Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Тренинг с родителями «Шаг навстречу» . Здравствуйте уважаемые участники тренинга. Для начала давайте познакомимся. Знакомство. Оформление визиток. На листе изображена таблица из 4 ячеек: имя, профессия, имена детей. Школа 1. Приветствие. Привет, меня зовут …. Сегодня мы с вами поговорим о проблеме подросткового суицида. Тема нашего сегодняшнего мероприятия: «Шаг навстречу» Слайд 1 Суицид - это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл Слайд 2 Суицид в Казахстане Казахстан в Европейском регионе занимает «лидирующее 2 место» среди 24 стран по смертности среди подростков в возрасте 15-19 лет, после России. Существуют ли признаки готовящегося самоубийства? Можно ли предотвратить суицид? Как формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира? Об этом мы сегодня с вами и поговорим. 5. Упражнение «Автобусные остановки». Участники делятся на три команды, произнося фразу «Я выбираю жизнь». Первая группа «Я» получает плакат «Чаще подвержены суициду», вторая группа «Выбираю» - плакат «Причины суицида среди подростков», третья группа «Жизнь» – «Признаки готовящегося самоубийства». Начав заполнять свои плакаты, по хлопку тренера группы перемещаются к следующему плакату и продолжают работу предыдущей группы, дополняя её ответ. Затем выполненные работы сравниваются с данными на слайдах. Чаще подвержены: • подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями; • девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты; • подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения; • подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей. Слайд. Причины суицида • Проблемы и конфликты в семье. • Слишком жесткое воспитание • Конфликты с друзьями, проблемы в школе. • Несчастная любовь, одиночество. • Страх перед будущим. • Потеря смысла жизни. • Подражание кумирам • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. • Прессинг успеха. Слайд Признаки готовящегося самоубийства 80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять! Словесные признаки • Часто говорит о своем душевном состоянии. • Шутит на тему самоубийства. • Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Поведенческие признаки. • Раздача ценных вещей. • Приведение дел в порядок. • Прощание. • Демонстрируют радикальные перемены. Ситуационные признаки. • Социально изолирован. • Живет в нестабильном состоянии. • Ощущает себя жертвой насилия. • Перенес тяжелую потерю. Практическая часть. – Можно и научиться управлять собой? Сегодня на занятии мы будем использовать метод 6 думательных шляп. Вы должны будете примерить все 6 шляп и высказать свое мнение. Белая шляпа— факты и информация. Какой информацией мы располагаем? Красная шляпа— эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую? Черная шляпа— здравый смысл. Сработает ли это? Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать? Зеленая шляпа— предложения, новые идеи, альтернатива. Синяя шляпа— размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Прослушайте ситуацию так, как будто вы главный герой истории и с позиции своей шляпы проанализируйте событие. Лида была старшей дочерью в семье и самой красивой. По крайней мере, так считали ее подруги. Жгуче-черные длинные волосы и почти черные глаза. Обаятельна и кокетлива. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар. Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план: «Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить» - думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против. - Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! - возмущенно реагировала мать на просьбу дочери. - Ну, мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила. - Нет! - резко сказал отец. - Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать - будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату! Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют. Проще умереть! Умереть? А что, идея! Тогда все будут жалеть о своих поступках - и родители, и Слава. Лида представила сцену собственных похорон. Все будут плакать на кладбище и говорить: «Какая она была красивая, какая хорошая». Отец станет убиваться: надо было дать ей денег, ну подумаешь - экономили бы некоторое время. А Слава после такого потрясения долго ни с кем не сможет общаться. Одеваем роль: Я не …, я Лида. Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст и за 7 – 10 минут обдумайте свою позицию. Можно сделать записи на листах. Итак, белая шляпа – информация. Что случилось, какое решение ты приняла? Почему ты приняла это решение. Красная шляпа— эмоции, чувства. Что я чувствую? Черная шляпа— здравый смысл. Сработает ли это? Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать? Зеленая шляпа— предложения, новые идеи, альтернатива. Синяя шляпа— Нужно ли выполнять принятое решение? : Итак, спасибо за ваше мнение и если можно, то я обобщу все сказанное словами известного американского психолога Анны Анастази: «Отвечать на удары судьбы можно по-разному – унынием, депрессией, даже самоубийством, либо напряжением всех сил, дабы доказать судьбе, что ей тебя не одолеть». Согласны ли вы с этими словами? Лучший день - сегодняшний. Будем же счастливы сегодня! Здесь и сейчас! Снятие роли: Я не Лида, я … Только что, мы ненадолго оказались на месте наших детей. Теперь я предлагаю вам немного размяться и поработать в парах. Упражнение «Кулачок» Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются). По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания. Обсуждение: Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)? Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской? Почему вы выбрали этот способ выполнения задания? Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок? Вот так и мы со своими детьми, часто мы применяем к ним силу, давление, хотя возможно лучше всего просто попросить, поговорить, тогда и эффект будет значительнее и состояние ребенка будет спокойным. Продолжить наш тренинг мне хотелось бы одной притчей. Притча Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений. Как предотвратить суицид? Упражнение «Узелки» Подготовить ленточку с узелками. На каждый узелок участники должны придумать то, что будет препятствием для совершения суицидальных намерений. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Узелки». Вам необходимо развязать эту ленту с узелками: Слайдовая информация: Предотвратить суицид помогут предлагайте свои примеры – препятствия для совершения суицида. Участники высказывают свои мнения. Слайдовая информация: Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход» Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. Вовлекать подростков в полезные виды деятельности. Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу. Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и доверительных отношений с ребенком. Правила: «Глаза в глаза», «Чудо прикосновения», Безраздельное внимание». Работа по просвещению родителей Очень важно сформировать у детей антисуицидальные факторы личности. Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся: - эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; - выраженное чувство долга, обязательность; - концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; - учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения; - убеждения о неиспользованных жизненных возможностях; - наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов; - наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; - психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности. - наличие актуальных жизненных ценностей, целей; - проявление интереса к жизни; - привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними; - уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; - планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; - негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства. : Для формирования антисуицидальных установок следует: - постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями, Вселять уверенность в свои силы и возможности, Внушать оптимизм и надежду, Проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием, Осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками. : Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер. : Дорогие участники! Давайте возьмемся за руки. От нас зависит будущее наших детей. Именно вы в ответе за них. Давайте сделаем шаг навстречу нашим детям! : Большое спасибо за участие, наш тренинг подошел к концу. Заполните рефлексивные листы. До свидания! | |
Просмотров: 703 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|