Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА Использование информационно–коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Современная ситуация в новом информационном пространстве диктует свои требования к психологам. Старые формы работы уже не могут в полной мере обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий. Повышение требований к качеству и количеству выполняемой психологом работы приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы. Использование информационно–коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности психолога, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми). Возможные варианты применения информационно-коммуникативных технологий в деятельности психолога детского сада: ведение основной и вспомогательной документации (создание справок, отчетов, протоколов, заключений, разработка бланков, конспектов, сценариев и т.д.) в MS Word; обработка результатов диагностического обследования в MS Excel; создание презентаций в MS Power Point (в том числе и интерактивных игр). разработка собственных развивающих пособий (рисование иллюстраций в Paint и обработка изображений в Adobe Photoshop, оформление альбомов, книг и т.д. в PDF-XChange Editor); работа с видео и аудиоматериалами (от записи и монтажа до прямого применения); использование сети Internet в качестве ресурса самообразования и обмена опытом. А теперь подробнее остановимся на применении ИКТ в детском саду по основным существующим направлениям деятельности психолога: 1. Организационно-методическая работа В нее входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т.п. Составление отчетов, результатов тестирования Каждый психолог знает, что недостаточно только провести тестирование и обработать результаты. Необходимо еще грамотно и красиво составить отчет, представить свои результаты в понятной и доступной для педагогов и родителей форме. Здесь вы можете воспользоваться программой Microsoft Word, применение которой позволит вам использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, фотографии и др. Программа Power Point поможет вам при разработке и использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских собраниях. Таким образом, вы будете уверены, что ваши слушатели вас поняли. Фиксация и хранение результатов Очень важной и часто проблемной для психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности. Благодаря электронному журналу психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых. Электронный журнал педагога-психолога вы можете скачать здесь: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib Электронная библиотека С появлением электронного документооборота объем информации, которая хранится у психолога в электронном виде, резко возрос, следовательно, возникли потребность в систематизации этих данных и возможности быстрого поиска. В своей работе психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. Все это обычно хранится на полках в отдельных папках. Но, в конце концов, случается так, что места для новой папки уже не остается. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся ваша информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: - в виде папочек с различной информацией на рабочем столе; - через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа Front page. Психологические паспорта детей Психологические паспорта детей — это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности дошкольного психолога, которая относится к психологическому сопровождению детей — особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени. Составляется компьютерная база достаточно легко и быстро. Но самое главное, что педагог-психолог может найти компьютерной базе еще очень много вариантов практического применения. Программа Microsoft Access позволяет создавать простейшие и сложные базы данных. 2. Диагностическая работа Эта часть деятельности психолога всегда является наиболее трудоемкой и обширной. Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение особенностей детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в поведении, развитии, адаптации. На диагностику затрачивается достаточно большое количество времени. Но сложность диагностики состоит не в ее проведении, а в обработке результатов. Наиболее эффективный выход из этой ситуации – применение ИКТ. Многие тесты на ниже перечисленных сайтах поддаются автоматизации и переложены на компьютерный вариант. Здесь же содержится информация, как можно приобрести ту или иную методику: psy-files.ru, serendip.ru, mmpi.ru, linkarchive.ru, psihologytest.narod.ru, azps.ru, vsetesti.com. Существует еще одна возможность - использование ресурсов MS Excel. Для этого в нем создается шаблон, куда вносятся соответствующие формулы для расчета нужных величин. Можно быстро получить необходимые диаграммы по результатам диагностики. Выбор Excel обусловлен ее доступностью – она по умолчанию входит в стандартный пакет Microsoft Office, а также обладает широким спектром возможностей для работы с массивами данных. В результате, проведение компьютерной диагностики и ее обработка позволяют: - высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных; - провести большее количество консультаций и коррекционно – развивающих занятий; - повысить свой профессиональный рост. 3. Психологическое просвещение и консультирование К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы психолога, как психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей. Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение ИКТ на родительских собраниях, педсоветах, семинарах для педагогов, в беседах с детьми. CD-фильмы Применение CD-фильмов в просветительской работе психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Это может быть эпизод из фильма, подходящий по теме, познавательный репортаж, посвященный вопросам детской психологии, или видео, снятое и смонтированное педагогами самостоятельно (фрагменты из жизни детского сада, интервью воспитанников, и т.д.). Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов. Сетевое взаимодействие Данный тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с педагогами, родителями, коллегами из других дошкольных учреждений — через сеть Интернет, с помощью электронной почты и других социальных сетей. Воспользовавшись этими системами, можно легко и продуктивно пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу, обмениваться опытом. Медиапрезентации Одним из немаловажных факторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда медиаслайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. В медиапрезентациях есть еще один существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. В создании презентаций незаменима программа Power Point. На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com вы сможете найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний. 4. Коррекционная и развивающая работа Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или печатном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в возможности показать движущиеся объекты, анимацию, обеспечить аудиосопровождение занятий, использовать мультфильмы, посвященные развитию познавательных способностей и нравственных качеств. Конечно, занятие не должно сводиться только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать графические, физические и прочие задания с мультимедийными, что повысит его познавательную активность во время занятий, повысит их эффективность. Развивающие игры Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны настольно-печатным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия. Развивающие игры вы можете скачать на сайтах: http://gameboss.ru http://www.solnet.ee/games/g1.html http://logicgame.com.ua Кроме того, необходимые, более адаптированные под индивидуальные психологические и прочие потребности воспитанников, развивающие игры можно разработать самим, воспользовавшись программой Power Point. Наличие функции «Триггер» позволяет сделать любую игру, переложенную на слайды интерактивной, когда различные элементы изображения появляются и исчезают не в заданной последовательности, а по мере того, как отвечает ребенок, в зависимости от его выбора и желаний. Такие игры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Самостоятельные разработки позволяют психологу разнообразить и расширить имеющийся инструментарий, повысить интерес воспитанников к занятиям, внедрить сюрпризные моменты в любую деятельность. В заключение хотелось бы сказать, что информационно-коммуникационные технологии уже прочно вошли в нашу деятельность, значительно облегчая и упрощая труд, позволяя осуществлять его согласно требованиям современного общества, и исходя из имеющихся потребностей воспитанников, экономя ресурсы для непосредственного общения с ними. ИКТ позволяют поддерживать интерес детей, разнообразить деятельность во время индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, использование интерактивных заданий и т.д.), а также оказывают неоценимую помощь в ведении различной документации и систематизации различного накопленного (диагностического, наглядного, развивающего и пр.) материала. | |
Просмотров: 772 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|