Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Игротека
Газета "Школьный психолог" http://psy.1september.ru/newspaper.php?year=2005&num=22 Описываемое ниже упражнение проводится в рамках сказкотерапевтического тренинга. I ЭТАП. ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ
Ведущий. Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно в течение нескольких минут. Глаза можно закрыть, но это необязательно. Образы, которые будут появляться перед вами, можно увидеть и с открытыми глазами. Итак, приготовились... Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились в процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, что персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотелось увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился, скажем, Винни Пух, бредущий в тумане, или грустный Карабас-Барабас. Уже этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участников их сказочный герой. Обычно это либо приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируются тревога, волнение или равнодушие. II ЭТАП. СОЗДАНИЕ КОМАНД
Ведущий. Вы познакомились с теми образами, которые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев — уже без всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди всех одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персонажа. Не надо пока называть его имя, просто подумайте и сделайте свой выбор... Ведущий.Вам дается пять минут на то, чтобы обсудить в парах, что же все-таки является похожим у ваших персонажей. Сформулируйте главное, что вас объединяет, в коротком девизе, афоризме, в образе или метафоре. Участники предлагают свои формулировки, после чего ведущий просит каждую пару выбрать другую пару (по аналогии с предыдущей процедурой), чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) опять-таки чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сходство героев в четверках в виде метафоры. Затем участники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев. В случае небольшого количества участников можно остановиться на работе в четверках. Ведущий. Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые вами, становились все более обобщенными, емкими, глубокими, я бы даже сказал — архетипическими. Действительно: «волшебная вода», «цветочные часы феи», «волшебная палочка» — сколько красоты и тайны прячется за этими словосочетаниями! Как хочется узнать поподробней о загадках этих чудесных образов! Поэтому я предлагаю вам... сочинить сказку, названием и, соответственно, основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а героями — те сказочные персонажи, которые явились вам во время первого упражнения. III ЭТАП. СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК
На сочинение сказок в командах надо выделить не менее тридцати минут: это процесс очень непростой. Сочинить сказку в одиночку порой оказывается значительно легче, чем в большой команде, когда необходимо не просто учесть мнение каждого, но и отразить сущность выбранных сказочных героев. Ведущий. Мы поочередно выслушаем сказку каждой группы. Когда отзвучат последние слова сказки, у команд-слушательниц будут три волшебные минуты, чтобы показать иллюстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербально в течение несколько секунд представить «живую картинку». В качестве примера приведем сказку, созданную во время тренинга по сказкотерапии психологами Волгограда. Героями, объединившимися в одну группу, оказались Коза (из сказки «Волк и семеро козлят»), Винни Пух, Красная Шапочка и Мамонт. СКАЗКА О ВОЛШЕБНОЙ ВОДЕ Далеко-далеко, там, куда не могут добраться даже сны, расположилась страна Люизоя. В ней мирно жили люди и животные, благодаря волшебным свойствам воды в роднике, питающем колодец у дома мамы Козы и ее козлят. Этот родник давал начало всем водам Люизои. Тот, кто хотя бы раз пробовал эту воду, становился добрым и терпеливым, трудолюбивым и сильным, выносливым и способным добиться поставленной цели. Благодаря волшебной воде в Люизое были богатые урожаи, а в семьях рождалось много детишек. Из всех ближних стран приезжали в Люизою за волшебной водой... В принципе, на этом можно завершить упражнение и перейти к обсуждению. Однако если ведущий хочет помочь участникам пройти еще несколько шагов навстречу себе, то можно перейти к следующему этапу. При этом следует отдавать себе отчет в том, что описываемые ниже процедуры могут оказаться трудными для участников и требуют от ведущего достаточно высокой квалификации. IV ЭТАП. ПОИСК АНТИГЕРОЯ
Ведущий. Спасибо вам за чудесные сказки. Без сомнения, сейчас произошло чудо. Ведь еще тридцать минут назад у человечества было на несколько сказок меньше, чем сейчас! Но не будем почивать на лаврах, радуясь заслуженному сказочному успеху. Давайте поработаем дальше. Ведущему необходимо дать участникам достаточное время для этой работы. Можно обратить внимание участников группы на то, что чем больше качеств зафиксировано, тем лучше. Ведущий. На вашем листе остался пустым правый столбец. В нем я прошу записать такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчеркиваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противоположными — на уровне ваших ощущений и понимания обозначенных качеств... А теперь, когда эти качества записаны, подумайте: есть ли такие сказочные герои, которые обладают именно такими качествами — теми, что записаны в правом столбце? Если кто-либо из участников затрудняется в нахождении соответствующего героя, следует вынести этот вопрос на обсуждение группы. Как правило, в результате совместных поисков нужный персонаж оказывается найденным. Таким образом, у каждого участника есть два персонажа, оказавшиеся противоположными друг другу. V ЭТАП. ОБРАЗ АНТИГЕРОЯ
Ведущий. Мы с вами очень много времени уделили проработке образа вашего сказочного героя, первым появившегося в вашей личной Сказочной стране. Но ведь и этот, возникший только что, персонаж нуждается во внимании с вашей стороны. Я предлагаю немного поработать и с ним. Для этого я прошу вас сесть поудобней, расслабиться и как можно ярче представить себе его. Глаза можно закрыть, а можно и не закрывать... Обратите внимание на все детали внешнего облика вашего героя. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? В какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка? Ведущий должен внимательно следить за происходящим, при необходимости помогать участникам, испытывающим затруднения, не теряя при этом контроля за всей группой и выдерживая необходимый темп. Ведущий. Давайте встанем в круг. Отделите от себя выбранного персонажа. Представьте, что он стоит сейчас перед вами. Он вас видит и слышит. Вы можете сказать ему все, что посчитаете нужным. Если не захотите говорить — не надо. Итак, кто готов сказать что-нибудь своему персонажу? Не следует поочередно передавать слово по кругу. Пусть начнут говорить те, кто окажется готовым к этому непростому монологу (может быть, диалогу). Важно, чтобы слова звучали вслух. И не имеет особого значения, что не все участники помнят, к какому именно персонажу обращается человек. Главное — смысл сказанного. (Любопытно, что чаще всего звучат прямые советы и рекомендации...) | |
Просмотров: 2814 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|