Эта игра предназначена для учащихся 7–9-х классов (а в более усложненном варианте — и для учащихся 10–11-х классов). Она знакомит старшеклассников с основными структурными подразделениями различных предприятий и организаций, а также помогает научиться соотносить качества личности работника с требованиями профессий. Игра занимает около 45 минут. Для ее проведения требуется обычная классная доска. Еще до того, как будет объявлено название игры, следует выбрать двух добровольцев на главные роли. Далее оглашается название игры и ведущий дает учащимся следующую инструкцию. Планета Земля недавно установила контакт с другой цивилизацией. Начался период интенсивного изучения друг друга: наши специалисты посещают открытую планету, а специалисты оттуда прилетают к нам. Представьте, что два специалиста-инопланетянина, изучающие профессии, прибывают на какое-либо типичное земное предприятие (учреждение, фабрику, завод, фирму). Они хотят не только понаблюдать за работой различных профессионалов, но, по возможности, и сами попробовать поработать, как бы «постажироваться». Посмотрим, насколько это получится у наших гостей из космоса. В роли инопланетян выступят два наших добровольца, а все остальные будут исполнять роли руководителей различных служб предприятия. Что это за предприятие, мы определим с вами немного позже. После этого все вместе (и руководители, и инопланетяне) уточняют, какое предприятие (учреждение, фабрику, завод, фирму) они хотели бы рассмотреть в игре. Ведущий записывает название этого предприятия на доске и обязательно уточняет, что именно производит данное предприятие. Далее участники вместе определяют, какие основные службы функционируют на данном предприятии. Ведущий может подсказать учащимся названия типичных подразделений: дирекция, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, отдел сбыта и снабжения, транспортная служба, охрана и т.п. Ведущему нужно учитывать интересы учащихся, их ориентацию на определенные профессии. В зависимости от профиля организации могут быть выделены: вычислительный центр, конструкторские отделы, конкретные производственные цеха и участки, а также склады, столовые, рекламные службы, административно-хозяйственные службы, пожарная охрана и даже социально-психологические подразделения. Ведущий выписывает названия 10–15 таких подразделений на доске в таблице. Можно также отдельно представить основные структуры предприятия в виде несложной схемы, но на доске основные подразделения (и соответствующие профессии) обязательно должны быть представлены в виде перечня. Ведущему следует помнить, что из-за ограниченного времени игры просто невозможно записать все возможные службы, поэтому рассматривается лишь то, что интересует учащихся.
После этого двум главным игрокам (инопланетянам) предлагается выйти на 2–3 минуты в коридор и подумать над тем, какой внешний облик имеют инопланетяне. По условию игры он не должен сильно отличаться от облика жителей нашей планеты. Рост инопланетян не может превышать трех метров, а вес — пятисот килограммОВ. Затем игроки должны быстро и схематично нарисовать на доске, как они выглядят, и кратко рассказать о некоторых своих особенностях (достоинствах и недостатках). Пока инопланетяне находятся в коридоре, ведущий с оставшимися игроками обсуждает, каким образом можно определить готовность инопланетных существ к работе на Земле. Для этого он быстро рисует на доске необычное существо и предлагает одному из учащихся представить себя на месте начальника службы нашего предприятия. Этот учащийся должен попытаться объяснить, сможет ли такое существо успешно трудиться в его службе. Далее приглашаются инопланетяне, быстро рисуют свое изображение надоске, кратко объясняют, что они изобразили, и отвечают на уточняющие вопросы. Ведущий должен проследить за тем, чтобы вопросов было немного, иначе игра превратится в пресс-конференцию. После этого игроки высказываются о пригодности стажеров-инопланетян к работе по земным профессиям. Сначала говорят «руководители» подразделений. Порядок высказывания следующий. – учащийся просит слова (поднимает руку, как это часто делается и на «взрослых» производственных совещаниях); – называет свое подразделение (он выбирает его самостоятельно из перечня, записанного на доске); – говорит, смогут ли инопланетяне работать по типичной для данного подразделения профессии, и обязательно объясняет, почему он так считает. В таблице, нарисованной на доске, ставятся соответствующие знаки напротив конкретных подразделений (например, если, по мнению «руководителя», инопланетяне не подходят для данной профессии, то ставится знак «минус», если подходят — «плюс», а если мнение неопределенное — знак вопроса). Далее по этому поводу кратко могут высказаться и остальные игроки (насколько они согласны с доводами только что выступившего «руководителя»). Только потом, в завершение, кратко высказываются и основные игроки: смогут они работать в качестве стажеров по рассматриваемой профессии или нет и почему. В таблице, нарисованной на доске, ставятся соответствующие знаки напротив конкретных подразделений (например, если, по мнению инопланетян, они не подходят для данной профессии, то ставится знак «минус», если подходят — «плюс», а если мнение неопределенное — знак вопроса). Свое мнение может выразить и ведущий, корректируя ошибочные представления учащихся. Но если их мнения и обоснования окажутся в основном верными, то ведущему лучше промолчать. Мнение ведущего также отмечается в отдельной колонке в таблице. Разобравшись с одной профессией, ведущий предлагает перейти к другому подразделению и просит кого-нибудь выступить в роли «руководителя» и т.д. Обычно за одну игру удается рассмотреть 7–10 профессий. Необычная игровая инструкция, а главное, использование необычных «возможностей» привносят в занятие дополнительный интерес и интригу. Если в ходе игры будут возникать шутки и смех, следует отнестись к ним с пониманием, ведь сама игра провоцирует воображение. Спокойно надо относиться и к ситуации, когда главные игроки (инопланетяне) «хохмы ради» изобразят на доске нелепое существо — затем может оказаться, что и для него подойдут некоторые профессии. Естественно, шутки могут касаться представленных образов инопланетян и существующих земных профессий, но не должны быть направлены на личности участников. Ведущий должен обязательно следить за этим. Если учащиеся проявят пассивность и не будут стремиться выступать в роли «руководителей» подразделений, ведущий может использовать следующие приемы. Уважительно обращаться к конкретным учащимся по именам и отчествам, например: «А что нам скажет Иван Иваныч, начальник транспортного цеха?» Не нужно «застревать» на каком-то подразделении, если оно не вызывает интереса. В заключение игры участники обсуждают, явилась ли в целом удачной «стажировка» инопланетян на Земле. Часто обнаруживается, что даже инопланетяне (сильно отличающиеся от обычных людей) все-таки пригодны для многих земных профессий. Елена ПРЯЖНИКОВА, кандидат педагогических наук. (Газета «Школьный психолог».)
|