Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Семинар - практикум Дата проведения: 24.03.2017 «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов» 1. Вводная часть. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашей встрече, которая пройдет в форме семинара-практикума. Но прежде, чем начать наш разговор, я бы хотела услышать ответ вот на какой вопрос: - Часто ли в ходе выполнения профессиональных задач вы испытываете психоэмоциональные нагрузки? (ответы педагогов). - Я с вами абсолютно согласна. Современная жизнь сопряжена с многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера. И это требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации, в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психические состояния педагогов снижают эффективность воспитания детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с коллегами и родителями. Вследствие чего, педагогам требуются многоаспектные и разносторонние знания по данному вопросу. Поэтому наш разговор сегодня пойдет о проблеме профессионального выгорания педагогов, о внутренних и внешних факторах, его порождающих. Тема: «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов». Цель: способствовать росту профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме. Задачи: 1. Информировать педагогов по проблеме эмоционального выгорания. 2. Развивать педагогическую рефлексию. 3. Разивать практические умения педагогов конструктивного общения. Планируемый результат: 1. Актуализация знаний по данному вопросу. 2. Наличие практических умений конструктивного общения. Сейчас мы проведем игровую разминку, которая поможет нам настроиться на деловую работу. 1. Приветствие «Улыбка» Цель: принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создание положительного эмоционального настроя на занятие. «Поприветствуйте своего партнера по общению открытой доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько приятных слов». 2. «Разогревка – самооценка» Цель: создание теплой атмосферы в группе и сплочение ее участников. - Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, - похлопайте в ладоши. - Если вы полагаете, что для педагогов более важна практическая информация, чем теоретическая, - потопайте ногами. - Если вы считаете, что педагоги обучаются так же как и дети, кивните головой… - Если вы думаете, что желание взрослых зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой… - Если вы верите, что взрослые успешнее всего обучаются, делая что-то, встаньте… - Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь. Улыбнулись? Значит, готовы к занятию. II. Практическая часть. В создании благоприятной атмосферы в школе одна из главных ролей отводится педагогу, и в первую очередь – этической стороне его деятельности. К. М. Левитан писал: «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность». В своей книге «Педагогическая деонтология» К. М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но окончательно его сжав, можно выделить главный – «Не навреди!». Не навреди коллеге, родителю, ученику, чтобы не навредить никому. В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта Учителя. Учитель для школьника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь учащегося, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т. д. 1. Упражнение «Орех» Психолог: сейчас мы проведем опыт с орехами. Всем предлагается выбрать по ореху и постараться запомнить свой орех. Затем, вернуть его на поднос. Психолог просит найти каждого свой орех. - Что вам помогло узнать свой орех? (особые приметы, индивидуальные качества,.) Вывод психолога: Вот так и наши ученики: все они дети, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но, даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице учителя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете молодому учителю, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в школе больше половины дня, видят в нас образец поведения. Известно, что педагогическая деятельность отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой. Педагогу приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, подкрепляя ею различные аспекты общения: внимательно выслушивать детей и их родителей, сопереживать, сострадать, сочувствовать. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Это очень большая ответственность. А еще – многочисленные проверки, горы документации, аттестация, неблагоприятный психологический климат в коллективе и т. д. – как результат – нервное перенапряжение. В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание». 2. Проведем блиц-тест «Ролевая карта педагога». - Какие роли выполняет педагог? (обучение, воспитание, развитие, консультирование, внедрение инноваций, является примером для подражания). - Проранжируйте данные роли по степени значимости (обозначьте в ней главные, второстепенные, третьестепенные роли). - Оцените, насколько данные роли были мастерски сыграны вами в ходе вашей профессиональной деятельности (очень хорошо, норма, недостаточно выражено, отсутствует). - А сейчас я попрошу вас прислушаться к своим ощущениям и определить, что в настоящий момент является для вас «камушком в ботинке», тем, что мы обычно сразу можем и не заметить, тем, что может натереть «больную мозоль», если вовремя его не вытащить. В этом вам поможет ролевая карта педагога. Я буду закидывать «камушки», а вы озвучивать, что они значат лично для вас. Чтобы легче было сформулировать, предлагаю продолжить фразу «В последнее время меня часто огорчало…», «Меня часто выбивало из колеи…». - Как мы можем воздействовать на ситуацию? Варианты: - повлиять непосредственно на собеседника; - попытаться повлиять на обстоятельства; - попытаться повлиять на самого себя. - Что сделать легче? (Еще раз обратить внимание на слова К. С. Левитана; «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность»). - Мы с вами определили проблему, поискали возможные источники ее возникновения. Вывод: в профессиональной деятельности педагога присутствует множество негативных факторов, но несмотря на это, педагогу необходимо уметь сохранить свое физическое и психическое здоровье. Хотелось бы привести слова Альберта Эллиса «Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем», т. е. все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события. 3. Проведем Упражнение «Яблоко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. А сейчас я вам раздам листочки с 5 способами выхода из конфликтной ситуации, и вы подчеркнете к какому способу относится ваш ответ и почему. А теперь ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество). Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу. 1. Соревнование (конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. 3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок. 4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью Удовлетворяющей интересы обеих сторон. Кеннет Томас считает, что: - при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха; - при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; - и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше. 3. Заключительная часть Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников: Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное. Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести. Он – защитник: оградит от обидчика. Он – творец детской радости: с ним интересно, весело. Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит. Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное. Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу, может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта. В заключении мне хотелось бы напомнить вам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям. И для этого я подготовила вот такие памятки. Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца Учителя. «Только тот, кто владеет собой может повелевать миром» - говорил великий Вольтер. Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог. | |
Просмотров: 1189 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|