3, с. 7-8]. Все это свидетельствует о том, что учителям необходима профессиональная психологическая помощь. В своей работе с педагогами я использую следующие формы работы: •Педконсилиумы •Семинары-тренинги •Семинары-практикумы •Беседы и лекции •Выпуск информационных листов и брошюр •Занятия для предотвращения синдрома эмоционального выгорания •Игры и упражнения для педагогов. Без сомнения, работа по созданию психологического комфорта в школе непростая. Первым и одним из главных условий, необходимых для достижения цели, является понимание важности подобной работы, содействие администрации образовательного учреждения и принятие всеми членами педагогического коллектива предложенных идей и планов. Во время проведения всех мероприятий школа становится одним целым, вживается в одни мысли, одни вопросы, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками. Мне кажется, что дети и взрослые смогли возбудить живой, естественный интерес к себе и своему психологическому знанию. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих. В нашем образовательном учреждении воцарилась атмосфера психологического комфорта, взаимопонимания, радости и доверия, которая сохранится в стенах школьного дома в течении всего учебного времени! Список литературы: Книги, монорафии, сборники: 1.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. Статьи: 2.Е.П. Картушина, Т.В. Романенко Психологический комфорт в школе: как его достичь. Акции, семинары, тренинги. Изд-во «Учитель», 2007, Волгоград. Электронные ресурсы: 3.Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Электронный журнал «Психологическая наука и образование: www.psyedu.ru/issn:2074-5885/E-mail:psyedu@mgppu.ru» | |
Просмотров: 1506 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|