Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Т. М. Баймолдаев,

директор АОИПРК, к.п.н., доцент

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

кновения до того, как она будет осознана учащимся или же другими педагогами. Современная ситуация переосмысления ориентиров развития общества и отдельного человека делает проблемы оказания психологической помощи особо значимыми и острыми. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода. Практическая психология является не предметно-ориентированной, а проблемно - центрированной,  то есть направленной на поиск   решений жизненных проблем. Мастерство педагога - психолога заключается в умении посмотреть на не решаемую проблему   в таком свете, что она становится разрешимой наличными средствами. В ситуации оказания помощи педагог-психолог имеет дело с человеком как целостностью. Человек предстает перед психологом целостно. Центральной фигурой образовательного         и воспитательного  процессов является учащийся как личность. Все остальные участники, в том числе и педагог - психолог, лишь помогают становлению личности учащегося, целенаправленно обеспечивают его возрастное  развитие с учетом природных предпосылок, устремлений, склонностей и способностей. От психолога требуется особый тип отношения к ребенку, основанный на помощи в развитии, последовательном проведении принципов диалога, проблемности  рассмотрения  каждого ребенка как уникального существа. Весь  процесс воспитания можно охарактеризовать как взаимодействие его участников. Не только воспитатель воздействует на воспитуемых,  но и они воздействуют на воспитателя. Так в процессе совместной деятельности  педагог - психолог и учащиеся вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативный, так и личностный психологический контакты. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельных индивидов со всей системой совместных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность. Совместная деятельность педагога - психолога и учащегося включает в себя ряд специфических процессов и факторов, важнейшим из которых является сотрудничество - взаимодействие. Динамику общения существенно определяют межличностные отношения, сложившиеся между участниками совместной деятельности, их характер и уровень развития, и индивидуально-психологические особенности, совместно действующих индивидов.

Сотрудничество - поскольку оно принимает разделение функций оказывает существенное влияние на специализацию способностей разных участников. При успешном сотрудничестве каждый должен доверять друг другу, полагаться друг на друга при выполнении совместных действий, когда оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей.

Анализ литературы по данному вопросу показал, что когнитивные,     конативные  элементы этого взаимодействия могут быть во взаимоотношениях сбалансированными, а могут преобладать друг над другом. В формировании конъюнктивных взаимоотношений, при которых педагог и учащиеся  стремятся к социальному единению, поддержке другой стороны, можно выделить несколько этапов, каждый из которых несет определенные функции. Психолог выступает как исследователь. Важный показатель- включенность всех участников процесса.

Основные фазы модели организации практического сотрудничества

- образование тождественного представления о цели

- планирование цели

- выполнение конкретных действий и операций

- фаза формирования -  установка цели, общение, согласованность

- фаза планирования – планирование,  договор, деятельность

- фаза выполнения - начало выбора начального содержания

В фазах участники решают определенные когнитивные и коммуникационные задачи.

Педагогическая деятельность всегда была жестко ориентирована на конечный результат, который проявлялся в знаниях, умениях, навыках. Сформированная у педагогов потребность в четко определенном результате способствует развитию нетерпимости к неопределенности. Вместе с тем любая инновация сопровождается разного уровня неопределенностью. Умение терпимо воспринимать неопределенность, порождаемую инновационной деятельностью, быть толерантными к изменениям в современных условиях жизненно необходимо для системы образования. В связи с этим приоритетной задачей психологического сопровождения является формирование психической готовности к инновационной деятельности, активно положительного отношения к ней и к профессиональному развитию.

Использование данных психотехнологий на курсах повышения квалификации педагогов и руководителей общеобразовательных школ способствует повышению уровня толерантности к инновациям и формирует новое поколение людей, способных более широко использовать свой потенциал и способности, терпимо относиться к новым идеям в образовании и в обществе в целом.  

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-04-13)
Просмотров: 2257 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru